Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ экономических результатов деятельности предприятия

Результаты производственно-хозяйственной деятельности с точки зрения финансово-экономических отношений можно представить в виде средств полученных (доход, выручка), затраченных (расходы, издержки) и соотношений между ними (прибыль, рентабельность). Деятельность автотранспортного предприятия в рыночных условиях диверсифицирована: перевозки (причем различных видов), погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции, автосервис, торговля автомобилями, запасными частями и т.д. Соизмерение затрат и результатов проводится, как правило, в денежной форме. В денежном выражении измеряют затраты на производство, себестоимость продукции, ведут расчеты с обслуживаемой клиентурой, поставщиками подвижного состава, топлива, эксплуатационных и прочих материалов, с рабочими и служащими, государственными организациями, бюджетами всех уровней, осуществляют контроль за работой автотранспортного предприятия и пр.

При выполнении анализа финансово-экономических результатов деятельности автотранспортного предприятия прибегают к такой последовательности действий:

  • - анализируют доходы от перевозок и других услуг и работ, выявляют факторы, оказывающие влияние на размер доходов;
  • - проводят анализ общей суммы затрат и себестоимости перевозок, в том числе структуры и статей затрат; влияния общих затрат и объема выполненной работы на себестоимость; изменения доли переменных и постоянных затрат, а также заработной платы водителей в себестоимости; технико-эксплуатационных показателей и т.д.;
  • - исследуют формирование и распределение прибыли;
  • - выполняют анализ рентабельности.

Источниками информации для анализа являются сведения из внутрифирменного плана автотранспортного предприятия, данные бизнес-плана и прочие материалы, а главное - это материалы бухгалтерского и налогового учета, а также отчетные данные, представляемые в органы исполнительной власти, и прочие данные.

Анализ доходов. Понятие "доходы" является собирательным и включает в себя все поступления от различных видов деятельности. Выручкой же называются денежные средства от реализации готовой продукции (услуг, работ) за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, учитываемые при определении финансовых результатов. Кроме выручки у автотранспортного предприятия могут быть и другие поступления, а именно: операционные (от реализации основных средств, сдачи имущества в аренду, дивиденды и пр.) и внереализационные (взысканные задолженности, штрафы, пени, неустойки и т.п.).

Получение доходов - это завершающий этап оборота средств в хозяйстве, конечное звено производственно-хозяйственной деятельности организации. Доходы от каждого вида перевозок, от прочих работ и услуг учитывают, планируют и анализируют раздельно. Штрафы, пени и неустойки не входят в фактическую сумму доходов и не предусматриваются в плане.

Анализ доходов, полученных в результате деятельности предприятия, протекает в несколько этапов.

Анализ доходов

Рисунок 5 - Анализ доходов

Первоначально необходимо проанализировать состав и структуру доходов автотранспортного предприятия по плану и отчету, степень выполнения плана по доходам в разрезе видов перевозок и выполняемых работ. При этом наибольший удельный вес в общей сумме доходов должны иметь те из них, которые получены от основной деятельности автотранспортного предприятия - перевозок грузов и пассажиров. Прежде чем определять влияние изменений объемов транспортной работы по видам перевозок и ставок дохода, необходимо установить правильность применяемых тарифов. Если в течение отчетного периода были утверждены новые тарифы, то выполнение плана доходов следует рассматривать раздельно по двум периодам: до и после введения новых тарифов.

При анализе доходов автотранспортного предприятия следует сосредоточить внимание на выявлении факторов, влияющих на конечные результаты. При перевозке грузов к таким факторам относятся: выполнение плана перевозок в тоннах, изменение структуры объема перевозок по классам грузов, расстояние перевозки грузов, степень специализации парка автомобилей, выполнение плана по числу отработанных авточасов, изменение структуры парка "почасовых" автомобилей по грузоподъемности и степени применения автомобилей со специальными кузовами, а также увеличенной эксплуатационной скоростью и пр. При перевозке пассажиров факторами, влияющими на конечный результат, являются: уровень действующих тарифов на перевозку пассажиров, изменение объема перевозок, расстояние поездки пассажира и т.д.

Следующим этапом анализа доходов является анализ отчетного значения средней ставки дохода.

При использовании грузовых автомобилей, работающих по тарифу, который предусматривает оплату 1 т перевезенного груза, на значение средней ставки дохода могут оказывать влияние следующие причины: увеличение или уменьшение удельного веса грузов какого-либо класса (наибольшая величина средней ставки дохода соответствует грузам четвертого класса, наименьшая - грузам первого класса); изменение среднего расстояния перевозки (его увеличение способствует снижению указанной ставки); изменение удельного веса грузов, перевозимых по срочным повышенным тарифам; структура парка автомобилей по специализации; прочие причины, связанные с порядком применения тарифов, и др.

При использовании грузовых автомобилей и автобусов, работающих по часовому тарифу, на величину средней ставки дохода оказывают влияние грузоподъемность автомобиля и вместимость автобуса по числу мест для сидения (с повышением грузоподъемности и вместимости ставка увеличивается), структура парка (ставка возрастает для специализированного грузового подвижного состава и комфортных автобусов) и прочие факторы, связанные с порядком применения тарифов, надбавок, скидок и т.д.

На среднюю ставку дохода автобусов, работающих по участковому тарифу, влияют структурные сдвиги в объемах пассажирских перевозок, выполненных на внутригородских, пригородных и междугородных маршрутах; изменение среднего расстояния поездки пассажиров, коэффициента сменяемости на маршрутах, объемов реализации льготных билетов по видам перевозок, а также структура парка автобусов.

На уровень средней ставки дохода легковых автомобилей-такси оказывает влияние изменение платного пробега автомобилей, расстояния поездки пассажиров, количества посадок и часов оплаченного простоя.

В дальнейшем уточняются факторы, оказывающие первостепенное влияние на среднюю ставку дохода и объемы транспортной работы, с последующим применением приема исчисления разниц для оценки воздействия этих факторов на доходы по отдельным видам деятельности и в целом.

Анализ затрат и расходов предприятия. В практике автотранспортного предприятия используются, как минимум, три разновидности учета: налоговый, финансовый и управленческий.

Налоговый учет проводится под руководством Министерства РФ по налогам и сборам согласно Налоговому кодексу РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил данного учета для целей налогообложения в рамках учетной политики автотранспортного предприятия.

Финансовый учет выполняется под началом Министерства финансов РФ в соответствии с Планом счетов и Правилами бухгалтерского учета. Он предназначен для фиксации, оценки и контроля денежных потоков, финансовых активов и пассивов организации.

Управленческий учет ведется администрацией в интересах непосредственно организации и собственников. Это внутренний учет, который используется в системе менеджмента автотранспортного предприятия для повышения эффективности производства и принятия экономически обоснованных управленческих решений.

Расходы, связанные с производством и/или реализацией, подразделяются на следующие группы:

  • - материальные;
  • - расходы на оплату труда;
  • - суммы начисленной амортизации;
  • - прочие расходы.

Основной статьей материальных расходов являются расходы на приобретение сырья и материалов, которые используются при производстве товаров (услуг, работ), а также на другие производственные и хозяйственные нужды. Вместе с этими расходами учитываются расходы на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и/или дополнительной обработке, а также топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление зданий, выработку и передачу энергии.

Расходы на оплату труда: оплата труда основного производственного персонала, включая премии всем категориям работников за производственные результаты, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми контрактами и/или коллективными договорами.

Имущество (подвижной состав, здания, сооружения, оборудование и т.д.), результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на правах собственности и используются для извлечения доходов, являются амортизируемым имуществом. К этому виду имущества не относятся земля, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), материально-производственные запасы, товары, ценные бумаги и другие средства производства, имущество, начальная стоимость которого не превышает 10 тысяч рублей, а срок службы составляет, как правило, до одного года (12 месяцев). Нематериальные активы признаются амортизируемыми, если они используются в производственной деятельности или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Прочие расходы: расходы на ремонт основных средств, освоение природных ресурсов, обязательное и добровольное страхование имущества, суммы налогов и сборов, расходы на сертификацию продукции и услуг, суммы компенсационных сборов и иных подобных расходов, суммы выплаченных подъемных, расходы на оплату услуг по охране имущества, на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, на набор работников, арендные (лизинговые) платежи за имущество, расходы на командировки, оплату юридических, аудиторских и информационных услуг, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров, на канцелярские товары, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка и рекламу, расходы обслуживающих производств и хозяйств и т.д.

Построение отчетов о доходах и прибыли проводится по многоступенчатой схеме: из выручки от реализации вычитают переменные затраты, получая маржинальный доход; из маржинального дохода вычитают постоянные затраты, получая прибыль.

Анализ динамики постоянных и переменных затрат, цен на эксплуатационные и прочие материалы, объема перевозок, выручки и тарифов дают возможность оперативно и экономически обоснованно принимать управленческие решения в отношении номенклатуры перевозок, цен на них и другие транспортные услуги, выбора и замены оборудования, поиска оптимального варианта структуры и размера производственной базы автотранспортного предприятия, целесообразности увеличения объема производства и т.д.

Под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные автотранспортным предприятием. Расходами признаются любые затраты, если они произведены в процессе деятельности для получения доходов.

При перевыполнении (невыполнении) плана по грузо- и пассажирообороту или платным километрам пробега абсолютная величина фактических затрат будет больше (меньше) плановых, причем по отдельным группам затрат в разной степени. Поэтому до начала анализа необходимо устранить влияние внешних факторов. Известно, что затраты на топливо и смазочные материалы зависят от общего пробега подвижного состава и грузооборота, на техническое обслуживание, текущий ремонт и автомобильные шины - от общего пробега, заработная плата водителей грузовых автомобилей при сдельной системе оплаты труда - от грузооборота и объема перевозок. Другие виды расходов не зависят ни от пробега, ни от грузо- и пассажирооборота (например, почтово-телеграфные, командировочные расходы и др.). Особенности каждой группы затрат и учитывают при пересчете общей суммы расходов.

Аналитические суммы затрат по отдельным группам характеризуют допустимый уровень затрат при отчетном фактическом значении результата работы (перевозок) автотранспортного предприятия.

Анализ общей суммы затрат следует выполнять по каждой модели автомобилей и каждому виду перевозок, а полученные результаты нужно объединить.

Корректирование заработной платы проводится по каждой категории работников автотранспортного предприятия. У ряда категорий работников размер денежной оплаты труда прямо или косвенно зависит от результатов работы, у некоторых - не зависит. Поэтому переучет следует проводить отдельно по формам и системам оплаты труда для различных категорий работников.

Размер суммы амортизационных отчислений непосредственно зависит от трех элементов: нормы амортизации, стоимости автомобиля и числа автотранспортных средств в каждой группе. Следовательно, учет амортизации следует проводить по каждой группе основных средств отдельно.

При определении аналитической суммы постоянных затрат принимается во внимание то, что к ним относятся общехозяйственные расходы, которые в основном не зависят от объема работы. Поэтому при пересчете постоянных затрат общехозяйственные расходы берут условно в плановом значении.

Общая аналитическая сумма затрат характеризует их возможный уровень при отчетном объеме перевозок. Аналитические затраты могут отклоняться от плановых, как правило, вследствие изменения объема работы и цен. Если в анализируемом периоде изменились нормы расхода материалов или цены, то при пересчете это следует учесть, принимая во внимание сроки их введения, т.е. до момента введения новых норм или цен расчет проводят по прежним нормам и ценам, начиная со срока ввода - по новым, а затем результаты суммируют. Если аналитическая сумма равна отчетной сумме затрат, это означает, что в автотранспортном предприятии соблюдены все плановые нормы затрат или алгебраическая сумма отклонений по разным видам расходов равна нулю.

Анализ прибыли и рентабельности. Экономические результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели рентабельности, создающие основу экономического развития прибыли. При анализе структуры и динамики прибыли используются следующие показатели: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции (товаров, работ и услуг), балансовая прибыль и т.д. Схема формирования вышеперечисленных показателей представлена на Рисунке 7.

Схема формирования показателей прибыли предприятия

Рисунок 7 - Схема формирования показателей прибыли предприятия

Прибыль представляет собой важный обобщающий показатель деятельности организаций. С одной стороны, она является основным источником финансирования деятельности автотранспортного предприятия, а с другой - источником доходов государственных и местных бюджетов. При анализе прибыли дается количественная оценка причин, вызвавших ее изменение, и налоговых платежей в бюджет из прибыли, выявляются влияние издержек на изменение прибыли, воздействие динамики цен на прибыль и др.

Обычно анализ прибыли проводится в такой последовательности:

  • - анализ структуры и динамики прибыли;
  • - факторный анализ прибыли от реализации;
  • - анализ операционных и внереализационных доходов и расходов;
  • - анализ формирования чистой прибыли и влияние налогов на

прибыль;

  • - оценка эффективности распределения и использования прибыли для накопления и потребления;
  • - разработка предложений по совершенствованию финансового

состояния организации.

Общая балансовая прибыль автотранспортного предприятия - это разность между доходами, полученными в результате всей производственно-хозяйственной деятельности, и общими расходами, связанными с ее работой.

Балансовая прибыль организации слагается из прибыли от перевозок, выполнения транспортно-экспедиционных операций, погрузочно-разгрузочных работ и других видов деятельности, а также внереализационных результатов.

