Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Задачи музыкального воспитания

Праздничные утренники

Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.

В детском саду проводят утренники, посвященные Октябрьской революции, 1 Мая, отмечают 22 апреля -- день рождения В. И. Ленина, Международный женский день 8 Марта, День Советской Армии, проводят праздник новогодней елки и традиционный утренник, на котором дети подготовительной к школе группы прощаются с детским садом. В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Задачи эстетического развития дошкольников решаются в процессе выполнения разнообразной программы утренника, которая должна вызывать у каждого ребенка различные эстетические чувства. Во время торжественной части общенародного праздника дети слушают и поют песни, читают стихи о Родине, об Октябре, 1 Мая. Это рождает в их сердцах гордость за свою страну, способствует первоначальному проявлению патриотических чувств. Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы -- смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.

Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится. Так, в дни Октябрьских торжеств флаги, красные полотнища, силуэт Кремлевской стены придадут оформлению политическую значимость, идейную направленность. Октябрьский праздник отмечается как день рождения Родины, поэтому здесь звучит тема труда: и большой урожай, и грандиозное строительство, и трудовые победы советских людей. Все это подчеркивается в словах ведущего:

День рожденья, день рожденья

Нашей Родины прекрасной

Встретят взрослые и дети

В каждом доме, полном счастья.

Г. X о д о с о в.

Сколько разных дел вокруг,

Сколько рядом сильных рук,

Ведь не зря людьми труда

Наша Родина горда --

В. Викторов, Л. Кондратенко.

и выступлениях детей -- торжественных построениях с флагами, колосьями, песне «Урожай» (музыка М. Красева), игре «Строим дом» (музыка Е. Тиличеевой), танце «Собирайся, народ, в хоровод» (музыка В. Агафонникова) и др.

На первомайском утреннике тема мира и дружбы трудящихся всех стран находит свое воплощение в изображении на панно голубя мира, силуэтов детей в национальных костюмах. Праздничные мотивы сочетаются с весенними: распустившиеся зеленые ветки, букеты первых цветов, воздушные шары украшают зал. Торжественное, радостное настроение создают парадное построение детей, песни, стихи, народные танцы в их исполнении, а также слова ведущего, который открывает праздник:

Взвейтесь, алые знамена!

Громче, музыка, играй!

По земле идет зеленый

Славный праздник Первомай.

Г. Л а д о н щ и к о в.

Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.

Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) -- все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.

Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры. Если детский сад находится за городом, на даче, то утренник обычно проходит не в помещении, а на летней площадке или на поляне в лесу -- это придает ему особую прелесть, но диктует определенные условия в плане его оформления. Цветные флажки, легкие яркие игрушки, крутящиеся на ветру, букеты и гирлянды цветов -- все это естественно вливается в природное окружение, на фоне которого проходит праздник.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать сочетание различных видов искусства при проведении праздника. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей и в то же время выступают как самостоятельные факторы в эстетическом воспитании дошкольников.

Так, изобразительное искусство очень важно для создания общего фона, развития эстетического восприятия. Поэтому следует тщательно продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.

Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.

Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.

Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой. Нехватка необходимых для задуманного сценария утренника стихов, песен иногда толкает музыкальных руководителей к сочинительству. В сценарий попадают стихи низкого качества. Подобный материал резко снижает художественный уровень всего праздника, поэтому необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.

Кроме того, все музыкальные и литературные произведения должны быть хорошо исполнены. Нельзя допускать произвольного изменения нотного текста, облегчающего исполнение, изменять темп, по собственному усмотрению повторять отдельные части пьесы соответственно построению танца, создавать неоправданные паузы, добавлять арпеджнрованные аккорды и т. п. Хорошее качество исполнения -- важное условие осуществления задач эстетического воспитания на праздничных утренниках.

Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация -- все это средства эстетического воздействия на детей.

В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Эти номера подготавливаются взрослыми иногда гостями, школьниками, или несколькими детьми данной группы по секрету от остальных. Такие выступления всегда неожиданны, забавны и вызывают непосредственный отклик у зрителей. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.

Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием, нюансировкой; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

Однако доступность не следует понимать так, что песня или стихотворение должны точно соответствовать возможностям детей на данном уровне развития. В таком случае они не смогут совершенствовать своих умений. Материал, предлагаемый детям для разучивания, должен содержать новое, но овладение им не должно происходить за счет дополнительных занятий, т. е. за счет перенапряжения детей. В основном праздничный утренник строится на хорошо знакомом программном материале, который интересно варьируется и по-новому оформляется.

Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей. В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.

Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.

Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.

Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Дети непосредственны в своих переживаниях. Например, наблюдая инсценировку сказки «Колобок», они начинают подхлопывать под веселую плясовую музыку, радуются, когда колобок убегает от зайца и медведя, замирают при появлении лисы, даже встают с места.

У старших дошкольников исполнение песен и стихов на высоком художественном уровне может вызвать переживания, более сдержанные в проявлениях, но значительные по содержанию. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах. Высказывания детей о праздничных утренниках показывают, что их внимание привлекает эстетическая сторона полученных впечатлений: «У нас в зале словно волшебный лес был, и снег на елочках блестел, как настоящий»; «На празднике тоже солнышко взошло и радовалось с нами» (об оформлении центральной стены); «Мне снежинки больше всего понравились, они легкие и блестящие, красиво танцевали». Дети подготовительной к школе группы могут оценить выразительность исполнения. Их захватывает передача определенного настроения в песне, стихотворении, удачно найденные интонации, у них появляется чувство ответственности за свое выступление. Дети хорошо знают построение в танце и поправляют тех, кто ошибается. В инсценировке прекрасно помнят слова и действия всех персонажей. Таким образом, можно сказать, что свободное, выразительное исполнение песен, танцев, образная передача игровых персонажей вызывает у детей именно эстетические переживания.

Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация -- все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.

Большую роль в создании праздничной атмосферы играет ведущий. Если он ведет праздник в хорошем темпе, речь его выразительна, он быстро реагирует на неожиданно возникающие ситуации, то создается веселая, непринужденная обстановка.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных навыков.

В практике детских садов иногда наблюдается неверное отношение к проведению утренников. Последовательная ежедневная работа по художественному развитию ребенка подменяется подготовкой к очередному праздничному торжеству. Для этого разучивается сложный репертуар, и все музыкальное занятие сводится только к разучиванию детских выступлений. Частое повторение почти всей программы утренника утомляет детей, поэтому сам праздник проходит скучно, неинтересно.

Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник -- это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

И. Л. Дзержинская

Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

OCR Biografia.Ru

ОДУВАНЧИК.

Одуванчик до чего ж ты на облачко похож!

Страшно даже и взглянуть, как бы облачко не сдуть!

КИСКИНО ГОРЕ. Б.Заходер.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

САМА. В.Орлов.

Я муку взяла сама, тесто сделала сама,

Вы молчите, не учите! Я сама! сама! сама!

Я пирог пекла сама, я гостей звала сама,

Гости встали и сказали: « Таня, ешь его сама!»

БЕРЕЗКА

Программное содержание. Воздействовать музыкой на чувства детей, вызвать сопереживания к чужой беде. Учить слушать музыку, развивать творчество, прививать любовь к родной природе.

Подготовка детей. На занятиях слушали музыкальные произведения, учились высказываться о характере музыки, учили песенку «песенка друзей» Муз. Герчик. Слушали рассказы с музыкальными иллюстрациями. Развивали творческие проявления в движениях и пении попевок.

Подготовка музыкального руководителя. Разучила произведения «Березка» муз Дрейзена, «Ручеек» муз. Грига, «Мотылек» муз. Майкапара, «Кукушка» муз. Таннеберг. Приготовила бутафорскую березку, шапочку зайчика, цветные платочки.

Оформление. В центре стоит березка, под ней зеленый коврик, около березки лежат платочки.

ХОД.

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня мы встречаемся с березкой. Деревце, которое стало символом нашей Родины. Поэты, музыканты, певцы воспевали красоту нашей березки. Присядьте и послушайте старинный вальс «Березка» муз. Дрейзена.

Звучит вальс «Березка» /фрагмент/. Исполняет на фортепиано музыкальный руководитель. На фоне музыки воспитатель читает слова.

Воспитатель: Средь сосен суровых меж темных ракит.

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты.

Пред гордым величьем ее красоты.

И нежна и стройна и всегда величава она

Весела и светла и земле родной мила.

Музыкальный руководитель. Так описывает поэт Безыменский березку, а композитор Дрейзен написал на музыку слова, и получилась прекрасная песня. Послушайте ее, кто хочет, может покружиться вокруг березки.

Звучит оркестровое исполнение вальса «Березки». / грамзапись/ Дети танцуют, импровизируя движения.

Музыкальный руководитель. Молодцы, красиво кружились под музыку, плавно, выразительно. Посмотрите на березку, как висят у нее веточки, листочки. Ведь не зря называли в народе березку - кудрявой. Ветерок ласково колышет листочки, а сильный ветер наклоняет березку к самой земле. Представим, что мы березки, и наши веточки колышет ветер.

Упражнение «Ветер-ветерок» муз. Бетховена.

Музыкальный руководитель: Присядем под березкой.

Дети садятся на коврик.

Музыкальный руководитель: Вдалеке слышно, как поет рожок. Это пастух пасет свое стадо. Поиграем и мы на рожке.

Распевание на слог «ду-ду».

Воспитатель: В лесу нельзя громко кричать, шуметь. Почему? / Ответы детей /.

Музыкальный руководитель: Правильно. Иначе мы не услышим прекрасных лесных звуков: пения птиц, шум ветра в деревьях, шелест листьев, журчание ручейка и много другого. Послушайте и скажите, что мы слышим в музыке, которую сейчас прозвучит?

Дети слушают музыку «Ручеек» муз. Э. Грига. Затем высказывают свои предположения. Музыкальный руководитель помогает, уточняет, поправляет.

Музыкальный руководитель: Правильно, это произведение называется «Ручеек» , а написал ее норвежский композитор Э. Григ. На следующих занятиях мы подробнее поговорим об этом композиторе. Смотрите, под березкой пробежал зайчик. Заранее подготовленному ребенку надевает шапочку зайчика. Зайчик выпрыгивает на полянку.

Зайчик: Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются.

Музыкальный руководитель: Дети, кто хочет спросить зайчика песенкой, где он был?

Песенная импровизация на слова « Зайка, зайка, где бывал?».

Дети задают вопрос, а зайчик отвечает. Затем выбирают другого зайчика.

Музыкальный руководитель: А теперь песенку споем для зайчика все вместе.

Дети поют песню «Лесная песенка» муз. Витлина.

Музыкальный руководитель. После песенки можно и поиграть с зайчиком.

Дети встают на игру «Кто скорее» муз. Шуберта.

Музыкальный руководитель: Сядем у березки, послушаем рассказ «Березка».

Дети садятся под березкой.

Воспитатель: Хорошо в лесу летом. Травка зеленая, птички поют, солнышко светить. Где-то далеко поет кукушка.

Звучит пьеса «Кукушка» муз. Таннеберг.

Стоит на опушке березка, надела белый сарафанчик, распустила зеленые косы. Летел мимо мотылек.

Звучит знакомая пьеса Майкапара «Мотылек».

Сел на листочек, посидел, и полетел дальше. А березка радовалась яркому солнышку, голубому небу, теплому ветерку. Но прошли мимо мальчики, сломали веточку у березки, обглодали кору.

Звучит знакомая пьеса Агафонникова «Обидели».

Поникла березка, наклонила свои веточки. И, может быть, погибла бы она, да пришли в лес к березке ребята из детского сада с воспитательницей. Заметили они б еду деревца, решили помочь березке.

