Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Бухучет и аудит arrow Аудит отчислений на социальные нужды

Аудит отчислений на социальные нужды


Введение

Оплата труда (заработная плата) представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги.

В настоящее время минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально - экономические условия. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.

Решить некоторые из указанных проблем можно с помощью правильной оплаты труда основанной на соразмерном эффективном возмещении затрат работника в процессе трудовой деятельности. Она обретает особую значимость на современном этапе в связи с изменениями условий хозяйствования, увеличением объема прав и полномочий хозяйствующих субъектов, когда возникает дополнительная необходимость разработки и внедрения на каждом предприятии системы оплаты труда, направленной на: максимальное использование трудового потенциала работников, точную и полную оценку количества и качества труда. Через организацию заработной платы должен достигаться необходимый компромисс между интересами работодателя и работника способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

В интересах науки и практики заработная плата на современном этапе должна превращаться посредством гибкого регулирования необходимых аспектов организации оплаты труда в главное звено процесса экономического развития и придавать ему функции стабилизатора экономики. Новые подходы в организации формирования и распределения фондов оплаты труда призваны обеспечить социальную справедливость, объективность, повысить стимулирование и мотивацию работников, чему в значительной степени способствует эффективный внутренний и внешний контроль хозяйственной деятельности предприятий.

В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействуют ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Как считает А.Маршалл [8], при рационально организованной экономике цена высококвалифицированного творческого труда значительно выше, чем малоквалифицированного. Это отражает более высокую продуктивность квалифицированного труда. Как известно, в России ситуация обратная, следовательно, нашу экономику нельзя считать рационально организованной.

Цели:

-определить сущность оплаты труда, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования;

- раскрыть специфику учета оплаты труда в торговой организации;

- раскрыть специфику учета оплаты на социальные нужды;

Исходя из цели, были поставлены задачи:

-рассмотреть теоретические основы учета труда и его оплаты;

-рассмотреть теоретические основы учета выплат на социальные нужды.

учет труд оплата торговый

Аудит заработной платы

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)[1] оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Для предприятия затраты человеческого труда являются важнейшим элементом издержек производства и обращения. Поэтому важное значение имеет наличие экономически обоснованной и достоверной информации о труде и его оплате.

Учет труда и его оплаты должен обеспечить:

контроль за производительностью труда, количеством и качеством труда, использованием рабочего времени, фондом оплаты труда и фондом потребления;

осуществление своевременных и правильных расчетов по оплате труда;

получение данных по труду и его оплате для планирования и оперативного регулирования;

своевременное составление бухгалтерской и статистической отчетности по труду и его оплате.

Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Контрольные процедуры:

1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и утверждаемым учетной политикой.

2. Ознакомиться с организацией оперативного учета личного состава организации и изучить документы, отражающие движение списочного состава персонала организации (прием, увольнение, перевод).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «0 бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документация по учету труда и его оплаты утверждена постановлением Госкомстата РФ от 5.01.2004 г.№1[5].

3. Изучить организацию оплаты труда.

3.1. Изучить системы оплаты труда.

Организация может при менять тарифную и бестарифную системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда подразделяется на сдельную и повременную, каждая из которых имеет своп разновидности.

3.2. Установить условия оплаты труда и видовой состав начислений.

Аудитору необходимо ознакомиться с действующей в организации системой поощрения работников посредством премирования и предоставления сотрудникам различных материальных и социальных благ, суммы которых должны включаться в совокупный доход физического лица (оплата питания, оплата проездных документов, обучение в вузе, выдача займов на льготных условиях и др.).

3.3. Установить формы и порядок выплаты персоналу организации заработной платы.

Помимо выплаты заработной платы наличными денежными средствами организация может в соответствии с коллективным договором пли трудовым договором по письменному заявлению работника осуществлять выдачу заработной платы в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ)[1]. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться через кассу, с помощью пластиковых карт и других технических средств.

4. Изучить видовой состав удержаний.

Из заработной платы физических лиц, работающих на предприятии, в учреждении, организации по трудовому договору, договору подряда, но совместительству или выполняющих разовые или случайные работы, могут производиться определенные виды удержаний.

5. Изучить учетную политику с целью установления наличия в ней положений по созданию различных видов резервов в части оплаты труда.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам: выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год, что предусмотрено п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

6. Проверить правильность ведения аналитического учета расчетов по оплате труда.

6.1 Ознакомиться с порядком ведения аналитического учета.

6.2 Проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета.

7. Ознакомиться с правилами документооборота по учету труда и его оплаты и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете труда и его оплаты.

8. Проверить соблюдение порядка проведения инвентаризации расчетов по оплате труда.

При организации учета труда и его оплаты субъекты экономической деятельности опираются на законодательные и нормативные документы.

Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации. Наряду с Конституцией РФ, основой законодательного регулирования организации учета труда и его оплаты являются следующие законодательные и нормативные документы, часть из которых претерпела существенные изменения и дополнения в последние годы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

2. Кодекс законов о труде РФ;

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл. 23,24,25) [2];

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[3];

6. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1-Ф3 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.[4];

7. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей от 19.05.1995 г. №81-ФЗ;

8. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. № 2490-1 [6];

Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:

налог на доходы физических лиц

по исполнительным документам в пользу других предприятий и лиц

своевременно не возвращенные подотчетные суммы

за причиненный материальный ущерб

за товары, купленные в кредит

по полученным займам

профвзносы и др.

Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с главой 23 НК РФ[1]. Исчисление этого налога производится по совокупному годовому доходу, полученному в календарном году от всех источников на территории РФ и вне ее, как в денежной, так и в натуральной форме.

Учет расчетов по оплате труда регламентируется основными положениями по учету труда и заработной платы, положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию, положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям и другими.

Учет расчетов по оплате труда и другим выплатам с каждым из работающих ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.

Для идентификации работающих каждому присваивается табельный номер, и он указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.

Учет расчетов по оплате труда в лицевых карточках ведется нарастающим итогом в течение года. Лицевые счета работников должны храниться в архиве предприятия в течение 75 лет.

Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка.

Таблице 1. Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» [7]

Уменьшение задолженности

Корреспондирующий счет

Увеличение задолженности

Корреспондирующий счет

Начисление удержаний:

Налог на доходы физ.лиц.

По исполнительным листам

Не возвращенным подотчетным суммам

За причиненный материальный ущерб

За товары, купленные в кредит

По полученным займам

Выплата зарплаты, отпускных

Перечисление оплаты труда на лицевой счет в банке

Депонирование зарплаты

68

76

71

73

76

73

50

51

76

Сальдо-остаток задолженности по оплате труда на начало периода

Начисление зарплаты:

Рабочим основного производства

Управленческому персоналу предприятия

Персоналу торговых точек

Непроизводственному персоналу

Отпускные

Начисление пособий по социальному страхованию

Начисление прочих выплат

Сальдо-остаток задолженности по оплате труда на конец периода

-

20

26

44

91

20,26,44

69

91

-

Аудит отчислений на социальные нужды.

При всяком начислении оплаты труда организация обязана начислить отчисления в фонды пенсионного обеспечения и социального страхования.

Плательщиками обязательных страховых взносов являются:

работодатели - юридические лица;

работающие граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Начисления отражаются по счёту 69 - «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению» и относятся на затраты производства по месту деятельности работника. По счету 69 - «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению» выделяют отдельные фонды и субсчета для отражения расчётов с различными фондами.

1) ФСС - Фонд социального страхования;

2) ПФ - Пенсионный фонд;

3) ФФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования, в составе которого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) ТФОМС - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Налоговая база для определения налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Размер отчислений установлен Налоговым кодексом РФ .

1)отчисления в ФСС 2,9%

2)отчисления в ПФ20,0%;

3)отчисления в ФФОМС1,1%;

Отчисления с фонд социального страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений Осс определяется следующим образом:

Осс = З х Рсс/100, где

З - начисленная зарплата и другие приравненные к ней выплаты, руб.,

Рсс -установленный процент отчислений на социальное страхование (4% с 01.01.01 г., 3,2% с 01.01.05 г., 2,9% с 01.01.06 г.) [7].

Отчисления в фонд социального страхования, сформированного на предприятии, используются для выплаты пособий по государственному страхованию работникам предприятия, а неиспользованный остаток отчислений перечисляется в фонд социального страхования.

Из ФСС выплачиваются пособия:

По временной нетрудоспособности

По беременности и родам

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Социальное пособие на погребение

Детские подарки при проведении новогодних елок.

Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» (таблица2)[7].

Таблица 2 «Расчеты по соц.страхованию»(Счет 69-1)

Дебет

Кредит

Уменьшение задолженности

Корреспондирующий счет

Увеличение задолженности

Корреспондирующий счет

Начисление пособий по соц. страхованию

Оплата ЕСН в разрезе фонда соц. страхования

70

51

Сальдо-остаток задолженности в ФСС на начало периода

Отчисления на социальное страхование

Сальдо - остаток задолженности в ФСС на конец периода

-

10,20,26,44

91

-

При значительных выплатах средств из ФСС может быть появиться дебетовое сальдо. Недостающая сумма возмещается предприятию после проверки обоснованности произведенных расходов и расчетов.

Далее рассмотрим пример выплат по пособию по временной нетрудоспособности.

Работник был болен с 1 марта по 17 марта. Должностной оклад работника 27000 руб. Непрерывный трудовой стаж работника на момент наступления нетрудоспособности составляет 7 лет. Бухгалтерия производит расчет пособия по временной нетрудоспособности:

1. по графику пятидневной рабочей недели количество рабочих дней в марте (месяце нетрудоспособности) составляет 23 дня.

2. Из них 13 рабочих дней рабочих дней пропущено из-за временной нетрудоспособности.

3. Среднедневной заработок работника в марте составляет:

27 000 руб. : 23 дня = 1 173,91 руб.

Дневное пособие исчисляется в размере 80%(т.к. непрерывный трудовой стаж составил 7 лет) среднедневного заработка работника. Рассчитанная сумма пособия по временной нетрудоспособности:

1 173,91 руб. * 13 дней * 80% =12 208,66 руб.

Однако максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не должен превышать 12480 руб.

Максимальная величина дневного пособия в марте:

12480 руб. : 23 дня = 542,61 руб.

Сумма пособия за 13 дней нетрудоспособности составит

542,61 руб. * 13 дней * 80% = 5643,14 руб.

Начисление дивидендов от участия в предприятии работникам, являющихся акционерами, производится на основании решения общего собрания акционеров.

На суммы произведенных начислений заработной платы, пособий по социальному страхованию, доходов от участия в предприятии увеличивается задолженность предприятия перед работниками по оплате труда, которая отражается по кредиту счета 70. Заработная плата и отпускные включаются в издержки производства. Пособия по временной нетрудоспособности относятся на уменьшение фонда социального страхования. Суммы причитающихся доходов от участия в предприятии относятся на уменьшение чистой прибыли. Суммы прочих выплат относятся на те источники финансирования, на счет которых они начисляются (чистая прибыль, целевое финансирование и т.п.).

Заключение

Основанием для подсчета заработной платы рабочих и служащих, служат первичные документы (рапорты о выработке, наряды, акты о браке, листки на доплату, табеля и др.). В бухгалтерии проводится проверка и таксировка первичных документов по учету выработки и выполненных работ, распределение заработной платы между отдельными работниками (при бригадной форме оплаты труда), группировка и подсчет начисленных сумм заработной платы для отдельных рабочих путем составления накопительных карточек, расчетных листков или накопительных (группировочных) ведомостей. После этого составляются расчетные и платежные ведомости на выплату заработной платы, которые являются регистром аналитического учета к синтетическому счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», показатели которого используются для составления отчетности. Синтетический учет расчетов по оплате труда на предприятии ведут на счете 70 «Расчет с персоналом по оплате труда». По кредиту счета 70 отражают причитающиеся членам трудового коллектива суммы начисленной заработной платы за отработанное и не отработанное время, премии, доплаты, а по дебету счета 70, выплаченные суммы заработной платы и удержания из нее. С начисленного фонда оплаты труда производятся отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие как: Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Синтетический учет расчетов по взносам на социальное страхование, в пенсионный Фонд и на обязательное медицинское страхование ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» .

Таким образом, в данной работе были подробно рассмотрены аспекты учета расходов организации на заработную плату и отчисления на социальные нужды.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федер. Закон № 197: принят Гос. Думой 30.12.2001 г.]

2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]:[федер. Закон № 117: принят Гос. Думой 05.08.2000 г.]

3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: [федер. Закон № 129: принят Гос. 21.11.1996 г.].

4. Российская Федерация. Законы. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год. [Текст]:[федер. Закон № 197: принят Гос. Думой 27.10.1997.]

5. Российская Федерация. Законы. Об утверждение унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты [Текст]: [Постановление Госкомстата РФ №1. От 05.01.2004 г.]

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей. [Текст]:[федер. Закон №81: принят Гос. Думой 19.05.1995.].

7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]/Н.П. Кондаков. М: Инфра-М, 2007. - 117 с.

8. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст]/А. Маршалл. М.: Прогресс., 1993. - 594 с.

9. Российская Федерация. Законы. Об утверждение Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: [Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н.].

10. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекч Россйиской Федерации (ГК РФ). [Текст]:[федер. Закон № 138: принят Гос. Думой 23.10.2002 г.].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее