Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Этика и эстетика arrow Этика государственной и муниципальной службы

Реформирование административной этики в практике современного государственного управления

Тема: «Институционализация этики в условиях административной реформы»

Задание 2.1. Провести сравнительный анализ кодексов поведения государственных служащих, заполнив следующую таблицу:

профессиональный мышление административный этика

Параметры сравнения

Россия

Модельный Этический кодекс государственного служащего РФ

Америка (США)

Закон об этике в правительственных учреждениях и д.р.

Кодексы поведения государственных служащих

  • 1. Запреты
  • (степень их конкретизации в кодексе)

Запреты имеют прямой характер, сформулированы четко, формулировки не допускают двусмысленного толкования

Степень конкретизации высокая. В формулировках запретов усматриваются признаки казуистичноси, свойственные англо-саксонской правовой традиции

2. Принцип лояльности

Государственный служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанное, добровольное соблюдение установленных государством, отдельными его структурами, учреждениями правил, норм, предписаний служебного поведения; верность, уважение и корректность по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам; поддержание имиджа властных структур, постоянное содействие укреплению их авторитета.

Государственный служащий обязан ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам.

3. Развитие идей и принципов Кодекса в иных нормативных актах различной юридической силы

Прослеживается слабая связь (синхронизация) с антикоррупционным и административным законодательством

Высокая связь (синхронизация) с антикоррупционным и административным законодательством

4. Вопросы конфликта интересов

Конфликт интересов возникает в случае, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность в ходе осуществления им своих служебных обязанностей, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное их исполнение.

Личная заинтересованность государственного служащего включает в себя любую материальную, карьерную, политическую и всякую иную выгоду для него лично, для его семьи, родственников, друзей, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет какие-либо деловые, политические или иные отношения и связи.

  • 3. Нравственным долгом государственного служащего при конфликте интересов является:
    • - ответственно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;
    • - принимать все необходимые меры по предотвращению и урегулированию столкновения интересов;
    • - доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о любой коллизии интересов, как только государственному служащему станет об этом известно;
    • - подчиниться любому окончательному решению, требующему разрешения конфликта интересов: отказаться от ведения дела или отказаться от возможной выгоды, породившей столкновение интересов.

Опосредуется через понятие «конфликт выгод»: работникам запрещено иметь прямые или косвенные финансовые выгоды, которые отрицают их официальным обязательством и задачам. Согласно этому стандарту работникам запрещается отдавать предпочтение семье, знакомым или партнерам в распределении работы, контрактов, информации;

5. Гарантии защиты прав обличителя фактов неэтичное поведение или коррупции государственных служащих

Отсутствуют

Есть и детально разработаны

6. Отношение к подаркам и иным знакам внимания

Должностным лицам и служащим не следует принимать или вручать подарки, вознаграждения, призы, а равно принимать и оказывать разнообразные знаки внимания, услуги (далее - подарки), получение или вручение которых может способствовать возникновению конфликта интересов.

Должностное лицо или служащий может принимать или вручать подарки, если:

  • - это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
  • - ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
  • - стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Должностному лицу или служащему не следует:

  • - провоцировать вручение ему подарка;
  • - принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми должностное лицо или служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
  • - передавать подарки другим должностным лицам и служащим, если это не связано с выполнением его должностных обязанностей;
  • - выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов, если стоимость подарков в течение календарного года в совокупности превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл. Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов.

Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника. Такое ограничение распространяется и на сотрудников его аппарата. При этом каждый подарок, включая подарки супругам должностных лиц, справедливая рыночная цена которого превышает 100 долл., должен декларироваться. Эти ограничения распространяются на все подарки, кроме подарков от родственников.

Для остальных категорий государственных служащих также существуют ограничения на получение подарков. Государственный служащий и его супруга (супруг) могут в течение календарного года принять подарки, цена которых в совокупности не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимости, государственный служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства.

Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает минимальной стоимости. Принять подарок выше минимальной стоимости должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.

7. Ответственность за нарушение кодекса

За нарушение положений, установленных настоящим кодексом, должностное лицо, служащий несут моральную ответственность перед обществом, коллективом и своей совестью.

Наряду с моральной ответственностью служащий, допустивший нарушение положений, установленных настоящим кодексом, и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несёт дисциплинарную или иную ответственность.

Нарушения служащим этических норм и правил поведения, установленных кодексом, рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Прямая уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Организационные формы реализации этических норм в органах государственной власти

1. Комиссии по этике

+

+

2. Проведение социальных ревизий

-

+

3. Личный пример руководителя

+

-

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Этика государственной и муниципальной службы