Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Показатели рентабельности, их расчет и анализ.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат.

Используются показатели рентабельности для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т.п.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • 2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  • 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) () исчисляется путем отношения прибыли от реализации () к сумме затрат по реализованной продукции ():

. (1)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность оборота () рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг () на сумму полученной выручки ():

. (2)

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) совокупного капитала (общая рентабельность активов) () является одним из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Она представляет собой отношение балансовой прибыли (общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов) () к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала в активы предприятия ():

. (3)

В процессе анализа следует изучить динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями отрасли, после чего определить факторы, формирующие их уровень.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат, рентабельность затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

  • - изменения структуры продаж ();
  • - уровня себестоимости реализованной продукции ();
  • - средних цен реализации ().

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(4)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и затраты, можно определить их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Далее следует сделать факторный анализ рентабельности затрат по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

(5)

Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:

; ; ;

; . (6-10)

Результаты расчетов покажут, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.

Таким же образом проводится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

(11)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от изменений среднего уровня цены и себестоимости изделия:

(12)

Алгоритм расчета влияния факторов можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Факторный анализ рентабельности продаж одного вида продукции

Этап

Факторы

Результат

Влияние (+/-)

За счет фактора

Ц

С

1.

План

План

План

---

---

2.

Факт

План

Усл 1

Усл 1-План

Ц

3.

Факт

Факт

Факт

Факт - Усл 1

С

Общее влияние факторов

Итого:

= Факт - План

Ц и С

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
1. Анализ технико-организационного уровня производства2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов4. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат5. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами6. Анализ использования рабочего времени7. Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда8. Анализ объема и структуры выпуска продукции9. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции10. Анализ ассортимента продукции11. Анализ качества продукции12. Анализ ритмичности производства13. Анализ наличия и движения основных средств, их состава и структуры14. Показатели оценки эффективности использования основных средств15. Анализ технического состояния основных средств16. Анализ показателей себестоимости продукции17. Анализ безубыточности (критическая точка реализации). Оценка запаса финансовой прочности18. Задачи и организация анализа прибыли19. Факторный анализ прибыли от реализации20. Показатели рентабельности, их расчет и анализ.21. Понятие финансового состояния и финансовой стабильности предприятия22. Экспресс-анализ финансового состояния23. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса предприятия24. Анализ структуры пассивов баланса предприятия25. Система показателей финансового состояния предприятия26. Анализ ликвидности баланса27. Источники формирования оборотного капитала28. Анализ обеспеченности оборотными средствами29. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности30. Анализ эффективности использования оборотных средств31. Анализ структуры себестоимости продукции32. Анализ формирования чистой прибыли