Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Анализ показателей себестоимости продукции

Себестоимость продукции - это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъекта хозяйствования.

Себестоимость - это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

  • - полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • - затраты на рубль товарной продукции;
  • - себестоимость отдельных изделий;
  • - отдельные статьи затрат;
  • - центры ответственности.

Среди задач анализа себестоимости можно выделить основные:

  • - изучение динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
  • - анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости одного рубля товарной продукции (затрат на один рубль товарной продукции);
  • - изучение структуры затрат;
  • - факторный анализ себестоимости продукции по статьям;
  • - выявление резервов снижения себестоимости и др.

Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат на производство продукции в целом по предприятию и по основным элементам: оплата труда, отчисления на социальные нужды (единый социальный налог), материальные затраты, амортизация, прочие затраты.

Общая сумма затрат на производство зависит от изменения:

  • - объема производства;
  • - структуры продукции;
  • - уровня переменных затрат на единицу продукции;
  • - суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Зависимость себестоимости от указанных факторов представляет собой уравнение первой степени (графике функции - прямая линия):

, (1)

где - общая сумма затрат на производство продукции;

- объем производства продукции;

- уровень переменных расходов на единицу определенного вида продукции;

- удельный вес определенного вида продукции в общем объеме выпуска продукции;

- абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Провести факторный анализ общей суммы затрат на производство можно приемом цепной подстановки.

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

При осуществлении более глубокого анализа себестоимости продукции необходимо ориентироваться на следующее:

  • 1) Расход сырья и материалов на единицу продукции зависит от их качества, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников и др.
  • 2) Уровень средней цены материала зависит от рынков сырья, инфляционных факторов, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья, замены одного вида материала другим и т.д.
  • 3) Наличие сверхплановых безвозвратных отходов приводит к прямому удорожанию продукции и уменьшению ее выпуска.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который характеризует уровень издержкоемкости продукции в целом по предприятию. Этот показатель может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Издержкоемкость (затраты на один рубль товарной продукции:

Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции ()

________________ (2)

Стоимость произведенной продукции в действующих ценах ()

При уровне издержкоемкости ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

В процессе анализа следует изучить динамику затрат на один рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю. После этого нужно проанализировать выполнение плана по уровню издержкоемкости и установить факторы ее изменения, для чего используется следующая факторная модель:

(3)

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
1. Анализ технико-организационного уровня производства2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов4. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат5. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами6. Анализ использования рабочего времени7. Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда8. Анализ объема и структуры выпуска продукции9. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции10. Анализ ассортимента продукции11. Анализ качества продукции12. Анализ ритмичности производства13. Анализ наличия и движения основных средств, их состава и структуры14. Показатели оценки эффективности использования основных средств15. Анализ технического состояния основных средств16. Анализ показателей себестоимости продукции17. Анализ безубыточности (критическая точка реализации). Оценка запаса финансовой прочности18. Задачи и организация анализа прибыли19. Факторный анализ прибыли от реализации20. Показатели рентабельности, их расчет и анализ.21. Понятие финансового состояния и финансовой стабильности предприятия22. Экспресс-анализ финансового состояния23. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса предприятия24. Анализ структуры пассивов баланса предприятия25. Система показателей финансового состояния предприятия26. Анализ ликвидности баланса27. Источники формирования оборотного капитала28. Анализ обеспеченности оборотными средствами29. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности30. Анализ эффективности использования оборотных средств31. Анализ структуры себестоимости продукции32. Анализ формирования чистой прибыли