Факторный анализ прибыли от реализации

Основную часть прибыли предприятия и организации получают от реализации продукции товаров, работ и услуг, поэтому объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, а также сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации (); ее структуры (); себестоимости () и уровня среднереализационных цен ():

(2)

Объем реализации продукции (товаров, работ, услуг) может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли рассмотрим на примере (таблица 1).

Пример: Проведите факторный анализ прибыли от реализации продукции, при этом известно, что физические объемы продаж на предприятии упали по сравнению с прошлым периодом с 20 500 до 18 450 тыс. шт. ()

Таблица 1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Базовый период

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

1.

Выручка (нетто) от реализации продукции

83414

81032

97120

2.

Полная себестоимость реализованной продукции

67937

65534

78523

3.

Прибыль от реализации продукции (стр.1-стр.2)

  • 15477
  • ()
  • 15498
  • ()
  • 18597
  • ()

Если сравнить сумму прибыли базового периода () и условную (), исчисленную исходя из объема и ассортимента товаров и продукции отчетного периода с применением базисных цен и себестоимости продукции, определим, насколько изменилась сумма прибыли за счет объема и структуры реализованной продукции ():

(1)

Чтобы найти влияние только объема продаж (), необходимо базисную прибыль () умножить на темп прироста объема продаж () и результат разделить на 100:

(2)

(3)

Затем можно определить влияние структурного фактора ():

(4)

Влияние изменения полной себестоимости () на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат отчетного периода () с условными затратами (), т.е. с затратами базового периода, пересчитанными на объем продаж отчетного периода. При этом не забываем, что себестоимость и прибыль находятся в обратной зависимости.

(5)

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию () определяется сопоставлением выручки отчетного периода () с условной (), которую организация получила бы за объем реализации отчетного периода при отпускных ценах базового периода:

(6)

Проверим расчеты: общее изменение прибыли от реализации продукции должно соответствовать сумме изменений под влиянием отдельных факторов, т.е.:

(7)

Вывод: Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализациооных цен. Росту суммы прибыли на 1568,7 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, т. е. в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. руб.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:

  • - объема реализации продукции;
  • - себестоимости продукции;
  • - среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

. (3)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

; (4)

; (5)

. (6)

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >