Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Анализ качества продукции

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Повышение качества - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

В процессе анализа качества продукции решаются задачи:

  • 1. Оценивается технический уровень продукции.
  • 2. Выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным.
  • 3. Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки.
  • 4. Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции.
  • 5. Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта - сведения о конструкции; технологических процессах изготовления; применяемых средствах и предметах труда; результатах производства и реализации; рекламе и т.д. Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Влияние качества продукции на результативные показатели работы предприятия оценивается с помощью показателей качества, которые характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделий, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • - удельный вес продукции высшей категории качества;
  • - средневзвешенный балл продукции;
  • - средний коэффициент сортности;
  • - удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • - удельный вес сертифицированной продукции;
  • - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • - удельный вес экспортируемой продукции и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • - полезность (жирность молока, зольность угля);
  • - надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • - технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);
  • - эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Основным косвенным показателем качества является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объемов производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, например, балльный. При использовании данного метода определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

- Доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства:

. (1)

  • - Средний коэффициент сортности, который можно определить двумя способами:
    • а) отношением количества продукции высшего (первого) сорта к общему количеству, т.е. определяется доля продукции высшего сорта:

. (2)

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего (первого) сорта:

. (3)

- Средневзвешенная цена изделия представляет собой отношение стоимости продукции по сортам к общему выпуску продукции и определяется следующим образом:

. (4)

В приведенных формулах:

- цена продукции i-того сорта;

- объем продукции i-того сорта в натуральном выражении;

- цена продукции высшего (первого) сорта.

- объем продукции высшего (первого) сорта;

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной продукции и т.п.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях (отзывах) на продукцию. При этом изучается динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу, определяются потери от брака. Они анализируются по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, а также по конкретным изделиям и причинам брака.

Основными причинами брака и понижения качества продукции могут быть: низкий уровень технологии и организации производства; аритмичность производства; недостаточный уровень квалификации рабочих; работа на неисправном оборудовании; использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники; отступление от технологического процесса; использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами; несовершенство упаковки, маркировки; нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и т.д.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
1. Анализ технико-организационного уровня производства2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов4. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат5. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами6. Анализ использования рабочего времени7. Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда8. Анализ объема и структуры выпуска продукции9. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции10. Анализ ассортимента продукции11. Анализ качества продукции12. Анализ ритмичности производства13. Анализ наличия и движения основных средств, их состава и структуры14. Показатели оценки эффективности использования основных средств15. Анализ технического состояния основных средств16. Анализ показателей себестоимости продукции17. Анализ безубыточности (критическая точка реализации). Оценка запаса финансовой прочности18. Задачи и организация анализа прибыли19. Факторный анализ прибыли от реализации20. Показатели рентабельности, их расчет и анализ.21. Понятие финансового состояния и финансовой стабильности предприятия22. Экспресс-анализ финансового состояния23. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса предприятия24. Анализ структуры пассивов баланса предприятия25. Система показателей финансового состояния предприятия26. Анализ ликвидности баланса27. Источники формирования оборотного капитала28. Анализ обеспеченности оборотными средствами29. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности30. Анализ эффективности использования оборотных средств31. Анализ структуры себестоимости продукции32. Анализ формирования чистой прибыли