Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Красная книга

Содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее изученности, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, определяются научная новизна, теоретическая основа и нормативно-правовая база исследования, его методы и практическая значимость.

В первой главе «Общая характеристика правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных» рассматриваются вопросы, связанные с определением юридического понятия и содержания режима особой охраны редких и исчезающих видов животных, включая исторический аспект проблемы.

В первом параграфе «Редкие и исчезающие виды животных как объект особой охраны» делается вывод о заинтересованности государства в решении проблемы сохранения редких и исчезающих видов животных, включая разработку правовых мер в данной области.

Эффективность осуществляемых мер во многом определяется наличием официально признанного формализованного юридического понятия редкого и исчезающего объекта животного мира, не допускающего смешения с аналогичными житейскими, хозяйственно-техническими, естественнонаучными понятиями и предостерегающего от ошибок в правоприменительной практике. Первым и по сей день единственным научным исследованием на эту тему являлась работа Д.П. Дичюте «Юридические критерии определения редких и исчезающих животных и растений», в которой были предложены следующие обязательные критерии понятия редкого и исчезающего вида животных: 1) принадлежность к дикому животному миру; 2) вид дикого животного; 3) официальное признание государственным (международным) органом, договорившимися государствами; 4) включение в официальный список (регистр); 5) региональный признак Распад Союза ССР и последовавшее обновление российского экологического законодательства потребовали вновь обратиться к анализу указанных критериев. Проведенный анализ позволил автору дать юридическое понятие редкого и находящегося под угрозой исчезновения объекта животного мира.

Охрана редких и исчезающих видов фауны является частью более общих мер - охраны всего видового разнообразия животного мира. Учитывая повышенную уязвимость данных видов перед внешними воздействиями, уникальность и невосполнимость хранящегося в них генетического материала, внимание государства и общества к их охране должно быть приоритетным. Применительно к ее правовому аспекту это означает закрепление в законодательстве для редких и исчезающих видов животных особого правового режима или, что более точно, режима особой охраны.

Прямое указание на то, что редкие или находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира находятся под особой охраной государства содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункте 2 постановления Правительства РФ от 19.02.1996г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» Поскольку в новейшем российском экологическом законодательстве, также как и в законодательстве советского периода, определение понятия «особой охраны» не дается, оно уже несколько десятилетий является предметом осмысления в научной литературе.

Во втором параграфе «Становление и развитие правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных» дается экскурс в историю правовой охраны редких и исчезающих видов животных.

Проблема сохранения редких и исчезающих представителей фауны стала очевидной для специалистов уже в конце XIX века. Однако только к середине XX века было признано, что главной задачей, необходимым условием и начальным этапом охраны редких и исчезающих видов животных является их инвентаризация и учет, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах и регионах. В глобальном масштабе итоги такой инвентаризации и учета воплощены в Красной книге МСОП, первое издание которой вышло в свет в 1963 году.

Красная книга МСОП имеет важное научное и политическое значение, но не является средством прямого юридического применения. Официальное признание идея Красной книги получает только будучи перенесенной на почву внутригосударственных отношений. В Советском Союзе этот процесс начался с принятия Положения о Красной книге СССР (1974г.) в котором Красной книге СССР придавалось значение основного государственного инструмента инвентаризации и учета угрожаемых видов, научно-обоснованной программы практических мероприятий по их спасению, а также средства пропаганды и воспитания разумного и бережного отношения к животным. Вместе с тем, здесь отсутствовали правовые требования, гарантирующие сохранение видов, занесенных в Красную книгу СССР, что, безусловно, принижало ее юридическое значение.

Ситуация изменилась с принятием Закона СССР от 25 июня 1980 года «Об охране и использовании животного мира» вступившего в силу уже после выхода в свет в 1978 году первого издания Красной книги СССР Впервые на законодательном уровне здесь было закреплено, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, подлежат включению не только в Красную книгу СССР, но и красные книги союзных республик. Одновременно был установлен особый правовой статус видов животных, внесенных в красные книги. Предусматривалось, что действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких видов, не допускаются. Специально уполномоченным государственным органам по охране и регулированию использования животного мира вменялось в обязанность принятие мер к созданию необходимых условий для разведения указанных видов в случаях, когда их воспроизводство в естественной среде не представлялось возможным. Также регламентировалось добывание редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира. Таким образом, внесение тех или иных биологических видов в Красную книгу СССР или красные книги союзных республик теперь влекло за собой конкретные юридические последствия, повышающие возможности их сохранения и воспроизводства.

После распада Советского Союза и становления России как независимого государства, с неизбежностью встал вопрос об учреждении Красной книги Российской Федерации. Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» установил, что в целях охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных учреждаются Красная книга Российской Федерации, а также красные книги республик в составе Российской Федерации. В 1995 году принимается Федеральный закон «О животном мире» который, сохранив положения ранее действовавшего законодательства, предусмотрел целый ряд новых, направленных на сохранение уязвимых видов фауны в изменившихся политических и социально-экономических условиях. В Законе также подтверждалась необходимость занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Федерации, причем уже независимо от государственно-территориального устройства последних.

За обновлением законодательства последовало принятие и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемые отношения. Центральными из них стали постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» и Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденное приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 3 октября 1997г. №419-а

В пункте 1.1 Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации определено, что Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, обитающих на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Вместе с тем, Красная книга не является правовым актом либо документом, имеющим силу закона, как полагают некоторые ученые Красная книга Российской Федерации - это официально признанный документ учета редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, составная часть государственного кадастра животного мира, а также научно-практическое руководство по спасению угрожаемой фауны. Другой крайностью было бы отрицание юридического значения Красной книги Российской Федерации. В пункте 2 постановления Правительства от 19 февраля 1996г. № 158 прямо закреплено, что объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, подлежат особой охране. А это значит, что только с включением тех или иных видов фауны в Красную книгу Российской Федерации они формально отграничиваются от всего другого многообразия животного мира и в отношении них начинает действовать предусмотренные законодательством правовые и организационные гарантии, обеспечивающие их сохранение, воспроизводство и строго контролируемое ограниченное использование.

Во второй главе «Правовые меры охраны редких и исчезающих видов животных в Российской Федерации» исследуется содержание режима особой охраны редких и исчезающих видов животных, предусмотренного федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В первом параграфе «Требования охраны редких и исчезающих видов животных» проанализированы специальные правовые требования охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Федерации.

В настоящее время отсутствует требование, устанавливающее запрет на добывание объектов животного мира, относящихся к видам, занесенным в красные книги. Вместо этого в пункте 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объекты животного мира, внесенные в красные книги, повсеместно изымаются из хозяйственного использования. По мнению автора, повсеместное изъятие из хозяйственного использования - это запрет на планирование и ведение в Российской Федерации либо соответствующем субъекте Федерации промысловой добычи животных, относящихся к видам, занесенным в красные книги, их гнезд, яиц, икры, частей и продуктов жизнедеятельности, осуществляемые для получения товарной продукции, сырья и иных хозяйственных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности и нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются. Представляется, что данное требование следует рассматривать как запрет на осуществление хозяйственной и любой иной, не связанной с пользованием уязвимой фауной деятельности, если она может привести к гибели отдельных особей, сокращению общей численности вида, подвида или популяции животных, занесенных в красные книги, а также к нежелательной антропогенной трансформации территорий и акваторий, служащих средой обитания и необходимых для осуществления различных жизненных циклов данных животных.

В следующем требовании, закрепленном в части 2 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство указанных объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В отличие от запрета действий, ведущих к негативному изменению состояния уязвимой фауны и ухудшению среды ее обитания, данной нормой на субъектов хозяйственной деятельности возлагается обязанность по осуществлению специальных мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство редких и исчезающих животных в естественной среде обитания (in-situ).

Если в условиях естественной свободы сохранение вида невозможно, прибегают к сохранению вида в неволе либо полувольных условиях (ex-situ). Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. В настоящий момент правовым регулированием охвачены: учреждение зоопарков регистрация зоологических коллекций и лицензирование деятельности по содержанию и разведению редких и исчезающих животных. Вместе с тем, еще слабо урегулировано наиболее перспективное направление по сохранению генетических материалов уязвимых животных - замораживание их гамет, зигот, соматических клеток и зародышей в низкотемпературных генетических банках

Экологические требования диктуются законами природы и, следовательно, их реализация изначально предполагает обязательность исполнения. Тут не может быть и речи о предоставлении субъекту права выбора: соблюдать ему определенное экологическое требование или нет. Преобладание способов обязывания и запрета, однако, не исключает дозволения. Законодатель использует дозволение, если не преследует цели обязывания субъектов права вступать в определенные отношения. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19.02.96г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» в исключительных случаях дозволяется добывание, а согласно части 4 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» оборотоспособность и выпуск в естественную природную среду редких и исчезающих животных, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации. При этом сам порядок добывания, оборота и выпуска регламентируется подробным образом, в том числе с помощью обязывающих и запретительных норм.

Во втором параграфе «Организационный механизм охраны редких и исчезающих видов животных» раскрывается содержание организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных, основой которого в общероссийском масштабе является деятельность по ведению Красной книги Российской Федерации.

В настоящее время ведение Красной книги Российской Федерации возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, находящуюся в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Научное обеспечение ведения Красной книги Российской Федерации, включая создание компьютерной версии «Красной книги Российской Федерации», осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы. С 1998г. Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы обеспечивает также работу Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам.

В соответствии с Положением о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 03.10.1997г. № 419-а, ведение Красной книги Российской Федерации представляет собой сложный комплекс мероприятий, который условно можно разделить на два блока.

Во-первых, это деятельность по сбору, обработке и хранению научной информации о состоянии редких и исчезающих видов, их лимитирующих факторах и мерах охраны, занесению указанных видов в Красную книгу Российской Федерации (исключению из Красной книги Российской Федерации), а также ее периодическому переизданию. Источниками научной информации являются биологические обследования и данные государственного мониторинга. Эта информация, соответствующим образом обработанная и аранжированная, в совокупности с разработанными на ее основе рекомендациями по охране и составляет содержание Красной книги.

Но подготовка и издание Красной книги - это не самоцель. Сама по себе, без принимаемых в отношении внесенных в нее видов охранительных мер, Красная книга Российской Федерации была бы очередным научно-популярным изданием о жизни животных, не имеющим практического значения. Поэтому второй блок мероприятий, входящих в содержание рассматриваемой функции, включает подготовку и реализацию с участием природопользователей и других заинтересованных лиц предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков, а также выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием и разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Осуществляя именно эти мероприятия, уполномоченные органы государства непосредственно реализуют законодательные требования охраны редких и исчезающих видов животных и обеспечивают их реализацию другими участниками экологических отношений.

В третьем параграфе «Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов животных» констатируется, что в процессе выполнения правовых требований охраны редких и исчезающих видов животных могут возникать отклонения от нормального осуществления права. В одних случаях их нормальная реализация нарушается вследствие неправомерных действий, в других - бездействием тех или иных субъектов права. Это обстоятельство является основанием для закрепления в праве системы мер юридической ответственности, применяемой за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов фауны.

По мнению автора, уголовно-правовая защита редких и находящихся под угрозой исчезновения животных прежде всего обеспечивается уголовно-правовыми запретами, содержащимися в статьях 256, 258, 259 Уголовного кодекса РФ

В научной литературе общепризнанным является мнение, что в случае незаконной добычи рыбы, морского зверя и иных водных животных, относящихся к видам, занесенным в красные книги, содеянное следует квалифицировать по пункту «а» части 1 статьи 256 УК РФ - незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба. Указанный подход к квалификации содеянного не лишен недостатков. Для признания данного преступления оконченным обязательно причинение реального ущерба. В каждом отдельном случае это требует доказывания наличия причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

В пункте «в» части 1 статьи 258 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Действующее законодательство исключает возможность корректного вменения по пункту «в» части 1 статьи 258 УК РФ ввиду отсутствия категории «зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена». Типовые правила охоты в РСФСР 1974г. содержали перечень зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено (пункт 16). Однако Типовые правила охоты в РСФСР 1988г., в отличие от ранее издававшихся, реализовали разрешительный подход к формированию состава охотничьих животных: вместо перечня запрещенных к охоте видов они содержат перечни разрешенных. Не являются запретительными перечнями и Красные книги, на которые иногда ссылаются.

Для устранения отмеченных недостатков автор предлагает дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей, предусматривающей ответственность за незаконное добывание, уничтожение, приобретение или продажу редких или находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации, а также за незаконное приобретение или продажу редких или находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, относящихся к видам, охраняемым международными договорами Российской Федерации. Одновременно предлагается внести изменения в статью 8.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предотвращающие дублирование норм уголовного и административного законодательства.

Статья 259 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций данных организмов, введена в российское уголовное законодательство впервые. По мнению автора, конструкция состава преступления, предусмотренного статьей 259 УК РФ, является несовершенной. Во-первых, уголовно-правовой защите здесь подлежат лишь местообитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Вместе с тем, согласно существующей двухуровневой системе красных книг выделяются и регионально редкие и исчезающие виды, имеющие собственные местообитания. Поскольку уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то значит, органы представительной власти субъектов Российской Федерации не смогут обеспечить уголовно-правовой защитой местообитания регионально редких и исчезающих видов. Во-вторых, в качестве обязательного последствия уничтожения критических местообитаний предусмотрена гибель не одной, а как минимум двух популяций редких и исчезающих видов. Таким образом, если в Красную книгу Российской Федерации занесен не весь вид, а его отдельная популяция (другие популяции, обитающие на территории страны, не отнесены к угрожаемым) либо уязвимый вид на территории России представлен одной единственной популяцией, то при их уничтожении уголовное дело по данной статье возбуждено быть не может. В последнем случае это особенно страшно, поскольку вид полностью исчезает с территории страны, а виновные в этом лица остаются безнаказанными.

Привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов животных не освобождает их от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда. В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, должны возместить нанесенный ущерб в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда.

В четвертом параграфе «Проблемы региональной охраны редких и исчезающих видов животных» по результатам сравнительного анализа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих охрану регионально редких и исчезающих видов животных, автором выдвигаются предложения по их совершенствованию, включая унификацию соответствующего нормативного материала.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О животном мире» учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как и в случае с Красной книгой Российской Федерации, виды, занесенные в Красные книги субъектов Российской Федерации, сразу же оказываются в рамках особо правового режима: отдельная регламентация их использования, обязательное принятие по отношению к ним дополнительных мер по сохранению и восстановлению и т.д.

Согласно пункту 1.6 Положения о порядке ведения Красной книги РФ, порядок ведения красных книг субъектов Российской Федерации определяется нормативными актами субъектов Российской Федерации. Нормотворческая работа по правовому обеспечению Красных книг субъектов Российской Федерации различна. В некоторых субъектах Российской Федерации она или ещё не начиналась или находится в начальной стадии. В других субъектах Российской Федерации, наоборот, сформированы полновесные правовые системы, охватывающие своим регулированием почти все аспекты охраны и использования редких и исчезающих видов животных. Как показывает имеющийся опыт нормотворчества, законы и иные нормативные акты республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации, регулирующие охрану редких и исчезающих видов животных, хоть и незначительно, но отличаются от федеральных аналогов.

В большинстве нормативных правовых актов указывается, что финансирование работ, связанных с реализацией законодательства субъекта Российской Федерации об охране редких и исчезающих видов, осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, или за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также других источников, не запрещенных федеральным законодательством. По мнению автора, финансирование указанных работ должно осуществляться не только за счет средств субъекта Российской Федерации, но и из федерального бюджета.

К недостаткам регионального законодательства можно отнести и отсутствие во многих субъектах Федерации норм об административной ответственности за нарушения требований охраны регионально редких и исчезающих видов животных, а также утвержденных такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами их незаконным добыванием или уничтожением. Как федеральное, так и региональное законодательство устанавливают запреты на осуществление любых действий, которые могут привести к ухудшению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги. Однако таксовые расценки за ухудшение среды обитания тоже отсутствуют. Это снижает эффективность действия юридической ответственности, затрудняет или, в ряде случаев, вовсе исключает возможность взыскания причиненного вреда.

