Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Анализ безубыточности (критическая точка реализации). Оценка запаса финансовой прочности

Для обоснования управленческих решений в бизнесе в современных условиях рыночной экономики применяется маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: затраты - объем производства (реализации) продукции - прибыль. С помощью маржинального анализа можно прогнозировать величину каждого из этих показателей при заданной величине других. Данный метод управленческих расчетов называют также анализом «затраты - объем - прибыль», анализом безубыточности, анализом содействия доходу.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории (понятия) маржинального дохода (маржи покрытия).

Маржинальный доход предприятия (маржа покрытия, маржинальная прибыль)- разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию, т.е. - это выручка минус переменные затраты. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и удельными переменными затратами. Он включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Безубыточность (порог рентабельности, критическая точка реализации, точка окупаемости затрат) - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это значение минимальной выручки, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Безубыточность можно выразить как в стоимостном выражении, так и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданных товаров и продукции будет приносить прибыль.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли; запас финансовой устойчивости, прочности), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние организации.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Существуют графический и аналитический методы расчета уровня окупаемости (безубыточности).

Графический способ.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности или предприятия или в натуральных единицах, по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно определить точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, выше которой предприятие получит прибыль, а ниже - производство будет убыточным.

Аналитический (алгебраический) способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить график. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж () в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат () разделить на долю маржи покрытия в выручке ():

. (1)

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

. (2)

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:

. (3)

Нередко ставится задача определения объема реализации продукции для получения определенной суммы прибыли (), для чего используется следующая формула:

. (4)

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

. (5)

Для определения зоны безопасности () аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

. (6)

Зону безопасности иначе называют запасом финансовой устойчивости или прочности и могут выражать в процентах от выручки:

. (7)

Зона безопасности, выраженная в процентах показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

; . (8;9)

Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовывать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремиться к сокращению постоянных издержек.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
1. Анализ технико-организационного уровня производства2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов4. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат5. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами6. Анализ использования рабочего времени7. Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда8. Анализ объема и структуры выпуска продукции9. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции10. Анализ ассортимента продукции11. Анализ качества продукции12. Анализ ритмичности производства13. Анализ наличия и движения основных средств, их состава и структуры14. Показатели оценки эффективности использования основных средств15. Анализ технического состояния основных средств16. Анализ показателей себестоимости продукции17. Анализ безубыточности (критическая точка реализации). Оценка запаса финансовой прочности18. Задачи и организация анализа прибыли19. Факторный анализ прибыли от реализации20. Показатели рентабельности, их расчет и анализ.21. Понятие финансового состояния и финансовой стабильности предприятия22. Экспресс-анализ финансового состояния23. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса предприятия24. Анализ структуры пассивов баланса предприятия25. Система показателей финансового состояния предприятия26. Анализ ликвидности баланса27. Источники формирования оборотного капитала28. Анализ обеспеченности оборотными средствами29. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности30. Анализ эффективности использования оборотных средств31. Анализ структуры себестоимости продукции32. Анализ формирования чистой прибыли