Анализ качества продукции
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Повышение качества - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
В процессе анализа качества продукции решаются задачи:
- 1. Оценивается технический уровень продукции.
- 2. Выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным.
- 3. Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки.
- 4. Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции.
- 5. Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта - сведения о конструкции; технологических процессах изготовления; применяемых средствах и предметах труда; результатах производства и реализации; рекламе и т.д. Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.
Влияние качества продукции на результативные показатели работы предприятия оценивается с помощью показателей качества, которые характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделий, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- - удельный вес продукции высшей категории качества;
- - средневзвешенный балл продукции;
- - средний коэффициент сортности;
- - удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- - удельный вес сертифицированной продукции;
- - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- - удельный вес экспортируемой продукции и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- - полезность (жирность молока, зольность угля);
- - надежность (долговечность, безотказность в работе);
- - технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);
- - эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
Основным косвенным показателем качества является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объемов производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, например, балльный. При использовании данного метода определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:
- Доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства:
. (1)
- - Средний коэффициент сортности, который можно определить двумя способами:
- а) отношением количества продукции высшего (первого) сорта к общему количеству, т.е. определяется доля продукции высшего сорта:

. (2)
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего (первого) сорта:

. (3)
- Средневзвешенная цена изделия представляет собой отношение стоимости продукции по сортам к общему выпуску продукции и определяется следующим образом:

. (4)
В приведенных формулах:
- цена продукции i-того сорта;
- объем продукции i-того сорта в натуральном выражении;
- цена продукции высшего (первого) сорта.
- объем продукции высшего (первого) сорта;
Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной продукции и т.п.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях (отзывах) на продукцию. При этом изучается динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу, определяются потери от брака. Они анализируются по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, а также по конкретным изделиям и причинам брака.
Основными причинами брака и понижения качества продукции могут быть: низкий уровень технологии и организации производства; аритмичность производства; недостаточный уровень квалификации рабочих; работа на неисправном оборудовании; использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники; отступление от технологического процесса; использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами; несовершенство упаковки, маркировки; нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и т.д.