Отдельно рассматривается вопросы организации в регионах особо охраняемых природных территорий, традиционно считающихся одной из основных форм сохранения редких и исчезающих видов животных. Особое внимание уделено и опыту создания в субъектах Российской Федерации кадастра объектов животного мира, имеющего важное значения для совершенствования экономических механизмов охраны уязвимой фауны.

Третья глава «Международно-правовые меры охраны редких и исчезающих видов животных» посвящена международному сотрудничеству в области охраны уязвимых видов фауны, осуществляемому Российской Федерацией в рамках глобальных, региональных и двухсторонних соглашений и конвенций. Кроме того, в главе анализируются правовые аспекты международной торговли редкими и исчезающими видами животных.

В первом параграфе «Международные договоры Российской Федерации, обеспечивающие охрану редких и исчезающих видов животных» делается вывод, что нормы международного права особенно важны применительно к сфере регулирования охраны и использования редких и исчезающих видов животных, поскольку многие из них обитают на территории разных стран и сохранение их возможно только путем скоординированных действий.

Конвенция о биологическом разнообразии (1992г.) занимает основное место среди международных соглашений об охране живой природы. По ней государства обязаны принимать меры по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, которое признается «общим интересом человечества». Предусмотрены меры охраны in-situ - в естественной среде обитания, и ex-situ - в искусственных условиях. Для выполнения задач Конвенции по биоразнообразию на разных уровнях действуют научные программы, имеющие немаловажное значение для охраны редких и исчезающих видов животных.

Кроме Конвенции о биоразнообразии, заключены и реализуются ряд других многосторонних и двухсторонних конвенций и соглашений в области сохранения живой природы, в том числе ее наиболее уязвимой части - редких и исчезающих видов. К их числу относятся Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, которая была заключена 2 февраля 1971 года в Рамсаре (Иран) и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия подписанная в Париже в 1972 году, которые способствуют охране мест обитания редких и исчезающих видов животных.

Значительное место в международно-правовой охране редких и исчезающих животных занимают международные договоры, заключаемые заинтересованными государствами в отношении отдельных видов и групп живых организмов. Международная конвенция о регулировании китобойного промысла (1948г.) предусматривает охрану всех китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Соглашение о сохранении белых медведей (1973г.) заключенное Канадой, США, Данией, Норвегией и бывшим СССР, предусматривает запрет (за некоторыми исключениями) добычи, территориальные и другие меры охраны самого крупного полярного хищника, также относящегося к числу редких и исчезающих видов животных.

Белые медведи, населяющие Чукотское море, северную часть Берингова моря и восточную часть Восточно-Сибирского моря, принадлежат к общей для России и США чукотско-аляскинской популяции, которая занесена в Красную книгу Российской Федерации. В отличие от двух других популяций белого медведя - лаптевской и карско-баренцевоморской, также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, чукотско-аляскинская относится к категории «восстанавливающиеся», что позволяет без ущерба ежегодно добывать несколько десятков особей при сохранении современного уровня охраны вида. Начиная с 1992 года, ведомства России и США, ответственные за охрану и использование белых медведей, провели ряд встреч, итогом которых стало подписание Соглашения о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (2000г.) Как ожидается, в результате вступления Соглашения в силу будет достигнут необходимый баланс интересов коренного населения Чукотки и государства, что будет иметь позитивный социально-экономический эффект без нанесения ущерба состоянию белого медведя в природе.

Среди животных, сохранением которых озабочено сегодня человечество, одно из центральных мест принадлежит амурскому тигру, символизирующему богатство и величие нетронутой природы. Основным лимитирующим фактором для амурского тигра является браконьерство, обусловленное спросом на тигриную продукцию в странах Восточной Азии, используемую в качестве лекарственного сырья. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 10 ноября 1997г. подписан Протокол об охране тигра вступивший в силу с даты его подписания. Несмотря на значительный набор планируемых Сторонами природоохранных мероприятий, в Протоколе не указан орган, контролирующий их выполнение. Данный пробел не способствует эффективной реализации международно-правовых норм и, безусловно, должен быть восполнен в ходе дальнейшей договорной работы между нашими странами.

Наличие мигрирующих видов, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, выдвигает требование координации деятельности соседних государств либо групп государств в пределах крупных географических регионов, оказавшихся ответственными за их сохранение Именно на такую координацию нацелена Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, иначе называемая Боннской конвенцией (1979г.) . Основная особенность Конвенции состоит в том, что в заключаемых в рамках Конвенции соглашениях могут участвовать государства, не являющиеся ее Сторонами. Именно к таким государствам относится Российская Федерация, которая, как и бывший СССР, не присоединилась к Боннской конвенции, но участвует в ряде заключенных в ее рамках соглашений.

Еще одним многосторонним договором, направленным на сохранение редких и исчезающих животных, включая мигрирующие виды, является Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в

Европе, иначе называемая Бернской конвенцией (1979г.) Россия, как и в случае с Боннской конвенцией, не является участником данного международного соглашения. В качестве наблюдателя в мероприятиях Бернской конвенции участвует представитель Министерства природных ресурсов РФ.

Россия еще недостаточно активно работает в плане охраны редких и исчезающих видов животных с естественными союзниками - странами Содружества Независимых Государств. Вместе с тем, и здесь уже имеются обнадеживающие результаты: Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания (1994г.) фактически являющееся аналогом Боннской конвенции на территории Содружества, и Соглашение о Книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств - участников СНГ (1995г.) заключение которого обусловлено тем очевидным обстоятельством, что наличие юридического признания вида редким или исчезающим в одной национальной единице и отсутствие такового в другой, где данный вид также обитает, затрудняет решение глобальной проблемы сохранения разнообразия животного мира.

Во втором параграфе «Международная торговля редкими и исчезающими видами животных: правовой аспект» рассматриваются существо и практика применения в Российской Федерации положений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973г. (СИТЕС), являющейся основным механизмом регулирования торговли и, одновременно, наиболее действенным барьером для контрабанды редкими и исчезающими видами животных во всем мире.

По своему статусу все регулируемые Конвенцией виды отнесены к одной из трех категорий и соответственно перечислены в трех приложениях к Конвенции. Непосредственным объектом торговых операций выступают образцы СИТЕС. Для контроля над торговлей образцами видов, включенных в приложения СИТЕС, используется механизм разрешений. При этом для каждой из их категорий устанавливается свой комплекс требований, связанных с получением необходимого разрешения.

Став участником СИТЕС, каждая страна берет на себя целый ряд обязательств, наиболее существенными из которых согласно тексту и смыслу Конвенции являются: 1) назначение одного или нескольких Административных органов, имеющих право выдавать разрешения и сертификаты СИТЕС; 2) назначение одного или нескольких Научных органов, с которыми согласуется выдача разрешений и сертификатов СИТЕС; 3) принятие мер по запрещению владения и торговли образцами в нарушение положений Конвенции, включая введение в национальное законодательство норм, предусматривающих конфискацию или возвращение экспортирующему государству указанных образцов.

В настоящее время Административным органом СИТЕС в России в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов РФ. В соответствии с пунктом 4 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 2 сентября 2004г. № 9 «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования». Научным органом СИТЕС в Российской Федерации определены ВНИИ охраны природы, Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН и Межведомственная ихтиологическая комиссия. Тем же приказом утвержден Временный регламент оформления и выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации, на ввоз в Российскую Федерацию, а также на реэкспорт видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973г., кроме осетровых рыб.

Став участником СИТЕС, страны берут на себя обязательства по запрету импорта и экспорта образцов СИТЕС без соответствующих документов, использования недействительных или поддельных документов, владения и внутренней торговли образцами, ввезенными в отсутствие разрешений или с недействительными либо поддельными документами. В России уголовная ответственность за нарушение установленных СИТЕС правил международной торговли животными редких и исчезающих видов предусмотрена статьей 188 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда». При отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния за нарушение таможенных, а также ветеринарных правил, совершаемых при пересечении подкарантинными грузами таможенной границы, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность. Ответственность за незаконное владение и внутреннюю торговлю уязвимыми видами установлена статьей 8.35 КоАП РФ. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003г. № 304 утверждены Правила использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973г.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Красная книга