Факторный анализ прибыли от реализации
Основную часть прибыли предприятия и организации получают от реализации продукции товаров, работ и услуг, поэтому объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, а также сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации (); ее структуры (); себестоимости () и уровня среднереализационных цен ():

(2)
Объем реализации продукции (товаров, работ, услуг) может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли рассмотрим на примере (таблица 1).
Пример: Проведите факторный анализ прибыли от реализации продукции, при этом известно, что физические объемы продаж на предприятии упали по сравнению с прошлым периодом с 20 500 до 18 450 тыс. шт. ()
Таблица 1
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Базовый период |
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период |
1. |
Выручка (нетто) от реализации продукции |
83414 |
![]() 81032 |
![]() 97120 |
![]() 2. |
Полная себестоимость реализованной продукции |
67937 |
![]() 65534 |
![]() 78523 |
![]() 3. |
Прибыль от реализации продукции (стр.1-стр.2) |
|
|
|
Если сравнить сумму прибыли базового периода () и условную (), исчисленную исходя из объема и ассортимента товаров и продукции отчетного периода с применением базисных цен и себестоимости продукции, определим, насколько изменилась сумма прибыли за счет объема и структуры реализованной продукции ():

(1)
Чтобы найти влияние только объема продаж (), необходимо базисную прибыль () умножить на темп прироста объема продаж () и результат разделить на 100:
(2)
(3)
Затем можно определить влияние структурного фактора ():
(4)
Влияние изменения полной себестоимости () на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат отчетного периода () с условными затратами (), т.е. с затратами базового периода, пересчитанными на объем продаж отчетного периода. При этом не забываем, что себестоимость и прибыль находятся в обратной зависимости.
(5)
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию () определяется сопоставлением выручки отчетного периода () с условной (), которую организация получила бы за объем реализации отчетного периода при отпускных ценах базового периода:

(6)
Проверим расчеты: общее изменение прибыли от реализации продукции должно соответствовать сумме изменений под влиянием отдельных факторов, т.е.:
(7)
Вывод: Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализациооных цен. Росту суммы прибыли на 1568,7 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, т. е. в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. руб.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:
- - объема реализации продукции;
- - себестоимости продукции;
- - среднереализационных цен.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
. (3)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
; (4)
; (5)
. (6)