Анализ прибыли следует начинать с сопоставления ее фактической суммы с планом и предшествующим годом (или рядом лет) в целом по автотранспортному предприятию и составным элементам.

На отклонение фактической общей прибыли от плановой влияет изменение ее величины от каждого вида деятельности, что и вызывает изменение отчетной структуры прибыли. Влияние структурных "сдвигов" в прибыли нельзя не учитывать, так как может оказаться, что выполнение и перевыполнение плана были достигнуты за счет второстепенной, а не основной деятельности.

Обычно основную часть балансовой прибыли составляет прибыль от перевозок и экспедирования. Если сверхплановая прибыль получена в основном за счет других работ и услуг, то это свидетельствует о диверсификации деятельности автотранспортного предприятия. При рассмотрении прочих внереализационных результатов расшифровывают каждую статью, выявляют причины возникновения прибылей или убытков.

На завершающем этапе анализа прибыли изучают, как была распределена и фактически использована прибыль, полученная организацией.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы организаций, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, о доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении автотранспортного предприятия и т.д.

Показатели рентабельности рассчитываются отношением эффекта (чаще всего прибыли) к наличным или используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). Рентабельной организацией (или видом деятельности) называют такую, которая после реализации продукции (услуг, работ) покрывает все издержки, обеспечивает расширенное воспроизводство и, кроме того, имеет превышение доходов над расходами.

Показатели рентабельности могут определяться с применением балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Их подразделяют на показатели, отражающие доходность капитала и его частей, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиций, а также отражающие прибыльность продаж.

Рентабельность продаж (оборота) определяется делением прибыли от реализации продукции (услуг, работ) или чистой прибыли на размер полученной выручки:

Рп = Пр/В или Рп = ЧП/В, (49)

где Пр - прибыль от реализации продукции;

ЧП - чистая прибыль;

В - выручка.

Этот показатель показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. дохода. Чем ближе этот показатель к единице, тем эффективнее налажена коммерческая, сбытовая деятельность. Показатель может быть рассчитан как в целом по автотранспортному предприятию, так и по отдельным видам работ, перевозок и пр.

Рентабельность производства (окупаемость затрат), находится отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию:

Рпр = Пр/3 или Рпр = ЧП/3, (50)

где 3 - сумма затрат.

Этот показатель характеризует связь прибыли и затрат, т.е. количество прибыли автотранспортного предприятия, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию. Он может быть рассчитан по отдельным видам деятельности (перевозок) и по организации в целом.

Рентабельность инвестиций (окупаемости инвестиционных проектов) определяется аналогично: прибыль (ожидаемую или получаемую) делят на сумму инвестиций в анализируемый проект. Если ежегодная сумма прибыли направляется лишь на погашение инвестиционных вложений, то рентабельность характеризуется окупаемостью - величиной, обратной сроку окупаемости.

Рентабельность капитала может рассчитываться как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала или отдельных его составляющих: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Рк = БП/К или ЧП/К, (51)

где БП - балансовая прибыль,

К - стоимость капитала.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите последовательность действий при выполнении анализа финансово-экономических результатов деятельности автотранспортного предприятия.
  • 2. Назовите этапы анализа доходов, полученных в результате деятельности автотранспортного предприятия.
  • 3. Какие виды учета используются на автотранспортном предприятии?
  • 4. На какие группы подразделяются расходы, связанные с производством и/или реализацией?
  • 5. Назовите признаки классификации затрат предприятия.
  • 6. Перечислите элементы, влияющие на размер суммы амортизационных отчислений.
  • 7. В какой последовательности проводится анализ прибыли предприятия?
  • 8. Из чего слагается балансовая прибыль автотранспортного предприятия?
  • 9. Как рассчитывается рентабельность продаж?
  • 10. Как определяется рентабельность производства?
  • 11. Как определяется рентабельность инвестиций?
  • 12. Как рассчитывается рентабельность капитала?
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение1. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия2. Виды анализа: их классификация и характеристика3. Методы проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа4. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия5. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия6. Анализ финансового состояния предприятия7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия8. Анализ производственных результатов предприятия9. Анализ результатов технического развития предприятия10. Анализ результатов социального развития предприятия11. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов12. Анализ состояния и использования основных средств предприятия13. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)15. Оценка эффективности деятельности предприятия16. Диагностика кадрового и технического потенциала предприятия17. Диагностика производственного и финансового потенциала предприятияСписок использованных источников