Лекция 1. Предметная область, базовые категории и основные методы исследования психологии профессионального образования
Объект и предмет психологии профессионального образования. Базовые категории психологии профессионального образования. Методы психологии профессионального образования: профессиография, формирующий эксперимент и др.
Объект и предмет психологии профессионального образования
Согласно наиболее общему определению, психология - это наука о законах отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Дифференциально-интеграционные процессы в науке и практике привели к образованию большого числа отраслей психологии, каждая из которых решает свои проблемы, имеет собственный предмет, ведущие понятия, методы и объяснительные принципы. Дифференциация обусловлена накоплением научных фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Главное же, что позволяет выделить самостоятельную отрасль науки, - это наличие собственного предмета исследования.
Объектом психологии профессионального образования является взаимодействие личности и профессии. Предметом - психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что психология профессионального образования - это отрасль педагогической психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.
Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов:
- *принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;
- *принцип фундаментализации профессионального образования требует связи с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А.Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;
- *принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионального важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.
Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:
- -- изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
- -- изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
- -- изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
- -- изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
Базовые категории психологии профессионального образования
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования, механизмы овладения профессией, под которой понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия так же характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. Несколько определений в своих работах предлагает Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Евгений Александрович Климов, Евгений Александрович. Психология профессионального самоопределения : [учеб. пособие для вузов по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Социальная педагогика, 033400 - Педагогика] / Е. А. Климов. -- 2-е изд., испр. -- М. : Academia, 2005. считает, что «с точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Таким образом, можно сказать, что профессия - это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные особенности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятие «профессия» и «занятие». Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия - понятие наиболее широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности является также социально-профессиональная концепция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия - инженер, специальности - конструктор, технолог, металлург и др.
Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыком, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессий : Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. -- 2-е изд., перераб., доп. -- М. ; Екатеринбург : Акад. Проект : Деловая книга, 2003. -- 331 с.
В истории развития цивилизации, разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия». Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.
Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.
Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности.
Психологическое сопровождение профессионального становления личности - составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конфликтов, деформаций), повышении адаптированности работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы.
Профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Целостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и траектория профессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими и технологическими.
Профессиональный рост - постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования.
Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.
Методы психологии профессионального образования: профессиография, формирующий эксперимент и др.
Будучи призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.
Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий.
Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. На основе научно обоснованного отбора учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификации и установления ступеней квалификации составляется перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах. На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.
Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки.
Профессиография - это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение.
Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:
- * комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
- * целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
- * типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
- * реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
- * учета перспектив профессионального роста и карьеры;
- * надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
- * научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).
В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессиоведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы. Объем, глубина, и детальность изучения профессий с помощью метода профессиографии определяется прикладной направленностью исследований.
Информационная профессиография нацелена на обеспечение профориентационной работы, дает краткие обобщенные, описательные характеристики профессий.
Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда, в связи с чем, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются опасными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Диагностическая профессиография обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики с ориентацией на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности, деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая психодиагностика, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектное ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек - природа», «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.
Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.
Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:
- * развитие мыслительного потенциала;
- * возможности саморегуляции и саморазвития личности;
- * направленность личности на «стратегию успеха»;
- * гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:
- * наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
- * уровень профессиональной подготовки;
- * шифр;
- * параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
- * степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
- * критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Проспектированное профессиографирование. Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Для реализации этого положения необходимо проспектированное профессиографирование.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, была разработана модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение - проектирование профессионального роста специалиста, область применения - аттестация персонала, профессиональное консультирование, оказание помощи службам занятости. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:
- * конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
- * профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
- * способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы.
Паспорт профессии:
тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
уровень образования и ступени (категории) квалификации;
смежные специальности и профессии;
социально-профессиональные ограничения.
Подготовка кадров:
форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
уровень получаемой квалификации;
перспективы профессионального роста и карьеры.
Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии
профессионального становления:
функции;
конкретные виды деятельности;
типовые профессиональные задачи;
профессиональные умения.
Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:
ведущая деятельность;
основные подструктуры субъекта деятельности:
профессиональная направленность;
профессиональная компетентность;
профессионально важные качества (ключевые квалификации);
профессионально значимые психофизиологические свойства;
психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
Санитарно-гигиенические условия труда:
режим труда;
нервно-психическая напряженность;
сенсомоторная и перцептивная сферы;
медицинские противопоказания.
Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования.
Формализованная схема профессиограммы
Социальная и профессиографическая характеристика профессии
Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе). Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.
Необходимое образование.
Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).
Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).
Психограмма
А. Общая характеристика труда
- 1. Фотография рабочего дня.
- 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
- 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
- 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
- 5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
- 1. Психомоторика:
- * рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
- * рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др;
- * временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
- * требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
- * особые требования к психомоторике.
- 2. Сенсорная и перцептивная сферы:
- * чувствительность различных сенсорных модальностей;
- * профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д. ;
- * особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
- 3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
- * влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
- * требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
- * особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
- * преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
- * особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
- * внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
- 1 . Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
- 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
- 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
- 4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
- 1. Монотония и утомление.
- 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
- 3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
- 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
- 2. Социально-профессиональная ответственность.
- 3. Оптимизм.
- 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
- 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством) .
- 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
- 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
- 1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
- 2. Характеристика профнепригодности.
- 3. Половозрастные ограничения.
- 4. Профессиональные вредности и льготы.
- 5. Профессиональные деформации личности. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессий : Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. -- 2-е изд., перераб., доп. -- М. ; Екатеринбург : Акад. Проект : Деловая книга, 2003. -- 331 с.
К формирующим исследовательским методам в психологии профессионального образования относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п. Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова, «...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность» Давыдов, Василий Васильевич. Лекции по общей психологии : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Давыдов. -- М. : Academia, 2005. -- 173 с. Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых. Формирующий эксперимент - это массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив); длительный, пролонгированный эксперимент; эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать. Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых.
Таким образом, психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии, социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.
Контрольные вопросы и задания:
Дополните определения:
Необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития - …
Технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику - «Портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК), психологические, психофизиологические составляющие, личности человека, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение- …