Потому что они были друзьями, любили природу, берегли ее. Пришлось им возвращаться в детский сад, чтобы дорога показалась не такой далекой, дети стали петь песню.

Дети поют песню Герчик «Песенка друзей».

Вернулись друзья к березке и залечили ей раны. Веточку срезали острым ножом, закрасили краской, а поврежденный ствол зачистили и тоже закрасили масляной краской. Поправилась березка, стала весело шуметь листочками, а дети радовались, что помогли березке. Порадуемся и мы вместе с березкой, походим хороводом вокруг березки.

Дети берут цветные платочки и водят хоровод «Ай, да березка» муз. Слонова.

Звучит вальс «Березка».

Музыкальный руководитель: Попрощаемся и мы с березкой.

Дети, прощаясь, уходят.

Марш, танец, песня.

Цель. Закреплять знания детей о жанрах в музыке. Узнавать марш, танец и песню. Учить высказываться о характере музыкальных произведений композиторов-классиков. Различать форму музыкального произведения, развивать ритмический слух. Прививать музыкальную культуру, развивать танцевальное и песенное творчество. Воспитывать выдержку, волю.

Подготовка детей: На занятиях слушали музыкальные произведения разных жанров. Учились высказываться о их характере, настроении, учились различать 3-х частную форму построения пьесы «Детская полька» муз. М.Глинки. Выучили песни «Осень пришла» муз. Т Попатенко, «Здравствуй, осень» муз. Слонова. Развивали творческие способности детей на занятиях в пении, в танцевально - ритмических движениях.

Подготовка музыкального руководителя: Сделала свиток, настольную музыкально-дидактическую игру «Бабочки на лугу», большой скрипичный ключ. Подготовила воспитателя на роль феи.

Ход.

Дети заходят в зал. Свободно встают.

Музыкальный руководитель. Дети, у нас сегодня будет не совсем обычное занятие.

Слышен стук в дверь. Воспитатель подходит к дверям и приносит свиток.

Музыкальный руководитель. Татьяна Николаевна, что это?

Воспитатель. Это свиток, на ноем что-то написано. читает.

Дорогие, друзья! С того самого дня, когда вы побывали у меня в стране Музыки, я наблюдаю за вами. Мне нравиться смотреть с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Очень хочу прийти к вам в гости, но не могу. Меня заколдовал злой волшебник. И освободить меня можете только вы. Если вы успешно преодолеете все трудности, которые попадутся на вашем пути, мы обязательно встретимся с вами…Фея Музыки.

Музыкальный руководитель. Как, ребята, поможем Фее? Не испугаемся трудностей?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Тогда в путь. До волшебной страны далеко и найти ее нам поможет музыка. Как будем передвигаться вы догадаетесь, если будете внимательно слушать музыку.

Звучит музыка Красева «Высокий бег», дети узнают музыку и двигаются по кругу друг за другом.

Воспитатель. Вот мы и добрались до волшебной страны.

Музыкальный руководитель. И сразу первое препятствие. Узнайте и скажите, что это: марш, танец или песня?

Звучит фрагмент музыки С.Прокофьева «Марш». Дети слушают, а потом отвечают.

Музыкальный руководитель. Верно, это «Марш» композитора Прокофьева. А почему марш, как вы догадались?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Правильно. Музыка бодрая, четкая, решительная, под нее удобно шагать. Прохлопаем ритмический рисунок марша, не забудьте сделать остановку на долгий звук.

Дети передают хлопками ритмический рисунок пьесы, затем выполняют ходьбу с остановкой на долгий звук. Воспитатель помогает индивидуально некоторым детям.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Первое препятствие преодолели. Можно сесть, отдохнуть, путь не близкий.

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель. Следующее препятствие. Что это? Марш.танец или песня?

Дети слушают знакомое произведение композитора М.Глинки «Детская полька». Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Да, дети , правильно это танец. «Детская полька.». А теперь кто больше скажет слов о настроении и характере польки, тот поиграет с бабочками.

Дети высказываются примерные ответы: озорная, игривая, отрывистая, веселая, скачущая, шутливая и т.д.

Музыкальный руководитель. Я вижу, что вы много знаете красивых слов , и вы все заслуживаете право поиграть с бабочками.

Музыкальный руководитель напоминает детям о 3-х частной форме пьесы, говорит , что бабочки начинают летать только с началом каждой части, а на конец части садятся на цветок.

Музыкальный руководитель. Скажите, сколько раз бабочка должна присесть на цветок?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Правильно, Три раза присесть и три раза взлететь над цветком.

Проводится настольная музыкально-дидактическая игра «Бабочки на лугу» Дети слушают пьесу «Детская полька» и отмечают 3-х частную форму произведения. Воспитатель помогает отдельным детям.

Музыкальный руководитель. Молодцы. Справились и с этим заданием. Слушаем дальше музыку. Что это?

Звучит фрагмент знакомого произведение композитора Джойса «Осенний сон».

Дети называют произведение и автора вальса.

Музыкальный руководитель. Правильно. Это вальс спокойный, мечтательный, плавный, под него можно плавно кружиться. Давайте представим, что мы листочки, покружимся под музыку вальса. Кто хочет разбросать листочки по залу?

Ребенок под музыку разбрасывает листочки под музыку, затем дети подходят, берут листочки и танцуют под музыку Джойса «Осенний сон».

Музыкальный руководитель хвалит детей и просит показать индивидуально несколько удачных импровизаций. Предлагает детям сесть на стулья.

Музыкальный руководитель. Трудности вы преодолеваете удачно, молодцы. Фее наверняка понравились бы ваши танцы, потому что каждый старался придумать что-то свое. Продолжаем. Отдохнем и споем песенку.

Распевание. Попевка «Громко петь не надо». Дети поют в подвижном темпе.

Музыкальный руководитель. Дети, мы в волшебной стране, и с нашей песенкой произошла чудо. Она изменила ритм нашей попевки на ритм вальса. Послушайте. поет Прохлопаем и споем песенку в ритме вальса.

Дети поют попевку в ритме вальса.

Музыкальный руководитель. играет попевку и поет в ритме марша. А сейчас в каком ритме прозвучала попевка?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Так и хочется прошагать с этой песенкой. Кто хочет спеть ? желающие дети поют индивидуально, Затем поют все дети и одновременно прохлопывают ритмический Музыкальный руководитель. Хорошо дети. Осталось последнее препятствие. Что это?

Звучит вступление песни рисунок.

Т.Попатенко «Осень пришла». Дети называют песню и композитора.

Музыкальный руководитель. Песня грустная, печальная. Скажите, каким инструментом мы украсим песенку?

Перед детьми на столе на выбор лежат музыкальные инструменты. Дети выбирают инструмент. Один ребенок играет на треугольнике, а остальные дети поют.

Музыкальный руководитель одобряет пение детей, хвалит их, отмечает как трогательно звучала песня в сопровождении треугольника.

Музыкальный руководитель. А как будем петь песенку «Здравствуй, осень» музыка Слонова?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Правильно. Весело, радостно, а в конце торжественно.

Дети поют песню «Здравствуй, осень» муз. Слонова.

Музыкальный руководитель. Молодцы, весело пели Радостно.

Звучит музыка П. Чайковского «Фея драже» в грамзаписи.

Воспитатель. Вы слышите. Это Фея, она спешит к нам.

Фея воспитатель входит.

Фея поет Здравствуйте мажорное трезвучие вниз.

Дети поют Здравствуйте повторяют.

Затем фея подходит к детям и поет, обращаясь, к ребенку. Здравствуй, Оля. Здравствуй, Саша.

Дети импровизируют ответы.

Фея. Спасибо вам, дети, что освободили меня от чар злого волшебника. На радостях хочется потанцевать. Музыка зовет вас всех веселиться и плясать.

Только, чур, не воображать. Руку смело дали другу

Встали парами по кругу.

Дети парами танцуют танец «Воображуля» муз. Сметаны.

Фея хвалит детей, затем показывает большой скрипичный ключ.

Фея. А у меня есть скрипичный ключ, который открывает дверь в прекрасную страну Музыка. Он волшебный. Помогает детям лучше плясать, петь, слушать и понимать музыку. Хотите проверить?

Дети отвечают

Фея. Поиграем в игру «Марш, танец, песня».

Дети плотно встают в круг. Звучит знакомый «Марш» Прокофьева, дети под музыку передают ключ друг другу. Музыка резко обрывается и ребенок, у которого в руках окажется ключ, должен под этот же марш прошагать внутри круга. Следующая музыка - «Детская полька « Муз. Глинки. Дети предают ключ, музыка обрывается, и ребенок под эту музыку двигается внутри круга поскоками. Следующая музыка- мелодия песни « Здравствуй, осень» муз Слонова. Ребенок должен выйти в круг и спеть куплет и припев этой песни. Может звучать вальс «Осенний сон» Джойса. Ребенок выполняет плавные движения руками, кружится.

Фея. Как хорошо вы слушаете музыку, узнаете ее. Молодцы! Чаще слушайте музыку, и вы станете лучше, добрее. Пусть музыка все заполняет вокруг.

Да здравствует музыка, солнечный круг!

Возьмите мой волшебный скрипичный ключ, он доведет вас до дома. До свидания!

Дети цепочкой уходят из зала, впереди скрипичный ключ.

Весеннее солнышко

Цель: Воспитывать у детей отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, двигаться под нее. Учить детей двигаться прямым галопом, реагировать остановкой на окончание музыки. Побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений. Побуждать детей передавать игровые образы. Жуки , зайчики, медведь. Учить детей менять движения на смену характера музыки.

Подготовка детей: На занятиях слушали музыкальные произведения, учились определять характер. Учились двигаться прямым галопом, двигались под музыку разного характера.

Подготовка музыкального руководителя. Сделала пособие «Солнышко и тучка», приготовила заводную игрушку - жук, цветы. Подобрала художественное слово, подобрала музыкальное произведение к рассказу.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, свободно встают.

Музыкальный руководитель. обращает внимание на центральную стену, оформленную в виде весенней лужайки.: солнышко, весенние цветы, березки. Дети, смотрите, у нас был гость и нарисовал эту картину. Кто это?

Дети отвечают. Если дети не ответили, музыкальный руководитель беседует с детьми о признаках весны . Подводит детей к тому, что пришла весна и нарисовала эту картину.

Музыкальный руководитель. Солнце весело печет, снег водою с крыш течет.

Воспитатель берет в руки нарисованное солнышко с лучиками.

Воспитатель: А вот и солнышко-колоколнышко.

Выйди солнышко скорей, наших деток обогрей.

Музыкальный руководитель. Пойдемте гулять. Под тихую спокойную музыку играет фрагмент вы будете не спеша ходить, на ручейки смотреть, птичек слушать.

Под музыку «Сарабанда» Пахельбеля дети стайкой гуляют.

Воспитатель берет нарисованную тучку и закрывает солнышко.

Воспитатель: Набежала тучка, закрыла солнышко, пошел дождик. Дети побежали в домик. показывает

Музыкальный руководитель играет «Дождик» муз. Свиридова. Дети прячутся в домик.

Игра «Прогулка» проводится 2-3 раза.

Музыкальный руководитель. Тучка улетела дальше, а солнышко расправило свои волшебные лучики, коснулось ребяток воспитатель подходит к каждому ребенку, касаясь их лучиком и превратило их в лошадок.

Дети двигаются прямым галопом, передают образ скачущей лошадки.

Упражнение «Лошадка» муз. Потоловского.

Музыкальный руководитель. Ускакали лошадки, а солнышко коснулось ребяток и превратило Сашу в петушка. Обращается к ребенку: «Ты хочешь быть петушком?».

Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стулья, а Саше надевает шапочку петушка.

Дети поют песню «Петушок» рус нар мел. Саша выполняет роль петушка. Во время пения детей петушок гуляет, машет крыльями, в конце кричит: «Ку-ка-ре-ку!».

Музыкальный руководитель напоминает детям о том, что петушок ласковый, любит дружных ребят. О том, что песенку надо петь ласково, дружно. Предлагает другим детям стать петушком.

Музыкальный руководитель. А солнышко хочет поиграть с ребятками и превратить их в птичек больших и маленьких.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Большие птицы и маленькие»

Музыкальный руководитель. Большие птицы живут в этом гнездышке, воспитатель показывает место поют вот так играет до первой октавы и летают. А маленькие птички живут вот здесь. показывает . Поют вот так играет до второй октавы .и летают.

Проводится подвижная музыкально-дидактическая игра «Большие птицы и маленькие.» Муз. Теличеевой. Воспитатель следит за тем , чтобы дети бежали легко на носочках, на свою музыку.

Музыкальный руководитель. Захотели ребятки поплясать для солнышка. Выбрали себе дружочка, встали парами.

Воспитатель. Вот так весело у нас. Топ-топ-топ-топ.

Сразу все пустились в пляс. Топ-топ-топ-топ!

Дети выполняют танец «Подружились» рус нар мел.

Музыкальный руководитель. Покатилось солнышко по голубому небу, позвало детей в лес. А в лесу тихо, садитесь на травку коврик зеленого цвета, послушайте рассказ «В лесу».

Дети садятся на коврик.

Музыкальный руководитель. Тишина в лесу. Только слышно, как кукушка поет свою песенку.

Звучит фрагмент пьесы «Кукушки кукуют» муз Тамбергера.

Музыкальный руководитель. Вот кукушка перестала петь, увидела медведя. Мишка веселый - весело пляшет.

Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба» .

Музыкальный руководитель. Кукушке понравилось, как плясал мишка, и она стала снова петь свою песенку.

Звучит пьеса «Кукушки кукуют». Муз. Тамбергера.

После слушания музыкальный руководитель спрашивает у детей о том, понравилась ли им музыка. Кто пел свою песенку. кукушка . Как плясал мишка?. весело.

Музыкальный руководитель. Солнышко коснулось ребяток своим лучиком, и стали ребятки зайчиками. Зайки, поиграйте с мишкой. А мишкой будет. выбирает желающего ребенка, надевает ему шапочку .

Проводится знакомая игра «Зайцы и медведь» муз Ребикова, и рус нар мел.

Музыкальный руководитель. Убежали зайки и мишка в лес, а ребятки увидели на травке много-много цветочков. воспитатель разбрасывает цветы. Давайте посмотрим какие они красивые, душистые, рвать цветочки не будем.

Пока дети рассматривают цветы, воспитатель незаметно кладет на цветок жука - заводную игрушку. Обращает внимание детей.

Воспитатель. На полянке у пенька, мы нашли в цветке жука.

Жук усатый и большой, ты нам песенку пропой.

Воспитатель заводит игрушку, жук ползет, дети рассматривают.

Музыкальный руководитель. Жуку одному скучно на полянке. Хотите и вы стать жуками?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Солнышко коснулось ребяток своим лучиком и стали ребятки жуками. надевают всем шапочки.

Проводится знакомая игра «Жуки» венгерская нар мел.

Воспитатель. Вот летят, летят, жучки, крылышками машут.

Покружились, покружились и как будто пляшут.

Дети - жучки летают бегают в рассыпную. Подлетают к любому цветку, ложатся на него спиной и барахтают лапками.

Музыкальный руководитель. По дорожке побежит и на спинку ляжет.

Лапки к верху поднимает и как будто пляшет

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель. Солнышка покатилось дальше по небу, а мы пойдем гулять и встретим солнышко опять.

Музыкальный руководитель. До свидания, дети.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Задачи музыкального воспитания