Фра?нцузска?я модель исполнения: позитивный пра?вовой опыт для Ка?за?хста?на?

В последнее время ка?за?хста?нскими специа?листа?ми -- предста?вителями гра?жда?нской процессуа?льной на?уки, ра?вно ка?к и пра?ктическими деятелями, в том числе предста?вителями орга?нов судебной вла?сти, широко обсужда?ется вопрос о ста?тусе ка?за?хста?нских судебных исполнителей; идет поиск путей да?льнейшего ра?звития деятельности судебных исполнителей для целей формирова?ния оптима?льной и реа?льно функционирующей системы исполнительного производства? в Ка?за?хста?не.

В ка?честве одного из предложений та?кого ра?звития все ча?ще звучит предоста?вление судебным исполнителям в Ка?за?хста?не ста?туса? негосуда?рственной, или небюджетной, либера?льной, профессии. Та?кое предложение поступа?ет, прежде всего, от тех специа?листов, которые, та?к или ина?че, зна?комы с подобной орга?низа?цией деятельности судебных исполнителей в отдельных европейских стра?на?х. В ча?стности, на?иболее ярким примером здесь может служить фра?нцузский опыт исполнительного производства?, которое выгодно отлича?ется от ка?за?хста?нского своей реа?льной эффективностью [8].

Фра?нцузска?я система? исполнения исторически была? построена? на? ча?стнопра?вовых на?ча?ла?х с сохра?нением контроля госуда?рственных учреждении. Судебные исполнители, на?чина?я с эпохи средних веков, постоянно пользова?лись та?к на?зыва?емым «свободным режимом», что было обусловлено неза?висимым от госуда?рства?, а?втономным ста?тусом да?нной профессии. Причиной да?нного обстоятельства? было то, что действия судебных исполнителей, связа?нные с упла?той высоких пошлин, служили регулярным источником существенных поступлении в госуда?рственную ка?зну. Кроме того, во Фра?нции исторически существует та?к на?зыва?ема?я «прода?жа? должностей», когда? та? или ина?я должность (в том числе и место судебного исполнителя) переходят к преемнику за? определенную пла?ту. Но прежде да?нные должности прода?ва?лись королевской вла?стью, в том числе и по причине компенса?ции огромных ра?сходов на? фина?нсирова?ние военных действий. После покупки должности профессиона?лы в сфере исполнения получа?ли «свободный ста?тус», когда? суверен уже не мог са?мостоятельно переда?ть ту или иную должность кому-либо по своему усмотрению. Только са?м судебный исполнитель был впра?ве выбра?ть и подготовить своего преемника? и, после выпла?ты определенной компенса?ции со стороны последнего (в ра?змере, соответствующем имущественной стоимости конторы судебного исполнителя), оста?влял должность выбра?нному им лицу, если тот отвеча?л определенным требова?ниям, уста?новленным за?коном.

Предшественника?ми современных судебных исполнителей Фра?нции являлись сержа?нты. Их появление объяснялось необходимостью существова?ния служа?щих для обра?щения в суды ра?зличных систем (королевской, церковной, феода?льной и коммуна?льной), пра?вильного соста?вления хода?та?йств от имени истцов и исполнения решений судов. Причем ука?за?нные должностные лица?, на?ряду со служа?щими, для обеспечения внутреннего порядка? во время судебных за?седа?ний (приста?ва?ми) выступа?ли в ка?честве особого символа? королевской вла?сти и всегда? пользова?лись особым покровительством и за?щитой. Покушение на? них прира?внива?лось к оскорблению королевской вла?сти, а? пра?восудие было безжа?лостным к тем, кто соверша?л на?сильственные действия в отношении приста?вов. Та?к, Муленское поста?новление 1566 года? и Амбуа?зский эдикт 1572 года? провозгла?сили, что «оскорбление и побои сержа?нта? будут ра?ссма?трива?ться ка?к преступления против короля, которые могут ка?ра?ться смертной ка?знью».

Со временем судебные исполнители получили тот ста?тус предста?вителей «либера?льной» (или «свободной») профессии, которым они обла?да?ют по на?стоящее время. Тем не менее, они на?делены некоторыми полномочиями госуда?рственной вла?сти, выступа?я в да?нном случа?е в ка?честве госуда?рственных должностных лиц. В то же время все ока?зыва?емые услуги, прира?вненные к понятию госуда?рственной службы, неза?висимо от того, кем они ока?зыва?ются, подлежа?т та?рифика?ции. И в этом случа?е соответствующие та?рифы уста?на?влива?ются госуда?рством. Порядок и условия возна?гра?ждения за? услуги, ока?зыва?емые судебным исполнителем, определяются ха?ра?ктером этих услуг.

Современный ста?тус судебных исполнителей Фра?нции.

За?конода?тельные а?кты, принятые в ходе реформы исполнительного производства? 1991-1992 годов (За?кон от 9 июля 1991 г. и Декрет о порядке его применения от 31 июля 1992 г.), доверили за?да?чу осуществления исполнительного производства? и применения, обеспечительных мер «лица?м, уполномоченным на? исполнение» (agents d'exueution). К ним, прежде всего, относится судебный исполнитель (huissier de justice), который обла?да?ет полномочиями только в сфере ча?стного пра?ва?, не имея ни пра?ва?, ни возможности вмешива?ться в сферу действия пра?ва? публичного.

Судебные исполнители определяются в современной фра?нцузской доктрине, с одной стороны, ка?к должностные лица?, уполномоченные осуществлять уведомления об а?кта?х (signification) (которые они са?ми порой и соста?вляют) и принудительное исполнение исполнительных документов путем обра?щения взыска?ния на? имущество должника?.

С другой стороны, можно встретить другое определение: «Судебные исполнители -- это должностные лица?, возникшие в результа?те слияния профессий сержа?нтов (sergents), имеющих полномочия в сфере уведомления об а?кта?х и исполнения, и исполнителей (huissiers), ока?зыва?ющих свои услуги в за?седа?нии суда?» (речь, очевидно, идет об а?на?логе судебных исполнителей по обеспечению уста?новленного порядка? деятельности судов в Республике Ка?за?хста?н).

Тем не менее, можно ска?за?ть, что эти определения являются неполными, поскольку, согла?сно фра?нцузской доктрине, на?иболее четко и полно по да?нному вопросу выска?за?лся Министр юстиции Фра?нции: «Судебные исполнители являются officiers public (должностными лица?ми, на?деленными полномочиями удостоверять юридические а?кты, ка?к, на?пример, нота?риус, секрета?рь суда?) и officiers ministiiriels (должностными лица?ми, осуществляющими определенные публичные функции, ка?к нота?риус, а?двока?т, секрета?рь торгового суда?. Они являются должностными лица?ми, осуществляющими определенные публичные функции, что выра?жа?ется в содержа?нии их полномочий. На? этом основа?нии судебные исполнители подчинены особому режиму, уста?новленному за?коном, который определяет условия пригодности к исполнению служебных обяза?нностей, их полномочия и территориа?льную компетенцию, способы осуществления полномочий, режим дисциплина?рной ответственности, предусма?трива?ющий меха?низм коллективной га?ра?нтии и обеспечения в отношении своих клиентов, и условия получения возна?гра?ждения за? выполнение своих функций [9].

Судебные исполнители впра?ве удостоверять некоторые юридические а?кты. Но, кроме того, они являются officiers public еще и потому, что им предоста?влены определенные прерога?тивы в осуществлении публичного, госуда?рственного принуждения в отношении недобросовестных должников. Одна?ко в на?стоящее время, в отличие от ста?туса? судебного исполнителя до реформы 1991-1992гг, он не может помога?ть сторона?м или быть их предста?вителем перед судьей по исполнению в случа?е возникновения спора?.

Судебные исполнители выступа?ют ка?к основные субъекты исполнительного производства? Фра?нции, на?деленные вла?стными полномочиями. Их пра?вовой ста?тус сочета?ет элементы, ка?к неза?висимого пра?ктикующего лица?, та?к и госуда?рственного служа?щего. При исполнении судебных решений на? первый пла?н выступа?ют черты госуда?рственного служа?щего в ста?тусе исполнителя. Одна?ко судебный исполнитель обла?да?ет многообра?зными функциями. Та?к, судебный исполнитель выступа?ет, с одной стороны, ка?к свободный профессиона?л. Во Фра?нции, в отличие от ряда? других стра?н, орга?ны госуда?рственного упра?вления не ра?спола?га?ют всеми прерога?тива?ми, которые обычно прина?длежа?т госуда?рству. Эту особенность можно, в ча?стности, видеть на? примере делегирова?ния судебным исполнителям функции исполнения решений по гра?жда?нским дела?м, выносимых ра?зличными судебными орга?на?ми. Та?ким обра?зом, инициа?тива? по исполнению препоручена? во Фра?нции судебным исполнителям. Именно они обла?да?ют монополией в ра?мка?х да?нной функции.

Та?к, ста?тья 18 За?кона? от 9 июля 1991г., послужившего на?ча?лом реформы исполнительного производства? Фра?нции (да?лее по тексту -- За?кон), гла?сит, что «процедуры принудительного исполнения и меры обеспечительного ха?ра?ктера? могут осуществлять только судебные исполнители, обла?да?ющие полномочиями на? исполнение». Эта? монополия, ка?са?юща?яся исполнительного производства?, ими ра?зделяется только с судебными исполнителями Ка?зна?чейства? (agents huissier du Trtisor), при соблюдении определенных условий (Декрет от 18 дека?бря 1996 г. №96-1112) [10].

Пра?вовые нормы, тем не менее, не предоста?вляют судебному исполнителю пра?ва? подменять собой взыска?теля в решении некоторых вопросов -- осуществлять ли преследова?ние должника? в ра?мка?х исполнительного производства?, предоста?вляются срок для добровольного исполнения. Согла?сно ст. 22 За?кона? судебный исполнитель несет ответственность за? злоупотребление процедура?ми обра?щения взыска?ния на? имущество должника?.

Основное пра?вило в сфере принудительного исполнения Фра?нции, за?ложенное ст.1 За?кона? гла?сит: «Любой кредитор может, на? условиях, предусмотренных за?коном, принудить своего... должника? к исполнению его обяза?нностей».

Ина?че говоря, взыска?тель ра?спола?га?ет свободой выбора? в отношении использова?ния процедур исполнения в отношении имущества? должника?, а? та?кже выбора? судебного исполнителя среди тех, кто одновременно осуществляют свои функции на? конкурентной основе на? одной территории. Результа?том этих положений является не только то, что стороны могут свободно выбра?ть судебного исполнителя, но и то, что на? пра?ктике этот выбор прина?длежит в основном а?двока?ту или судебному поверенному конкретного суда? (avoue -- профессиона?льному предста?вителю сторон в судебном процессе в а?пелляционных суда?х по гра?жда?нским и торговым дела?м).

Для предоста?вления судебному исполнителю полномочий на? взыска?ние с конкретного должника? определенной суммы долга? не требуется за?ключения договора? поручения. Са?мо предоста?вление судебного решения или иного а?кта? судебному исполнителю озна?ча?ет возникновение его полномочий (ст. 507 Нового ГПК Фра?нции; Декрет от 31 июля 1992 г., ст.2). Он обяза?н осуществлять свои функции и ока?зыва?ть содействие взыска?телю (За?кон, ст. 18, а?бз. 2). Одна?ко да?нные полномочия могут осуществляться судебным исполнителем только на? определенной территории, тща?тельно ра?згра?ниченной исполнительными орга?на?ми вла?сти [9].

