Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ товарной структуры экспорта продукции лесопромышленного комплекса РФ

Анализ товарной структуры экспорта продукции лесопромышленного комплекса РФ


Товарная структура экспорта продукции лесопромышленного комплекса РФ

ТНВЭД (2 знака)

2010 год

2011 год

2012 год

стоимость

(млн.долл.)

в % к итогу

стоимость

(млн.долл.)

в % к итогу

стоимость

(млн.долл.)

в % к итогу

Всего

9228,8

100

11273,0

100

10157,3

100

44-древесина и изделия из нее; древесный уголь

6219,9

67,396

7358,6

65,276

6735,5

66,312

45-пробка и изделия из нее

0,1

0,001

0,1

-

0,4

0,004

46-изделия из соломы, альфы или прочих материалов для плетения

0,1

0,001

0,2

0,002

0,2

0,002

47-масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов

1149,5

12,46

1400,0

12,419

1215,5

11,967

48-бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона

1550,0

16,792

2161,3

19,172

1924,5

18,947

49-печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности

309,2

3,350

352,8

3,13

281,2

2,768

Анализ товарной структуры экспорта продукции лесопромышленного комплекса РФ

Экспорт - основа благополучия ведущих российских лесопромышленных компаний. Более половины всей производимой в стране продукции ЛПК направляется за границу.

Большая часть доходов предприятий лесной промышленности формируется за счет экспорта, особенно группы 44-древесина и изделия из нее; древесный уголь. В 2010 году она составляла 67,396% и в течение последующих двух лет в принципе не изменилась, в 2012 году составила 66,312%. Остальные сегменты ЛПК не пользуются большим спросом за границей (пробка, изделия из соломы, масса из древесины, бумага и картон, печатные книги, газеты) в общем, они составляют 32, 604% от итога. Так как древесина и древесный уголь являются сырьевыми продуктами, требующими переработки, его спрос очень высок, например, в Китай, по сравнению с бумагой или картоном переработанных на территории РФ. Для стран Европы и Азии экономически выгодно перерабатывать их на территории своей страны.

Экспорт группы 45-пробка и изделия из нее и группы 46- изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения за границу не значительный он составляет в 2010 году 0,002% от общего итога, а в 2012 году 0,006% в общей сложности, это зависит от отсутствия спроса. Мировой рынок не нуждается в этих изделиях.

Я думаю, что некоторые изменения экспорта ЛПК формируются за счет вступления России в ВТО в 2012 году.

Экспорт группы 47-масса из древесины или других волокнистых целлюлозных материалов в 2010 году составил 12,46%, а в 2012 году 11,967% это упирается в проблему нехватки производственных мощностей (основных фондов), а, следовательно, нужны инвестиции. Таким образом, средства, вырученные от экспорта древесины, должны рассматриваться на сегодняшний как источник инвестиций на развитие глубокой переработки внутри страны.

Усилится конкуренция на рынке группы 48-бумага и картон, изделия из бумажной массы, бумаги или картона. В 2010 году экспорт их составлял 16,792% от общего итога, в 2011 году увеличился на 2,5% и составил 19,172%, а в 2012 году он уже составил 18,947%.

В качестве меры защиты федеральные органы исполнительной власти прорабатывают вопрос об установлении на бумажную продукцию 15%-ной пошлины.

Экспорт группы 49- печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности составлял в 2010 году 3,350%, а в 2012 году составил 2.768%. Изменения произошли из-за общего финансового кризиса, увеличении конкурентных условий, а так же поспособствовал период инфляции.

Сильное давление на рынок целлюлозы и картона в 2012 году будет оказывать ожидания производителей и переработчиков во много зависит от потребительского спроса в Европе и Китае, а также соотношения валютных курсов.

Китай в настоящее время является главнейшим потребителем российской лесной продукции, в первую очередь - необработанной древесины, заготавливаемой во всех лесных регионах, располагающихся хотя бы в относительной близости от российско-китайской границы.

На сегодняшний день торговля лесом имеет для России как свои плюсы так, так и минусы. торговля пошлина экспорт древесина

С одной стороны, в настоящий момент лишь путем наращивания объемов экспорта наиболее дешевых видов лесопродукции можно сиюминутно, без значительных дополнительных затрат увеличивать объем валютной выручки, которую, как одно из предложений, предлагается направлять на расширение внутри страны мощностей по глубокой переработке древесины (улучшение структуры производства). Все остальные варианты требуют значительных инвестиционных вливаний.

Отказаться от торговли за границу мы не можем потому, что экспорт на сегодняшний день - это источник, позволяющий оставаться на плаву отечественному ЛПК, это источник пополнения оборотных средств для большинства предприятий комплекса.

Кроме того, с экспортом лесной продукции во многом связаны последние возможности нахождения работы во многих лесных поселках, поскольку собственная переработка лесной продукции с стороны таможенного союза где-то развита слабо, а где-то - и не развита вовсе.

С другой стороны, торговля с другими странами приведет к тому, что в ближайшей перспективе мы можем столкнуться с проблемой нехватки сырья даже для само обеспечения, несмотря на миф о том, что наша страна обладает практически неисчерпаемыми запасами леса, так как экономически доступных ресурсов становится все меньше и меньше, а с массовым экспортом древесного сырья небезосновательно связывается значительная доля незаконных рубок, разорение многих уникальных по своей природе лесных территорий.

Еще один отрицательный для России момент в том, что торговля с Китаем (в основном) не создает заинтересованность у нас в развитии более цивилизованной торговли, повышению нашей конкурентоспособности на мировом рынке. Наличие такого крупного и неприхотливого источника спроса с все возрастающей потребностью не заставляет нас интенсифицироваться, повышать качество, думать о сертификации и унификации лесной продукции. Мы остаемся неконкурентоспособными и нам больше некуда деваться как гнать огромные потоки дешевого леса в Китай.

Более того, торговля с Китаем опосредованно снижает спрос на нашу лесопродукцию со стороны других стран. В частности, Япония покупает у нас меньше пиломатериалов, потому что покупает их у Китая, а Китай производит их, используя в качестве сырья именно наш круглый лес.

Таким образом, сегодня за счет себя мы создаем очень хорошие стартовые условия, экспортируя дешевый круглый лес.

Тем не менее, несмотря на все недостатки торговли, основной вывод все же такой, что мы на сегодняшний день не должны снижать объемы торговли круглым лесом, так как она является основным доходообразующим направлением деятельности ЛПК Сибири и Дальнего Востока.

В качестве рекомендаций по развитию экспортного направления для реализации ЛПК предлагаются следующие:

1. Жесткий контроль государства над экспортными доходами от продажи древесины, который возможен через корректировку таможенных пошлин в сторону роста пошлин на вывоз круглого леса и снижение на продукцию глубокой переработки (один из механизмов перераспределения средств между мелкими и крупными участниками комплекса);

2. Изменение структуры ЛПК в пользу сокращения числа мелких лесоэкспортеров, так как это упрощает контроль. Контролировать проще ограниченное число крупных участников, а не тысячи мелких лесоэкспортеров, а как раз они работают в сфере лесозаготовки и экспорта круглого леса за рубеж.

3. Введение «связанных контрактов», предполагающих продажу древесины и древесного угля в комплекте с продуктами более глубокой переработки (для китайского направления это, в первую очередь, пиломатериалов и целлюлозы);

4. Создание совместных предприятий по глубокой переработке на нашей или территории других стран;

5. Внедрение сертификации и стандартизации лесной продукции, что могло бы способствовать росту нашей конкурентоспособности и возможности требования более высокой цены за наш лес.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее