Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Задачи музыкального воспитания

Музыкальная гостиная XIX века. Концерт-беседа

Цель: В непринужденной, задушевной обстановке, отдохнуть, познакомить гостей с композиторами XIX века, с их произведениями , послушать романсы X IX века в исполнении популярного певца Вадима Кудрявцева.

Оформление. В зале стоит нарядная елка. Расставлены столики. Гости - учителя Фоминской школы и сотрудники детского сада заходят и салятся за столики, на которых стоят свечи.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Разрешите мне поздравить вас с праздником Рождества Христова и пожелать вам всяческих благ! Сегодня в канун старого Нового года наша музыкальная гостиная приветливо открыла для вас двери. Сегодня мы поговорим о музыкальной гостиной 19 века. Что это из себя представляло? В то время в дворянских домах было принято устраивать приемы, хозяева дома приглашали друзей, знакомых, и знаменитых людей, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Давайте мысленно перенесемся в то далекое время, и поговорим о музыке, стихах, романсах, которые звучали в те времена. Поможет нам в этом чудесный «Вальс» Г.Свиридова, написанный им к повести А. Пушкина «Метель». Погасите свет, зажгите на своих столах свечи. Можно покружиться под музыку вокруг елки.

Звучит «Вальс» муз. Г. Свиридова. Играет оркестр народных инструментов /фонограмма/

Ведущая: Какая же музыка звучала в музыкальных гостиных? Произведения зарубежных и русских композиторов исполнялась как любителями-музыкантами, так и профессиональными исполнителями. Очень часто можно было услышать музыку Баха. Иоганн Себастьян Бах великий немецкий композитор 18 века. Жизнь Баха сложилась внешне мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны и не приобрел мировой славы при жизни. Большой интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. Издается полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира начинают играть музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Послушайте два произведения Баха. Первое- это «Шутка» из оркестровой сюиты си минор. Произведение прозвучит в исполнении в четыре руки на фортепиано. Для вас играет музыкальный руководитель Самойлова И.М. и ученица школы искусств Настя Щеренкова.

«Шутка» И.Бах.

Ведущая: Иоганн Себастьян служил придворным музыкантом и городским органистом. В городе Веймаре он создает свои лучшие органные сочинения. В городе Кетене он создает свои произведения для клавира. Органные и клавирные произведения - это вершина его творчества. Бах пишет много инвенций предназначенных для занятий со своим старшим сыном. В наше время инвенции стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги - в училищах и консерваториях. Сейчас двухголосную инвенцию исполнит на фортепиано ученица 4 класса школы искусств Настя Щеренкова. А эпиграфом к музыке Баха я хочу предложить вам стихи поэта и композитора 19 века Николая Огарева.

Воспитатель Ободова Е.С. читает с места стихотворение «Звуки». Н Огарева.

Как дорожу я прекрасным мгновеньем. Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем. Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно. Хочет за ними куда-то лететь

В эти минуты растаять бы можно. В эти минуты легко умереть.

«Инвенция» фа мажор. И.Бах.исп. на фортепиано.

Ведущая: Более двухсот лет прошло с тех пор, как родился другой великий немецкий композитор. Людвиг Ван Бетховен. Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом 19 столетия. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. Композитор сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто до него. Бетховен не только великий музыкант и композитор, он человек трагической судьбы. Бетховен борется изо - всех сил со своей болезнью- глухотой, которая стала проявляться уже в 26 лет. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасают его от гибели. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми, выше, важнее его личных страданий. Сейчас прозвучит известное вам произведение Бетховена для фортепиано«Элизе» в исполнении Самойловой И.М. и стихотворение Алексея Плещеева «Музыка».

«Элизе». Л. Бетховен. фортепиано.

Воспитатель Раговорова Л.А. на фоне музыки читает стихотворение. «Музыка» А.Плещеев.

Не умолкая, не умолкай! Отрадны сердцу эти звуки.

Хоть на единый миг пускай в груди больной задремлют муки

Волнения прошлых давних дней. Мне песнь твоя напоминает.

И льются слезы из очей, и сладко сердце замирает.

И мнится мне, что слышу я знакомый голос, сердцу милый,

Бывало он влечет меня к себе с какой-то чудной силой.

И будто снова предо мной спокойный, тихий взор сияет.

И душу сладостно тоской, тоской блаженства наполняет…

Так пой же! Легче дышит грудь, и стихли в ней сомненья муки…

О если б мог когда-нибудь я умереть под эти звуки!

Ведущая: Сколько муки, скорби и невыразимой нежности мы слышим в произведениях Бетховена. Его безответная любовь к девушке, которая отвергла его, не сломила композитора. Он написал величайшие свои произведения, которые звучат, волнуют, заставляют переживать до сих пор тысячи людей во всем мире. Соната номер14 оригинальная по форме. Она стала известна широким массам людей под названием «Лунная». Для вас играет Самойлова И.М.

/ Гаснут огни на елке, горят только свечи, включается снег/.

«Лунная соната» Л.Бетховен.

/ Снег выключается, зажигаются огни на елке/.

Ведущая: Не только фортепианная музыка звучала на музыкальных вечерах. Исполнялись произведения и на других музыкальных инструментах: скрипки, виолончели, голоса . Да, да, не удивляйтесь. Голос - это тоже музыкальный инструмент. Сейчас прозвучит песня Моцарта «Тоска по весне». Волфганг Амадей Моцарт гениальный австрийский композитор. Его жизнь удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные , единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний. 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров. В них Моцарт сказал свое слово , слово музыкального гения. Итак, песня В.А Моцарта «Тоска по весне». Поют Самойлова И.М. и Настя Щеренкова.

Песня «Тоска по весне» В. Моцарт.

Ведущая: Сейчас для вас прозвучит песня другого австрийского композитора Франца Шуберта. Великий австрийский композитор Франц Шуберт - современник Бетховена. Прожил всего 31 год. Умер истощенный физически и духовно, измученный неудачами в жизни в расцвете творческих сил. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из 603 песен было напечатано 174, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. Несчастливо сложилась и личная жизнь композитора. Это нашло отражение в последних его произведениях, песнях. Герой песен - простой человек, он глубоко несчастен, все его мечты и желания неосуществимы. Единственным, верным и неизменным его другом является природа. Поэтому образы ручейка, леса, цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта. «Серенада» ,которую вы сейчас послушайте это песня лирического содержания. Представьте себе : теплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живет девушка. И вдруг раздается нежное звучание гитары - это пришел юноша к окну своей возлюбленной.

«Серенада» Ф. Щуберт. / грамзапись/

Воспитатель Чистяков Е.А. На фоне музыки читает текст серенады. Слова Рельштаба перевод Огарева.

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.

В рощу легкою стопою ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло листья в поздний час.

И ни кто, о друг мой милый, не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали песни соловья?

Звуки их полны печали, молят за меняю

В них понятно все томление, вся тоска любви,

И наводят умиленье на меня они.

Дай же доступ к их призванию Ты к душе своей.

И на тайное свиданье ты приди скорей.

Ведущая: Украшением всех музыкальных вечеров была музыка гениального польского композитора Фредерика Шопена. Подобно Моцарту и Бетховену он прославился и как гениальный пианист. В отличие от многих композиторов Шопен сочинял свои произведения только для фортепиано. Мазурки, вальсы, ноктюрны, полонезы, этюды. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных произведений. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки. Прожил композитор всего 39 лет. Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. «Великое сердце и блистательный ум Фредерика Шопена светятся во всей его музыке» - Е.Белашова. И в плоть до наших дней Шопен остается глубокопочитаемым и любимым композитором пианистов всего мира.

Воспитатель Лебедева Т.Г. читает стихотворение. А Плещеева. «Ноктюрн».

Я слышу знакомые звуки, несутся в ночной тишине

Былые заснувшие муки они пробудили во мне.

Я слышу знакомые звуки, я жадно им прежде внимал

И молча на белые руки, на светлые очи взирал.

Я слышу знакомые звуки, и сердце стеснилось мое.

Я помню в минуты разлуки, рыдая, я слушал ее.

Я слышу знакомые звуки и вижу опять предо мной .

По клавишам белые руки скользят, серебримы луной….

Послушайте очень популярный вальс Ф.Шопена «Вальс» до диез минор. Можно покружиться вокруг елки.

«Вальс» до диез минор Шопен. Исп. Симфонический оркестр. фонограмма/

Ведущая: Светское общество на своих музыкальных вечерах восторженно принимало не только музыку зарубежных композиторов , но и музыку русских композиторов. Как раз вторая половина 19 века - это время могучего расцвета русской музыки. В музыкальном творчестве ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка, который назывался «Могучая кучка». Сегодня мы поговорим о Мусоргском Модесте Петровиче. Это композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа. Верой в его силу и могущество проникнуты лучшие страницы его музыки. Творчество Мусоргского было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на композиторов разных стран. Сейчас вы послушайте пьесу « Слеза» в исполнении Самойловой И.М на фортепиано. Эпиграфом к этой пьесе я предлагаю стихотворение А. Фета.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Поделись живыми снами

Говори душе моей.

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей.

«Слеза» М. Мусоргский.

Ведущая: Еще об одном русском композиторе конца 19 века я хочу немного рассказать. Василий Сергеевич Калинников. Художник необычайной одаренности и трагической судьбы, он не успел свершить и половины того, к чему чувствовал себя призванным. Его отчество редко произносится - он был так еще молод, когда умирал - умирал из-за вечной нужды, голода, из-за прозябания в сырых нетопленых каморках…. Стремление к музыке было настолько велико, что он был готов идти на любые жертвы, вот как он говорил. «Я желаю быть настоящим артистом и даже желал бы умереть в самой крайней бедности, чтобы только быть им…..» Пройдет немного времени, и он будет признанным артистом, как тогда называли и музыкантов тоже, и обречен не страшным, неизлечимым недугом на медленное умирание. За свою очень короткую жизнь, а прожил он всего 34 года, Калинников создал немного произведений, но они любимы слушателями за их простоту, ясность музыкального языка, за мелодическую щедрость и за русский характер.

Воспитатель Марова Л.С.читает стихотворение Я. Полонского.

Когда октава за октавой неслась, и голос твой звучал.

Далекой, отзвучавшей славой,- верь, не о славе я мечтал!

Нет! Воротясь к весне погибшей моя мечта ласкала вновь

Цветущий образ, переживший в душе погибшую любовь.

Опять остывшей скорби сила сжимала сердце - и опять

Меня гармония учила по - человечески страдать…

«Грустная песенка» В. Калинников. Играет Настя Щеренкова.

Ведущая: Произведения гениального русского композитора Михаила Ивановича Глинки не очень часто звучали на светских приемах, потому что музыку Глинки считали «кучерской музыкой». Демократическая молодежь напротив с восторгом принимала, все, что создал композитор. Михаила Иванович это первый русский композитор, который начал писать музыку истинно народную и для народа. Героем его знаменитой оперы «Иван Сусанин» является простой крестьянин, а в опере «Руслан и Людмила», написанная на сюжет поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», народ прославляет мощь и силу древнего Киева. В музыкальных же салонах звучали романсы М. И. Глинки - гордость русской классики. Композитор является основоположником русской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы. Романсы Глинка писал всю свою жизнь, их много, наиболее популярны «Я помню чудное мгновенье» на слова А. Пушкина, «Жаворонок», «Я здесь, Инезилья» и мн. др. Сегодня вы услышите романс «Я здесь, Инезилья». Поет для вас наш гость известный в нашем округе исполнитель песен и романсов, солист ансамбля русских народных инструментов им. Морева Вадим Кудрявцев.

«Я здесь, Инезилья» муз. М. Глинки.сл.Пушкина.

« В крови горит огонь желанья» М.Глинка. сл. А.Пушкина.

Ведущая. Романсы, как много говорит это слово.

Воспитатель читает фрагмент стихотворения И. Аксакова. «Капричио»

Напев, давно забытый мною, опять преследует меня!

Знакомец старый, где с тобою, когда и как сдружился я?

В часы ли тягостные скуки, в минуты ль радости живой

Я под твои простые звуки носился вольною мечтой?

Как часто мне, в дали туманной, сквозь дел и дум докучный ряд,

Вдруг звуки памятью нежданной былое время озарят!

Теперь, конечно, - я не скрою - романсы прежние смешны,

Но я люблю внимать порою романс унылой старины!

Ведущая: Прекрасные романсы звучали в музыкальных гостиных и другого выдающегося русского композитора П.И. Чайковского. Имя этого композитора дорого любителям музыки всего мира. Его гениальные оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» созданные на сюжет пушкинских произведений, «Иоланта», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие с большим триумфом идут на наших сценах и за рубежом.

Большую художественную ценность представляют собой и романсы Чайковского. Они лиричны, искренни, в них есть душевная теплота : Романсам Петра Ильича Чайковского присущи глубокие национальные связи с русской народной песней, с бытовым романсом. Написал композитор более ста романсов. Многие из них очень популярны. Послушайте романс «Средь шумного бала» на стихи А.Пушкина. Поет Вадим Кудрявцев.

«Средь шумного бала» П. Чайковский.

Ведущая. Нельзя не сказать и о других композиторах - профессионалах того времени, которые тоже писали романсы. Это Алябьев Александр Александрович, Варламов Александр Егорович, Александр Львович Гурылев. Эти композиторы получили известность за свои романсы и песни. Их творчество - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Послушайте два романса А. Варламова .

« На заре ты ее не буди» А. Варламов. Сл.Фета.

«Белеет парус одинокий» А. Варламов. Сл. М. Лермонтова.

Ведущая: В одном ряду с романсами созданными композиторами-профессионалами в музыкальных гостиных звучали романсы написанные любителями музыки, умеющими играть на фортепиано или гитаре. Товарищ А. Пушкина по лицею М. Яковлев сочинил на стихи великого поэта несколько романсов и был их исполнителем. Его удивительно поэтичный романс «Зимний вечер» и сейчас пользуется большим успехом.

«Зимний вечер» М.Яковлев. сл. А. Пушкина.

Ведущая: Появились романсы таких композиторов: Шишкина, Харито, Шереметьева, Фомина и мн. др.

«Я вас любил» муз Шереметьева сл. М. Лермонтова.

Ведущая: Романс «Утро туманное» исполнит для вас Валентина Наговицына.

«Утро туманное» муз. Абаза, сл. И. Тургенева.

Ведущая: Многие композиторы и авторы стихов остались неизвестны, а из всего их творчества в лучшем случае известны одно и два произведения.. Но все же эти романсы, утратившие имя автора, на протяжении многих лет живут в памяти народа. волнуют и заставляют переживать слушателей до сих пор. Например, романс «Темно-вишневая шаль». Авторы музыки и слов неизвестны. Я предлагаю его спеть всем вместе с Валентиной Петровной. Текст романса перед вами на столе.

«Темно-вишневая шаль» сл.и муз . неизвестн. автора

Ведущая: « Я встретил вас» так называется романс неизвестного композитора на слова Ф. Тютчева. Знаменитый певец Иван Козловский вернул нам незаслуженно забытый романс и придал ему романтическую грусть и новую окраску. Послушайте этот романс в исполнении Вадима Кудрявцева.

«Я встретил вас» сл. Ф. Тютчева.

Ведущая: Многие знаменитые певцы, . Ф. Шаляпин, Н. Обухова и др.по-своему обрабатывали и мастерски их исполняли. Люблю я петь старинные русские романсы Варламова, Гурылева, Булахова, Титова, Донуарова. Люблю эти романсы за искренность, простоту, напевность,- писала Обухова . Сейчас прозвучит романс из репертуара известной певицы Изабеллы Юрьевой. «Только раз бывают в жизни встречи».

«Только раз бывают в жизни встречи» муз.Фомина.сл Германа.

Ведущая: / объявляет следующий романс/.

«Ночь светла» муз. Шишкина. Сл неизвестного автора.

«Отцвели хризантемы» муз Харито сл. Шумского.

Ведущая: Наш рассказ о композиторах 19 века, их творчестве, романсах подошел к концу. Мы благодарим наших исполнителей музыки, стихов, романсов. Большое спасибо нашему гостю Кудрявцеву Вадиму. / вручаем цветы /. Но наша музыкальная гостиная не закрывает двери. Сейчас мы перейдем от духовной пищи к материальной. Вы можете пить чай и слушать. Святки.

…..Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость, которой ничего не жаль.

Перед которой жизни даль лежит светла, необозрима.

Шацкая В. МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ

Источник:Шацкая В.Н. Музыка в детском саду - М.: 1919.

Аннотация:В первые послереволюционные годы Валентина Николаевна со своими единомышленниками стремилась создать такое музыкальное воспитание, которое следовало бы не культурным вкусам и пожеланиям взрослых - а требованиям детской природы. Речь шла о том, как превратить музыку в важнейший эмоциональный фактор для становления такого детского коллектива, который способствовал бы универсальному творческому развитию каждого ребенка. О такой методике работы, которая не навязывалась бы детям, а чутко отзывалась бы на их воодушевление, удивление, радость…

Эта книга Валентины Шацкой - в некотором смысле - первый кирпичик в то здание, которое можно было бы назвать «музыкой для всех детей».

Именно Шацкая когда-то заложила, и многие годы оберегала человекосообразную сторону в советской системе музыкально-эстетического воспитания, которую (в немалой степени благодаря её усилиям) не удалось до конца убить казенными регламентациями.

Эта маленькая книга, дышащая жизнью музыки и жизнью детей, наверное, может заинтересовать любого человека, вне зависимости от его специальности.

Валентина Шацкая

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Задачи музыкального воспитания