Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Задачи музыкального воспитания

Задания на различение длительности звука.

Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ -- «медведь идет», короткие -- «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, как педагог действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну, барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет», «кошка бежит».

На четвертом году жизни ребенку дается более сложное задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е. Тиличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения.

Задания на различение звуков по тембру. Детей второго года жизни можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов (дудочка, металлофон, духовая гармоника). Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка -- барабан, металлофон -- бубен), затем -- более схожие (бубен -- барабан, духовая гармоника -- дудочка, металлофон -- треугольник и т. д.). Если ребенок узнал по слуху, какой инструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.

Задания на различение силы звука. Дети слушают, как педагог ударяет -- тихо или громко -- по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием.

Все перечисленные выше задания обеспечивают последовательное формирование музыкально-сенсорных способностей -- необходимого звена в художественном развитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что все задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительное значение свойств музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа. Возникновение и становление отдельных видов музыкальной деятельности начинается уже в раннем детстве.

Анализ научных исследований показывает, что предпосылки музыкального развития возникают в первые месяцы жизни ребенка; он, воспринимая звуки определенной высоты, проявляет эмоциональный отклик -- заметно оживляется: улыбается, сосредоточенно слушает простейшие песенки, попевки. Без эмоционального отклика со стороны ребенка его музыкальное воспитание невозможно.

Музыкальное восприятие ребенка проходит в своем развитии ряд ступеней. Музыка и радость в сознании малыша тесно переплетаются. На первом году жизни пение взрослого или звучание музыкального инструмента вызывает общее радостное состояние, более или менее выраженное, к концу первого года ребенок может по-разному реагировать на плясовую или колыбельную мелодию. С каждым днем границы восприятия окружающего мира расширяются, и под влиянием музыкальной мелодии у ребенка уже рождаются определенные чувства и образы: марш вызывает ощущение бодрости; пляска -- веселье; песня -- сочувствие какому-либо персонажу.

При ознакомлении детей с песней, пьесой педагог прежде всего стремится вызвать у них эмоциональный отклик, соответствующий настроению произведения. Этому способствуют выразительное исполнение и применение наглядных средств. Как показывает практика, в первые годы жизни наиболее эффективно использование с этой целью игрушек. Обычно педагог перед исполнением песни дает детям посмотреть игрушку, отмечая ее характерные особенности, созвучные музыкальному образу (птичка летает, чирикает, зайчик легко прыгает, автомобиль быстро едет и т. п.). Затем произведение исполняется 2--3 раза. Педагог, беседуя о содержании песни, выразительными интонациями своей речи стремится закрепить возникшую у детей эмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку можно не показывать, если дети эмоционально реагируют, слушая знакомое произведение.

Другая особенность восприятия музыки -- дифференцированность. Полноценным оно будет в том случае, если воспринимается не только общее настроение произведения, но и развитие музыкального образа. Если на первом году жизни в результате ознакомления ребенка с различными мелодиями только накапливается его слуховой опыт и развивается сосредоточенное внимание к музыке, то на втором году развивается навык узнавания знакомых песен. У более старших детей восприятие детализируется, и они могут выделить яркое, своеобразное вступление, заключение, смену контрастных частей и т. д. На втором году жизни детей педагог уже привлекает их внимание к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато,-- лай собаки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими с горы. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая, таким образом, и всю песню или пьесу. Навык узнавания развивается довольно рано. Малыши узнают и различают вначале 2--3 произведения, затем круг их расширяется.

Предпосылками к пению являются первоначальные голосовые проявления ребенка, связанные с музыкой. Теплота и задушевность исполнения взрослым песен и мелодий вызывают у него ответную реакцию -- гуление, подстраивание к услышанным звукам. Однако эти проявления носят случайный характер. Постепенно подражание пению педагога становится произвольным. На втором и третьем году жизни дети начинают подпевать взрослому повторяющиеся фразы, а затем целиком несложные песенки и попевки. Овладение первоначальными вокально-хоровыми навыками помогает становлению у детей младшего дошкольного возраста певческого звучания.

Прежде всего, следует активизировать детские певческие проявления. Важно, чтобы ребенок отвечал на пение педагога, воспроизводя вначале отдельные звуки. И только когда он научится петь целые фразы, можно перейти к формированию певческих навыков.

Дети, подражая взрослому, обучаются протяжному, естественному пению, внятному и отчетливому произношению каждого слова. Более пристальное внимание следует уделять правильной передаче мелодии. Для этого педагог поет с детьми без инструментального сопровождения: вызывает петь индивидуально, проигрывает мелодию песни на фортепиано, триоле, приучая прислушиваться и подстраиваться голосом к правильному исполнению.

Игровые приемы и применение игрушек помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес к предстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будут петь песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которой поется в песне. Или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разных музыкальных инструментах.

С детьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием. Некоторые малыши поют, отставая или опережая друг друга. Поэтому воспитатель, исполняя с ними песню, должен привлечь их внимание к тому, что надо петь дружно.

Развитие ритмических движений также предполагает связь с музыкой -- они отражают особенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные действия взрослого и малыша на первом году жизни). Затем, в два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену двух ее частей. Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр, плясок, упражнений (для них подбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическими навыками.

В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведения контрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка -- дети гуляют по комнате, звучит веселая -- останавливаются и хлопают в ладоши. Детская двигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша еще мало согласованы с музыкой, плохо координированы. В процессе постоянных упражнений у него появляется большая уверенность, более точные действия под музыку, самостоятельность в своих проявлениях. Связь движений с характером произведения на первых занятиях весьма приблизительна, однако отметить ее нужно. Воспитатель говорит ребенку, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.

Постепенно дети подводятся к ощущению формы музыкального произведения, они могут почувствовать смену двух контрастных частей его и сначала по показу педагога, а затем самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкой.

Малыши второго года жизни часто нуждаются в показе. Затем некоторые из них начинают действовать совместно с педагогом, а наиболее активные по его указанию и самостоятельно. Остальные двигаются за ними. Трехлетние могут узнавать музыку к игре, пляске, упражнению. После прослушивания пьесы их можно спросить, что надо делать. Дети отвечают: плясать, ходить, прыгать и т. д. Это позволяет им действовать осознанно, уверенно.

Пляски и игры для младших дошкольников не отличаются большим разнообразием действий. Поэтому постепенное последовательное разучивание здесь не требуется. Воспитатель, показывая, сразу вводит детей в действие. Например, знакомя с пляской «Гуляем и пляшем» М. Раухвергера, он говорит: «Послушайте, какая музыка хорошая! Пойдемте погуляем, походим по комнате». Исполняется первая часть музыки, во время которой малыши свободно ходят вместе с воспитателем по комнате. При исполнении второй части весело пляшут.

Пляски с пением, когда действия продиктованы текстом, также не требуют предварительного показа. Достаточно повторить каждый куплет 2--3 раза, чтобы дети хорошо усвоили движения.

Эмоциональный подъем, желание играть, плясать вызывает любимая игрушка. Например, малыши весело пляшут, а потом, при появлении игрушечной собачки, убегают на свои места. А если в гости к детям приходит мишка, каждый по очереди с ним танцует.

И. Л. Дзержинская

Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

OCR Biografia.Ru

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Задачи музыкального воспитания