Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Психология профессионального образования

Лекция 1. Предметная область, базовые категории и основные методы исследования психологии профессионального образования

Объект и предмет психологии профессионального образования. Базовые категории психологии профессионального образования. Методы психологии профессионального образования: профессиография, формирующий эксперимент и др.

Объект и предмет психологии профессионального образования

Согласно наиболее общему определению, психология - это наука о законах отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Дифференциально-интеграционные процессы в науке и практике привели к образованию большого числа отраслей психологии, каждая из которых решает свои проблемы, имеет собственный предмет, ведущие понятия, методы и объяснительные принципы. Дифференциация обусловлена накоплением научных фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Главное же, что позволяет выделить самостоятельную отрасль науки, - это наличие собственного предмета исследования.

Объектом психологии профессионального образования является взаимодействие личности и профессии. Предметом - психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что психология профессионального образования - это отрасль педагогической психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.

Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов:

  • *принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;
  • *принцип фундаментализации профессионального образования требует связи с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А.Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;
  • *принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионального важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.

Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

  • -- изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
  • -- изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
  • -- изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
  • -- изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Базовые категории психологии профессионального образования

Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования, механизмы овладения профессией, под которой понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия так же характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. Несколько определений в своих работах предлагает Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Евгений Александрович Климов, Евгений Александрович. Психология профессионального самоопределения : [учеб. пособие для вузов по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Социальная педагогика, 033400 - Педагогика] / Е. А. Климов. -- 2-е изд., испр. -- М. : Academia, 2005. считает, что «с точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Таким образом, можно сказать, что профессия - это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные особенности и развитые профессионально важные качества.

В англоязычной среде различают понятие «профессия» и «занятие». Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия - понятие наиболее широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности является также социально-профессиональная концепция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия - инженер, специальности - конструктор, технолог, металлург и др.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыком, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессий : Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. -- 2-е изд., перераб., доп. -- М. ; Екатеринбург : Акад. Проект : Деловая книга, 2003. -- 331 с.

В истории развития цивилизации, разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия». Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.

Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.

Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности.

Психологическое сопровождение профессионального становления личности - составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конфликтов, деформаций), повышении адаптированности работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы.

Профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Целостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и траектория профессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими и технологическими.

Профессиональный рост - постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования.

Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.

Методы психологии профессионального образования: профессиография, формирующий эксперимент и др.

Будучи призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий.

Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. На основе научно обоснованного отбора учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификации и установления ступеней квалификации составляется перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах. На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки.

Профессиография - это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

  • * комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
  • * целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
  • * типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
  • * реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
  • * учета перспектив профессионального роста и карьеры;
  • * надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
  • * научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессиоведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы. Объем, глубина, и детальность изучения профессий с помощью метода профессиографии определяется прикладной направленностью исследований.

Информационная профессиография нацелена на обеспечение профориентационной работы, дает краткие обобщенные, описательные характеристики профессий.

Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда, в связи с чем, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются опасными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

Диагностическая профессиография обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики с ориентацией на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности, деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая психодиагностика, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм.

Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектное ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.

Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек - природа», «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:

  • * развитие мыслительного потенциала;
  • * возможности саморегуляции и саморазвития личности;
  • * направленность личности на «стратегию успеха»;
  • * гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.

Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

  • * наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
  • * уровень профессиональной подготовки;
  • * шифр;
  • * параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
  • * степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
  • * критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.

Проспектированное профессиографирование. Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.

Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Для реализации этого положения необходимо проспектированное профессиографирование.

Основываясь на концепции профессионального становления личности, была разработана модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение - проектирование профессионального роста специалиста, область применения - аттестация персонала, профессиональное консультирование, оказание помощи службам занятости. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления.

На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:

  • * конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
  • * профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
  • * способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.

Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.

Приведем схему проспектированной профессиограммы.

Паспорт профессии:

тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

уровень образования и ступени (категории) квалификации;

смежные специальности и профессии;

социально-профессиональные ограничения.

Подготовка кадров:

форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

уровень получаемой квалификации;

перспективы профессионального роста и карьеры.

Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии

профессионального становления:

функции;

конкретные виды деятельности;

типовые профессиональные задачи;

профессиональные умения.

Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:

ведущая деятельность;

основные подструктуры субъекта деятельности:

профессиональная направленность;

профессиональная компетентность;

профессионально важные качества (ключевые квалификации);

профессионально значимые психофизиологические свойства;

психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

Санитарно-гигиенические условия труда:

режим труда;

нервно-психическая напряженность;

сенсомоторная и перцептивная сферы;

медицинские противопоказания.

Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования.

Формализованная схема профессиограммы

Социальная и профессиографическая характеристика профессии

Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).

Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе). Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.

Необходимое образование.

Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.

Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).

Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

Психограмма

А. Общая характеристика труда

  • 1. Фотография рабочего дня.
  • 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
  • 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
  • 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
  • 5. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

  • 1. Психомоторика:
    • * рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
    • * рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др;
    • * временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
    • * требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
    • * особые требования к психомоторике.
  • 2. Сенсорная и перцептивная сферы:
    • * чувствительность различных сенсорных модальностей;
    • * профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д. ;
    • * особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
  • 3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
    • * влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
    • * требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
    • * особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
    • * преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
    • * особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
    • * внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

  • 1 . Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
  • 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
  • 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
  • 4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

  • 1. Монотония и утомление.
  • 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
  • 3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

  • 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
  • 2. Социально-профессиональная ответственность.
  • 3. Оптимизм.
  • 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
  • 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством) .
  • 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
  • 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

  • 1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
  • 2. Характеристика профнепригодности.
  • 3. Половозрастные ограничения.
  • 4. Профессиональные вредности и льготы.
  • 5. Профессиональные деформации личности. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессий : Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. -- 2-е изд., перераб., доп. -- М. ; Екатеринбург : Акад. Проект : Деловая книга, 2003. -- 331 с.

К формирующим исследовательским методам в психологии профессионального образования относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п. Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова, «...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность» Давыдов, Василий Васильевич. Лекции по общей психологии : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Давыдов. -- М. : Academia, 2005. -- 173 с. Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых. Формирующий эксперимент - это массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив); длительный, пролонгированный эксперимент; эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать. Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых.

Таким образом, психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии, социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.

Контрольные вопросы и задания:

Дополните определения:

Необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития - …

Технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику - «Портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК), психологические, психофизиологические составляющие, личности человека, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение- …

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психология профессионального образования