var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]]; var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]]; var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]]; var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]]; googletag.cmd.push(function() { var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_top', div_336x280, 'div-336x280_top').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_1', div_650x333, 'div-336x280_1').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_2', div_336x280, 'div-336x280_2').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_3', div_336x280, 'div-336x280_3').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_btm', div_650x333, 'div-336x280_btm').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.pubads().collapseEmptyDivs(); googletag.enableServices(); }); googletag.cmd.push(function() { // not render hided ads according grid css var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build(); var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90', div_970x90, 'div-970x90').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90_btm', div_970x90, 'div-970x90_btm').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600', div_300x600, 'div-300x600').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600_sticky', div_300x600, 'div-300x600_sticky').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_rich', [1, 1], 'div-rich').addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.enableServices(); });

Оценка неканцерогенного риска при комплексном поступлении веществ из четырёх сред

Таблица 39 - Сводные данные неканцерогенных рисков по всем веществам

Ранг

Наименование вещества

Коэффициент опасности

?

Вклад,

%

Воздух

Вода

Продукты питания

Почва

1

Медь

-

0,041

-

500,03

500

78,25

2

Цинк

-

0,013

-

56

56

8,76

3

Кадмий

-

0,079

1,41

25,03

27

4,15

4

Никель

-

-

-

20

20

3,13

5

Свинец

3,6

0,112

1,68

11,34

17

2,62

6

Мышьяк

-

-

6,21

-

6

0,97

7

Взвешенные в-ва

3,9

-

-

-

3,9

0,61

8

Бенз(а)пирен

2,9

-

-

-

2,9

0,45

9

Формальдегид

2,7

-

-

-

2,7

0,42

10

Азот диоксид

1,3

-

-

-

1,3

0,20

11

Углерод оксид

1

-

-

-

1

0,16

12

Ртуть

-

-

0,56

-

0,56

0,09

13

Сера диоксид

0,4

-

-

-

0,40

0,06

14

Хлороформ

-

0,314

-

-

0,31

0,05

15

Азот оксид

0,3

-

-

-

0,30

0,05

16

Фтор

-

0,118

-

-

0,12

0,02

17

Ксилол

-

0,029

-

-

0,03

4,5E-03

18

Марганец

-

0,02

-

-

0,02

3,1E-03

19

Железо

-

0,013

-

-

0,01

2,0E-03

20

Бериллий

-

0,004

-

-

0,004

6,3E-04

21

Фенол

0,4

0,0001

-

-

0,0001

1,6E-05

Суммарный неканцерогенный риск

639,1

Ранжирование веществ по величине коэффициента опасности

Рисунок 15 - Ранжирование веществ по величине коэффициента опасности

Таблица 40 - Суммарный неканцерогенный риск по четырём средам поступления и вклады каждой среды в его формирование

Ранг

Среда

? HQ

?? HQ

Вклад, %

1

Почва

612,4

639,5

95,8

2

Воздух

16,5

2,5

3

Продукты питания

9,86

1,5

4

Вода

0,74

0,1

Приоритетным веществом по степени опасности является медь. Приоритетной средой неканцерогенного воздействия г. Комсомольска-на-Амуре является почва.

На рисунке 6 представлены суммарные индексы опасности для двух критических систем органов при комплексном поступлении веществ их всех возможных сред.

Рисунок 16 - суммарные индексы опасности

Суммарный индекс опасности заболевания органов дыхания превышает предельно-допустимое значение в 610 раз; заболевания желдочно-кишечного тракта - в 9 раз.

Неопределенность - ситуация, обусловленная несовершенством знаний о настоящем или будущем состоянии рассматриваемой системы. Характеризует частичное отсутствие или степень надежности сведений об определенных параметрах, процессах или моделях, используемых при оценке риска. Неопределенность в конечном итоге определяет надежность и достоверность оценок риска и может быть уменьшена путем дополнительных исследований или измерений.

Возможные неопределенности подразделяются на три категории:

  • 1) обусловленные отсутствием или неполнотой информации, необходимой для корректного определения риска;
  • 2) связанные с некоторыми параметрами, используемыми для оценки экспозиции и расчета рисков (неопределенность параметров);
  • 3) обусловленные пробелами в научной теории, необходимой для предсказания на основе причинных связей (неопределенности модели).

Неопределенности присущи всем этапам оценки риска [3].

В данной курсовой работе основными источниками неопределенности этапа идентификации опасности являются: неполные сведения об источниках загрязнения окружающей среды; недостаточная степень полноты, достоверности и репрезентативности химико-аналитических данных; слабая доказательность о вредных эффектах у человека.

В целом наибольшее влияние на достоверность итоговых оценок риска оказывают неопределенности, связанные с оценкой экспозиции.

Источниками неопределенностей при оценке экспозиции являются:

1. Неполнота информации об используемых при анализе параметрах, будь то свойства популяции, природной среды (при анализе межсредового распределения и транспорта веществ) или физико-химические свойства вещества. Величины этих параметров могут быть просто не известны с точностью, достаточной для использования точечной оценки, могут варьироваться в популяции, или неточность в их определении может определяться использованием обобщенных, усредненных данных для больших территорий или популяций.

Применение, так называемых, стандартных величин сокращает затраты на сбор необходимых данных, но при этом увеличивает неопределенности оценок экспозиции и риска, степень которых характеризуется на основе анализа чувствительности параметров.

  • 2. Исключение из анализа накожного и ингаляционного пути поступления воды.
  • 3. Упрощённый сценарий воздействия химических веществ:
    • - не учитывалась возможность выезда людей за пределы города;
    • - в производственных условиях учитывалось только воздействие свинца, остальные вещества пренебрегались;
    • - воздействие веществ в помещении приравнивалось к воздействию вне помещения.
  • 4. Отсутствие или недоступность необходимой информации:
    • - о факторах канцерогенного потенциала для накожного поступления химических веществ. Поэтому в расчёте использовались факторы канцерогенного потенциала для перорального поступления. Результат такого расчёта получается значительно завышенным;
    • - о доле местных продуктов в г. Комсомольск-на-Амуре. Для расчёта было принято, что доля местных продуктов составляет 100 %. Это завышает результаты расчёта.

Таким образом, уровень неопределённости при оценке риска здоровью населения на столько высок, что полученные результаты следует воспринимать только как ранг проблем, который позволяет установить приоритеты мероприятий. Такая оценка рисков не позволяет определить реальный уровень опасности.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых связана с воздействием вредных химических веществ, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности.

Основным мероприятием является исключение возможности контакта человека с химическими факторами в производственной и бытовой сферах. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует использовать технологические и производственные процессы, не приводящие к возникновению и выделению в производственную и окружающую среду канцерогенных факторов.

Если устранить воздействие вредных химических веществ не представляется возможным, организациями должны приниматься меры по снижению их воздействия на человека, включая установление ПДК или ПДУ с учетом канцерогенного эффекта. Обеспечивается регулярный контроль за их соблюдением. Периодичность контроля за содержанием химических веществ в различных средах устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Число лиц, которые могут подвергнуться воздействию химических факторов, максимально ограничивается.

В проекте вновь создаваемого или реконструируемого объекта, на котором предполагается использование вредных химических веществ, предусматриваются: максимальная степень автоматизации технологического процесса, герметизация оборудования, использование безотходных и малоотходных технологий, замена вредных веществ на менее вредные или безвредныеи т.д.

В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях. Материалы санитарно-гигиенической паспортизации учитываются при санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности, работ и услуг, осуществляемых в таких организациях.

Лица, поступающие на работу, а также работники организации, которые могут подвергнуться воздействию производственного химического фактора, информируются об опасности такого воздействия и мерах профилактики, а также обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты и санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Работники, принятые на работу, связанную с воздействием вредных химических факторов, подлежат предварительным (при поступлении на работу) и обязательным периодическим профилактическим медицинским осмотрам в установленном порядке.

При использовании и утилизации канцерогенных веществ или продуктов принимаются меры по предотвращению загрязнения среды обитания человека и охране его здоровья.

В субъектах Российской Федерации с целью профилактики и снижения онкологической заболеваемости населения принимаются меры по разработке и реализации региональных профилактических программ [6].

При принятии решений по управлению риском здоровью органам исполнительной власти рекомендуется осуществлять периодичский или постоянный мониторинг экспозиций и рисков.

Мониторинг экспозиций и рисков, основанный на результатах оценки риска для здоровья, является эффективным способом проведения социально-гигиенического мониторинга (выбор точек контроля, контролируемых химических веществ, установления достаточной периодичности отбора проб и др.). С этой целью могут использоваться не только измерения концентраций многочисленных химических веществ, определяющих риски для здоровья населения на данной территории, но и прямые (непосредственно связанные с оцениваемыми рисками для здоровья) или косвенные (очень хорошо коррелирующие с прямыми) индикаторы качества среды обитания человека, достаточно хорошо отражающие совокупную химическую нагрузку на экспонируемое население. Применение индикаторов допустимо в случае предварительной углубленной оценки рисков на данной территории либо при наличии очень большого сходства в источниках загрязнения окружающей среды на этой территории и в ранее подробно исследованном районе [3].

Так же исполнительные органы РФ должны осуществлять контроль за качеством продуктов питания, содержанием в них тяжёлых металлов.

Сегодня методы контроля качества продуктов питания могут провести специализированные компании, занимающиеся внедрением систем менеджмента и обучением персонала. Данные компании применяют методы контроля качества абсолютно на всех стадиях производства: начинают с проверки качества сырья и материалов и заканчивают контролем соответствия готовых продуктов техническим параметрам.

Проверка в пределах предприятий осуществляется центральными службами обеспечения качества. К их функциям относят: разработку показателей качества по каждому отдельному виду продуктов питания; принятые методы управления качеством, а также порядок проведения всех испытаний; определение причин появления брака, а также мер для его устранения [11].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >