Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Бюджетная классификация РФ, ее состав, законодательная основа

Бюджетная классификация РФ, ее состав, законодательная основа


Контрольная работа на тему «Бюджетная классификация РФ, ее состав, законодательная основа»

Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим показателям очень разнообразны. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо сопоставить эти показатели. Для данной цели проводиться их систематизация по однородным признакам с помощью бюджетной классификации.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджетная классификация имеет важнейшее значение для эффективного осуществления бюджетного процесса.

Целью контрольной работы является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по теме «Бюджетная классификация Российской Федерации (далее по тексту - РФ), ее состав, законодательная основа».

Итак, бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. [1]

Бюджетная классификация РФ предполагает присвоение объектам классификации определенных группировочных кодов. Группировочный код - условное цифровое обозначение доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, отражающее их принадлежность к определенной классификационной группе.

Правовое регулирование бюджетной классификации РФ осуществляется:

Бюджетным кодексом РФ (глава 4);

законами (решениями) о бюджете;

нормативными правовыми актами финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований.

В настоящее время статья 19 Бюджетного кодекса РФ закрепляет состав бюджетной классификации РФ. Бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления). [1]

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статьи 7 - 9) Российская Федерация обеспечивает: установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения; детализацию и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ. Детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджетам субъектов РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, является бюджетным полномочием субъектов РФ. К бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесены детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местным бюджетам.

Бюджетная классификация РФ должна отвечать требованиям:

единства, что предусматривается принципом единства бюджетной системы РФ (статья 29 Бюджетного кодекса РФ);

стабильности и преемственности, что закрепляется принципом прозрачности (открытости) (статья 36 Бюджетного кодекса РФ).

Рассмотрим бюджетную классификацию РФ подробнее.

Классификация доходов бюджетов

Классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов бюджетной системы РФ. В настоящее время код классификации доходов бюджетов предусматривает группировку доходов по кодам:

код главного администратора доходов бюджета;

код вида доходов (группам, подгруппам, статьям, подстатьям и элементам доходов);

код подвида доходов. [1]

Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;

налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

прочие неналоговые доходы.

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов РФ.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы РФ.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

4.1 ) бюджеты городских округов с внутригородским делением;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

6) бюджеты городских поселений;

6.1 ) бюджеты сельских поселений;

6.2 ) бюджеты внутригородских районов;

7) бюджет Пенсионного фонда РФ;

8) бюджет Фонда социального страхования РФ;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов. Подвиды доходов используются для раздельного учета сумм обязательного платежа, пеней и процентов, а также денежных взысканий по доходам от взимания налогов, сборов, государственной пошлины, регулярных платежей за пользование недрами, таможенных пошлин и таможенных сборов. Министерство финансов РФ утверждает:

общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы РФ;

перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган субъекта РФ утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения. [4]

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач. [3]

Структура кода классификации расходов бюджетов предусматривает детализацию расходов по следующим подразделениям:

1) код главного распорядителя бюджетных средств;

2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.[1]

Первой ступенью классификации расходов бюджетов является их группировка по главным распорядителям бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень и коды главных распорядителей бюджетных средств устанавливаются законом (решением) о соответствующем бюджете в ведомственной структуре расходов.

Последующей ступенью классификации расходов является их группировка по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Разделы классификации расходов бюджетов сформированы исходя из основных функций органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, на выполнение которых направляются бюджетные средства:

общегосударственные вопросы;

национальная оборона;

национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

национальная экономика;

жилищно-коммунальное хозяйство;

охрана окружающей среды;

образование;

культура и кинематография;

здравоохранение;

социальная политика;

физическая культура и спорт;

средства массовой информации;

обслуживание государственного и муниципального долга;

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ.

Подразделы классификации расходов бюджетов конкретизируют направления использования бюджетных средств в пределах указанных разделов. Например, раздел «Общегосударственные вопросы» включает следующие подразделы:

функционирование Президента РФ;

функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные вопросы.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным Кодексом РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующего бюджета. Статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ предусматривается: каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов. Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. Например, раздел «Общегосударственные вопросы», подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество». Целевые статьи: «Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых государств» или «Обеспечение международной экономической и гуманитарной помощи». бюджетный классификация доход расход

Целевые статьи и виды расходов призваны отразить особенности состава расходов бюджетов в зависимости от содержания расходных обязательств, обеспечиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Целевые статьи расходов имеют внутреннюю структуру и включают программы и подпрограммы, обеспечивающие детализацию направлений использования средств по соответствующим целевым статьям. Различают программы (подпрограммы), связанные с определенными целевыми статьями, и программы (подпрограммы), применяемые одновременно в различных целевых статьях.

Виды расходов детализируют направления финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Например: раздел «Общегосударственные вопросы»; подраздел «Функционирование главы государства -- Президента РФ»; целевая статья «Общее руководство и управление общими службами и услугами Управления делами Президента РФ»; виды расходов -- «Центральный аппарат» или «Руководители Администрации Президента РФ и его заместители». [3]

Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами видов расходов являются:

1) группа "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами".

2) группа "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

3) группа "Социальное обеспечение и иные выплаты населению".

4) группа "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности".

5) группа "Межбюджетные трансферты".

6) группа "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям".

7) группа "Обслуживание государственного (муниципального) долга".

8) группа "Иные бюджетные ассигнования".

Группы видов расходов включают подгруппы видов расходов, которые также являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Так, например, группа "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" включает следующие подгруппы: "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений"; "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов"; "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны"; "Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов". [3]

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов РФ.

Министерство финансов РФ также утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов элементов видов расходов классификации расходов бюджетов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). [4]

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов. [1]

Первой ступенью в детализации источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов является их группировка по главным администраторам источников финансирования дефицитов бюджетов.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган управления бюджетом государственного внебюджетного фонда, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь администратор источников финансирования дефицита бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления бюджетом государственного внебюджетного фонда, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. [3]

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов изменения в перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Второй ступенью в детализации источников финансирования дефицитов бюджетов является их группировка по группам, подгруппам, статьям и видам источников.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов. [1]

В рамках подгрупп отражается разница между объемом поступлений из источников финансирования дефицитов бюджетов и объемом средств, направляемых на погашение соответствующих долговых обязательств. Например, подгруппа «Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ» отражает разницу между поступлениями в бюджет от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направляемыми на их погашение. [3]

Последующая детализация подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов. Статьи источников финансирования дефицитов бюджетов имеют внутреннюю структуру и объединяют подстатьи и элементы источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется посредством выделения видов источников финансирования дефицитов бюджетов. Их состав позволяет отразить состав долговых обязательств, принимаемых и погашаемых в пределах поступлений данных источников в бюджет. Группировка источников финансирования дефицитов бюджетов по видам обеспечивает достоверность и оперативность учета задолженности по соответствующим долговым обязательствам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (cтатья 23) перечень и коды видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждаются законом (решением) о бюджете при утверждении источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Министерство финансов РФ утверждает:

общие требования к порядку формирования перечня кодов статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган субъекта РФ утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Также финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и находящиеся в их ведении казенные учреждения. [4]

Классификация операций сектора государственного управления

Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами классификации операций сектора государственного управления являются:

1) доходы;

2) расходы;

3) поступление нефинансовых активов;

4) выбытие нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов;

6) выбытие финансовых активов;

7) увеличение обязательств;

8) уменьшение обязательств. [1]

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и порядок ее применения устанавливается Министерством финансов РФ.

Министерство финансов РФ также утверждает общие требования к порядку формирования перечня подстатей классификации операций сектора государственного управления при дополнительной детализации операций сектора государственного управления. [4]

В заключение контрольной работы, подведем итог, что бюджетные доходы и расходов разнообразны. Для составления отчётов об исполнении бюджетов и обеспечении сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ необходима на всей территории Российской единая бюджетная классификация.

Список литературы

Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Письмо Минфина России от 08.04.2015 № 02-05-10/20210 "О новой структуре кодов бюджетной классификации и новом порядке применения классификации операций сектора государственного управления при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов)".

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее