Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ показателей уровня обслуживания населения, эффективности использования основных фондов, финансового состояния предприятия

Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

  • 1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет в колонке 5 таблицы 4.1);
  • 1. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 6, 7, 8 таблицы 4.1);
  • 3. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

Анализ прибыли

АКТИВ

Код строки

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

Отклонение (+;-)

Уровень в % к выручке в отчетном периоде

Уровень в % к выручке в прошлом периоде

Отклоне

ния уровня, %

Темп роста, %

1 Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В)

10

54418521

35792410

18626111

100,000

100,000

0,000

152,039

Себестоимость реализации товаров, работ, услуг, продукции (С)

20

49283300

28880518

20402782

90,563

80,689

9,875

170,645

Валовая прибыль

29

5135221

6911892

-1776671

9,437

19,311

-9,875

74,295

Коммерческие расходы (КР)

30

4144271

3812169

332102

7,616

10,651

-3,035

108,712

Управленческие расходы (УР)

40

0

0

0

0

0

0

0

Прибыль (убыток) от реализации (Пп)

50

990950

3099723

-2108773

1,821

8,660

-6,839

31,969

2. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению (%пол)

60

269

0

269

0

0

0

Проценты к уплате (%упл)

70

593718

0

593718

1,091

0,000

1,091

Доходы от участия в других организациях (ДрД)

80

0

0

0

0

0

0

0

Прочие операционные доходы (ПрОД)

90

6611

12715

0

0,012

0,036

-0,023

51,994

Прочие операционные расходы (ПрОР)

100

351058

291985

59073

0,645

0,816

-0,171

120,232

3 Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы (ВнД)

120

161285

20026

0

0,296

0,056

0,240

805,378

Внереализационные расходы (ВнР)

130

179692

493

179199

0,330

0,001

0,329

36448,682

Прибыль (убыток) отчетного периода (Пб)

140

0

0

0

0,000

0,000

0,000

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (н/п)

150

34647

2839986

-2805339

0,064

7,935

-7,871

1,220

Прибыль (убыток) от обычной деятельности (Пч)

160

1447845

903047

544798

2,661

2,523

0,138

160,329

Всего доходов (010+060+080+090+120+141), (Д)

54611386

35849851

18761535

Всего расходов (020+030+040+070+100+150), (Р)

54406994

35824658

18582336

Коэффициент соотношения доходов и расходов

Д/Р

1,00

1,00

0,0031

По данным таблицы 22 предприятие в отчетном периоде наблюдается одновременный рост балансовой прибыли в 1,12 раза и чистой прибыли в 1,12 раза, что связано с увеличением выручки на 24,103 %. Наблюдается увеличение себестоимости на 27,5 %, что связано с удорожанием сырья, материалов, полуфабрикатов, а также с повышением заработной платы производственных рабочих; увеличение коммерческих (28,2 %) и операционных расходов (17,4 %) (учитывая снижение прочих операционных расходов). Однако в динамике наблюдаем, что роста прибыли по сравнению с прошлым периодом не произошло, а наоборот видим снижение на 0,02 пункта.

Анализ влияния факторов на прибыль

Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги (данные из табл. 22):

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи»

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%.

Тогда индекс цены

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

;

где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде. /ц -- индекс цены.

Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на тыс. руб.:

А увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 10313353,54 тыс. руб..

Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

То есть прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 12% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 2277642,79 тыс. руб.

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

Здесь при анализе нужно быть внимательнее, так как расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если мы посмотрим таблицу 22, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде выросла на 19392494 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи увеличился на 2,001 %. Поэтому увеличение себестоимости привело к уменьшению суммы прибыли от продажи на 2369972,53 тыс. руб.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 0,242% привели к уменьшению суммы прибыли от продажи на 286623,37 тыс руб.

Остальные показатели - факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

Влияние фактора определяется по колонке 5 в таблице 22 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода (табл. 23).

Таблица 23 Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода

Показатели-факторы

Сумма,

тыс. руб.

1. Количество проданной продукции (работ, услуг)

-993

2. Изменение цен на реализованную продукцию

+2277642,79

3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг

-2369972,53

4. Коммерческие расходы

-286623,37

5. Проценты к получению

+384

6. Проценты к уплате

-235948

7. Прочие операционные расходы

+16023

8. Прочие внереализационные расходы

-6503

9. Налог на прибыль

-200403

Совокупное влияние факторов

-806393,11

Таблица 24 Сводная система показателей рентабельности организации

Наименование

показателя

Способ расчета

На начало периода

На конец периода

Отклонение

Пояснение

Рентабельность продаж

R1=прибыль от продаж/выручка от продаж*100

17,949

16,365

-1,583

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

R2=прибыль до налогообложения/выручка от продаж*100

17,21

15,579

-1,63

Показывает уровень прибыли после уплаты налога

Чистая рентабельность

R3=чистая прибыль/выручка от продаж*100

15,541

14,065

-1,475

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки

Экономическая рентабельность

R4=чистая прибыль/средняя стоимость имущества*100

7,79

8,75

0,96

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия

Рентабельность собственного капитала

R5=чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала*100

15,448

17,351

1,903

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировок акций

Частные показатели

Валовая рентабельность

R6=прибыль валовая/выручка от продаж*100

26,0

23,999

-2,001

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

Затратоотдача

R7=прибыль от продаж/затраты на производство и реализацию продукции*100

22,052

19,568

-2,484

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

Рентабельность перманентного капитала

R8=чистая прибыль/(средняя стоимость собственного капитала + средняя стоимость долгосрочных обязательств)*100

61,792

69,405

7,614

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ показателей уровня обслуживания населения, эффективности использования основных фондов, финансового состояния предприятия
1. Анализ показателей уровня обслуживания населения1.1 Внедрения новых видов продукции (услуг)1.2 Качества оказываемых услуг (для предприятий сферы сервиса) или качества продукции (для производственных предприятий)1.3 Анализ объема производства и реализации продукции (услуг)2. Анализ эффективности использования основных фондов2.1 Анализ структуры, состояния и движения основных фондов2.2 Анализ движения и состояния основных фондов2.3 Факторный анализ фондоотдачи3. Анализ финансового состояния предприятия3.1 Общая оценка структуры активов и их источников по данным баланса3.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса3.3 Оценка вероятности несостоятельности (банкротства) предприятия26.10.2002 г. в России вступил в действие ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В Законе дано определение понятия несостоятельности (банкротства).3.4 Анализ показателей финансовой устойчивости3.5 Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов3.6 Оценка деловой активности3.7 Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетностиЗаключениеСписок литературы