Судебный исполнитель ка?к должностное лицо, обла?да?ющее монополией в сфере принудительного исполнения, полностью неза?висим от орга?нов вла?сти в вопроса?х исполнения судебных решений. На?д ним нет вышестоящих инста?нций или ка?кой-либо другой вла?сти, если не счита?ть ответственности за? профессиона?льные на?рушения и за? дисциплина?рные проступки перед соответствующей Па?ла?той.

Современный судебный исполнитель Фра?нции выступа?ет ка?к предста?витель негосуда?рственной, либера?льной профессии в са?мом полном зна?чении слова?. Он ведет дела? подобно руководителю предприятия, что выра?жа?ется, на?пример, в на?йме на? службу доста?точно многочисленного и высококва?лифицирова?нного технического персона?ла?, выполнении упра?вленческих, орга?низа?ционных функций. На? пра?ктике за?ча?стую несколько судебных исполнителей, действующих на? одной территории (котора?я ра?згра?ничива?ется по территории действия определенного суда? -- на?пример, суда? Большой инста?нции Па?рижа?), объединяются и действуют в ра?мка?х одного бюро (office). И нередко да?нна?я профессия носит «семейный» ха?ра?ктер, когда? в одном бюро в ка?честве судебных исполнителей ра?бота?ют родственники.

Судебный исполнитель, с другой стороны, является должностным лицом, та?к ка?к он официа?льно на?делен своей должностью и поэтому обла?да?ет монополией в своей деятельности. Его территориа?льна?я компетенция огра?ничена? ра?йоном деятельности суда? Большой инста?нции той местности, где на?ходится его офис.

Судебный исполнитель выступа?ет та?кже ка?к госуда?рственное должностное лицо. Именно в силу да?нной причины на? свою должность да?нное лицо на?зна?ча?ется Министром юстиции Фра?нции. Когда? судебный исполнитель за?нима?ется собственно исполнением, на?пример, имущественным а?рестом или выселением, он выполняет, в силу делегирова?ния полномочий, функцию госуда?рственной вла?сти. Поэтому он действует ка?к госуда?рственное должностное лицо, и в этом ка?честве только он на?делен пра?вом привлека?ть, в случа?е необходимости, к уча?стию в этих действиях предста?вителей, ка?к пра?воохра?нительных орга?нов, та?к и вооруженных сил. За?кон, помимо этого, за?щища?ет судебного исполнителя, уста?на?влива?я уголовную ответственность за? посяга?тельство на? его жизнь, здоровье либо воспрепятствова?ние осуществлению им профессиона?льных обяза?нностей.

К тому же, судебный исполнитель выступа?ет ка?к помощник пра?восудия: он имеет монопольную функцию по уведомлению об а?кта?х; осуществляет «полюбовное» (по согла?шению сторон) или судебное взыска?ние по долговым обяза?тельства?м; по просьбе ча?стных лиц производит действия по обеспечению дока?за?тельств; он может предста?влять стороны в некоторых судебных орга?на?х. Судебный исполнитель та?кже уча?ствует в судебных за?седа?ниях, когда? под на?ча?лом судьи обеспечива?ет соблюдение внутреннего порядка? в за?ле суда?. Помимо этого, судья в ходе процесса? может да?ва?ть судебному исполнителю поручения, связа?нные с консультирова?нием или обеспечением дока?за?тельств -- для лучшего предста?вления судьей ситуа?ции, связа?нной с ка?ким--либо конкретным моментом.

Полномочия судебного исполнителя: ока?за?ние содействия своему клиенту, обяза?нность по предоста?влению информа?ции, обяза?нность сохра?нения профессиона?льной та?йны [11].

Принудительное осуществление своих обяза?нностей судебным исполнителем (minislure forcu) -- это принцип, за?ложенный ст. 18 За?кона?, гла?сящий: судебный исполнитель «обяза?н предоста?влять полномочия и содействие» своему клиенту.

В определенных случа?ях возможен отка?з от ока?за?ния содействия лицу, которое за?просило о та?кой необходимости. Одна?ко судебный исполнитель, за?являя отка?з, должен соблюда?ть положения а?бз.2 ст. 18 За?кона?: судебный исполнитель впра?ве отка?за?ть в осуществлении своего содействия, «при сохра?нении пра?ва? обра?титься к судье по исполнению (за? ра?зрешением соответствующего вопроса? -- прим. пер.), если он посчита?ет это необходимым, когда? требуема?я мера? имеет за?прещенный за?коном ха?ра?ктер или если сумма? издержек ка?жется превыша?ющей сумму по требуемому пра?ву требова?ния, за? исключением символических присуждений, которые должник отка?за?лся исполнить».

Кроме того, судебный исполнитель имеет пра?во уведомлять об а?кта?х и судебных решениях, может осуществлять исполнение а?ктов или документов, сна?бженных исполнительной на?дписью. Та?к, судебный исполнитель соста?вляет документы, предва?ряющие принудительное исполнение, на?зыва?емые официа?льными предписа?ниями об упла?те (commandements), и он же обяза?н произвести исполнение всех исполнительных документов, убедившись, что соблюдены все условия, предусмотренные за?коном. Ука?за?нные действия судебного исполнителя и ка?к предоста?вление содействия клиенту, жела?ющему взыска?ть свое пра?во требова?ния в принудительном порядке.

Судебный исполнитель на? основа?нии за?кона? несет обяза?нность по предоста?влению информа?ции третьим лица?м, включа?я своего клиента? и должника?. В ка?честве примера? можно привести положение, что уведомление об а?кте или протоколе судебного исполнителя должно га?ра?нтирова?ть осведомленность получа?теля да?нного а?кта? [12].

Судебный исполнитель обяза?н уведомить должника? о его пра?ва?х и обяза?нностях. Кроме того, он обяза?н при осуществлении а?реста?-предоста?вления или а?реста?-прода?жи уведомить третье лицо, у которого на?ходится имущество должника?, подлежа?щее а?ресту, о его обяза?нностях и тех риска?х и ответственности, которые да?нное третье лицо будет нести в случа?е отка?за? от ока?за?ния своего содействия судебному исполнителю и взыска?телю.

Кроме вышеизложенного, судебный исполнитель обяза?н хра?нить профессиона?льную та?йну (коммерческа?я та?йна?, конфиденциа?льна?я информа?ция и иные сведения), ста?вшую ему известной в результа?те осуществления исполнительных действий. В случа?е на?рушения ука?за?нного пра?вила?, он будет нести уголовную ответственность на? основа?нии ст. 226-13 Уголовного кодекса? Фра?нции (один год тюремного за?ключения и штра?ф в сумме 100 000 фра?нков, или 15 000 евро).

С 1945 г. предста?вители свободных профессий во Фра?нции (судебные исполнители, нота?риусы, а?рхитекторы, вра?чи...) упра?вляются и орга?низа?ционно предста?влены своими профессиона?льными гильдиями, впоследствии переименова?нными в па?ла?ты.

Фра?нция со времен На?полеона? I в территориа?льно-а?дминистра?тивном отношении ра?зделена? на? депа?рта?менты, которые в свою очередь состоят из округов, а? последние -- из ка?нтонов. В судебном же отношении Фра?нция ра?зделена? на? регионы а?пелляционных судов, которые ра?ссма?трива?ют а?пелляции на? решения судебных орга?нов, на?ходящихся в ка?ждом из депа?рта?ментов своего региона? (обычно в соста?в региона? входят судебные орга?ны трех--четырех депа?рта?ментов).

До конца? второй мировой войны в ка?ждом ка?нтоне действова?л один судебный исполнитель, а? все исполнители ка?нтонов да?нного округа? объединялись в «окружную па?ла?ту», котора?я не имела? координа?ционной связи с па?ла?та?ми других подобных округов. Поста?новлением от 2 ноября 1945г. окружные па?ла?ты были упра?зднены и появились три уровня па?ла?т -- депа?рта?ментские, региона?льные и На?циона?льна?я па?ла?та?.

Депа?рта?ментские па?ла?ты. Ка?жда?я из них объединяет судебных исполнителей конкретного депа?рта?мента?. Основными функциями да?нных па?ла?т являются предста?вительские (предста?вительство перед а?дминистра?тивными и судебными орга?на?ми) и дисциплина?рные полномочия в отношении судебных исполнителей своего депа?рта?мента?, входящих в па?ла?ту. Судебных исполнителен в депа?рта?ментской па?ла?те предста?вляют избира?емые члены, которые выбира?ют своего председа?теля.

Региона?льные па?ла?ты призва?ны предста?влять и за?щища?ть интересы судебных исполнителей, исходящих в регион да?нного а?пелляционного суда?. Эти па?ла?ты не имеют пра?ва? верховенства? на?д депа?рта?ментскими па?ла?та?ми, а? дополняют деятельность последних. Члены региона?льных па?ла?т избира?ются судебными исполнителями ка?ждого из депа?рта?ментов, входящих в соста?в да?нного региона?. Предста?вительство судебных исполнителей в па?ла?те по депа?рта?мента?м пропорциона?льно их численности в ка?ждом из них.

Центра?лизующим орга?ном, «двига?телем» профессии судебных исполнителей является На?циона?льна?я па?ла?та? судебных исполнителей. Ее полномочия та?кже оговорены за?коном. Она? состоит из 32 членов, ка?ждый из которых является предста?вителем своего региона? по соответствующему а?пелляционному суду. Все члены па?ла?ты избира?ются коллегией выборщиков, состоящей из избира?емых членов региона?льных и депа?рта?ментских па?ла?т, сроком на? шесть лет. На?циона?льна?я па?ла?та?, помимо роли а?рбитра? во вза?имоотношениях судебных исполнителей между собой, «предста?вляет профессию перед госуда?рственными орга?на?ми. Кроме этого, На?циона?льна?я па?ла?та? обла?да?ет весьма? обширным кругом и иных полномочий [13].

Ка?за?лось бы, между тремя уровнями орга?низа?ционной структуры судебных исполнителей должны существова?ть отношения вла?сти и подчинения, одна?ко та?ковые отсутствуют. На?пример, На?циона?льна?я па?ла?та? не имеет вла?сти на?д региона?льной или депа?рта?ментской па?ла?той. В целом деятельность па?ла?т ра?зного уровня дополняет одна? другую, но конкуренции компетенции между па?ла?та?ми ра?зличного уровня нет.

Может ли фра?нцузска?я модель исполнения быть позитивным опытом для ка?за?хста?нской системы принудительного исполнения? Ведь ни для кого не секрет, что в целях повышения эффективности исполнительного производства? в Республике Ка?за?хста?н целесообра?зно определенным обра?зом реформирова?ть профессию судебных исполнителей в Республике Ка?за?хста?н (во Фра?нции - па?ла?та?, в Ка?за?хста?не - коллегия). Та?к, объединение судебных исполнителей в коллегии по региона?льному призна?ку, обла?да?ющих предста?вительскими и дисциплина?рными полномочиями, позволило бы реа?льно усилить ответственность судебных исполнителей за? совершение исполнительных действий, существенно повысить ка?чество та?ких действий и результа?тивность их применения на? пра?ктике. Кроме того, одним из обяза?тельных условий при вступлении в должность судебного исполнителя должно было бы ста?ть его обяза?тельное членство в соответствующей коллегии. Одним из последствий реформирова?ния орга?низа?ции профессии судебных исполнителей могло бы ста?ть являться пра?вило, согла?сно которому по обяза?тельства?м вследствие причинения вреда? совершением исполнительных действий или отка?за? от их совершения, ука?за?нный вред возмеща?лся бы не за? счет госуда?рственного бюджета?, а? конкретной Коллегией, в которую входит соответствующее должностное лицо.

Безусловно, подобна?я орга?низа?ция профессии судебных исполнителей путем объединения да?нных должностных лиц в са?морегулируемые орга?низа?ции предпола?га?ет предоста?вление судебным исполнителям са?мостоятельного ста?туса? «свободных профессиона?лов», предста?вителей небюджетной профессии, ка?к во Фра?нции. В ча?стности, судебные исполнители в Республике Ка?за?хста?н могли бы ста?ть предста?вителями «либера?льной», или внебюджетной» профессии, с одновременным сохра?нением ста?туса? должностных лиц; уполномоченных на? осуществление исполнительных действий от имени госуда?рства?. Да?нна?я система?, безусловно, будет эффективна?, поскольку та?кие судебные исполнители ма?териа?льно за?интересова?ны в быстром и пра?вильном взыска?нии долга?. Целесообра?зно в ка?честве эксперимента? предоста?вить са?мостоятельный ста?тус ка?кой-либо ча?сти судебных исполнителей, выведя их из системы орга?нов госуда?рственной вла?сти и подчинив обяза?нности соблюда?ть условия допуска? в профессию, включа?ющие в себя на?личие высшего юридического обра?зова?ния, прохождение госуда?рственного ква?лифика?ционного экза?мена?, прохождение профессиона?льной пра?ктики, либо на?личие опыта? ра?боты госуда?рственным судебным исполнителем, получение соответствующей лицензии в компетентных госуда?рственных орга?на?х. Кроме того, должна? подлежа?ть обяза?тельному предва?рительному стра?хова?нию профессиона?льна?я ответственность судебных исполнителей. За? осуществляемые в ходе исполнительного производства? действия судебные исполнители должны отвеча?ть перед своими профессиона?льными объединениями -- Коллегиями, которые, в свою очередь, будут покрыва?ть ответственность судебных исполнителей перед третьими лица?ми.

В случа?е успешности да?нного эксперимента? целесообра?зно было бы вовлека?ть в сферу исполнительного производства?, носящего ча?стнопра?вовой, или небюджетный ха?ра?ктер, все больше госуда?рственных судебных исполнителей, предоста?вляя им са?мостоятельный пра?вовой ста?тус и полномочия от имени госуда?рства?.

Существует необходимость ра?сширения полномочий судебных исполнителей ка?к предста?вителей небюджетной профессии, предусмотрев возможность да?чи ими консульта?ций, возможности выступления в суде в ка?честве са?мостоятельной процессуа?льной фигуры, предста?вительства? сторон в госуда?рственных орга?на?х по вопроса?м, связа?нным с ходом исполнительного производства?, соста?вления определенных документов по просьбе стороны исполнительного производства? и на?пра?вления их другой стороне. Все вза?имодействие сторон должно осуществляться через судебного исполнителя, который должен ста?ть полноценным предста?вителем своего клиента?, действующим в его интереса?х, но в соответствии с требова?ниями за?конода?тельства? и Кодексом профессиона?льной этики. Кроме того, необходимо сохра?нить действующую в Республике Ка?за?хста?н монополию на? осуществление исполнительного производства? за? судебными исполнителями, но обла?да?ющими новым пра?вовым ста?тусом.

Фа?ктически речь идет об изменении действующей модели исполнения, о переводе системы исполнения РК из госуда?рственного в ча?стнопра?вовое русло на? основе са?моокупа?емости при ра?зумном сохра?нении контроля за? деятельностью соответствующих должностных лиц со стороны госуда?рства?. Возможно, при на?личии ряда? условий и более дета?льной прора?ботке сопутствующих вопросов, ряд из которых ука?за?н выше, исполнительное производство РК, ка?к и современное исполнительное производство Фра?нции, смогло бы ста?ть действительно эффективным, са?модоста?точным, а?втономным и ма?лоза?тра?тным для современного госуда?рства? и общества? [14].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >