Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow География arrow Бурение нефтяных и газовых скважин

Лопастные долота

При бурении нефтяных и газовых скважин иногда применяют трехлопастные (3Л и 3ИР) и шестилопастные (6ИР) долота (Рисунок 2.13). Лопастное долото 3Л состоит из корпуса, верхняя часть которого имеет ниппель с замковой резьбой для присоединения к бурильной колонне, и трех приваренных к корпусу долота лопастей, расположенных по отношению друг к другу под углом 120 градусов. Для подвода бурового раствора к забою долото снабжено промывочными отверстиями, расположенными между лопастями.

Лопасти выполнены заостренными и слегка наклонными к оси долота в направлении его вращения. В этой связи по принципу разрушения породы долота 3Л относят к долотам режуще-скалывающего действия, так как под влиянием нагрузки лопасти врезаются в породу, а под влиянием вращающего момента скалывают ее.

Долота 3Л предназначены для бурения в неабразивных мягких пластичных породах (тип М) и для бурения в неабразивных мягких породах с пропластками неабразивных пород средней твердости (тип МС). Для увеличения износостойкости долот их лопасти укрепляют (армируют) твердым сплавом.

Долота 3ИР в сравнении с 3Л имеют следующие отличительные особенности. Три лопасти выполнены притупленными, а не заостренными и приварены к корпусу так, что они сходятся на оси долота, а не наклонены к ней. Такая особенность вооружения позволяет долоту 3ИР разрушать породу резанием и истиранием (микрорезанием) абразивных мягких пород с пропластками пород средней твердости (тип МСЗ).

Долота 6ИР имеют три основные лопасти, предназначенные для разрушения породы на забое, и три дополнительные укороченные лопасти, калибрующие стенку скважины.

Лопастные долота имеют ряд существенных недостатков:

  • ? интенсивный износ лопастей в связи с непрерывным контактом режущих и калибрующих ствол скважины кромок лопастей долота с забоем и стенками скважины;
  • ? сужение ствола скважины в процессе бурения из-за относительно быстрой потери диаметра долота;
  • ? относительно высокий крутящий момент на вращение долота;
  • ? неудовлетворительная центрируемость на забое, приводящая к интенсивному непроизвольному искривлению.

Отмеченные недостатки объясняют причины редкого применения лопастных долот в практике бурения нефтяных и газовых скважин даже при разбуривании мягких пород.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Бурение нефтяных и газовых скважин
БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН2.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН2.2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЕНИИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН2.2.1 Основные термины и определения2.3 СПОСОБЫ БУРЕНИЯ СКВАЖИН2.3.1 Ударное бурение2.3.2 Вращательное бурение скважин2.4 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН2.4.1 Кустовые основания2.4.2 Буровая вышка2.4.3 Спуско-подъемный комплекс буровой установки2.4.4 Комплекс для вращения бурильной колонны2.4.5 Насосно - циркуляционный комплекс буровой установки2.5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ2.5.1 Породоразрушающий инструмент2.5.1.1 Лопастные долота2.5.1.2 Шарошечные долота2.5.1.3 Алмазные долота (секторные)2.5.1.4 Инструмент для отбора керна2.5.2 Бурильная колонна2.5.2.1 Ведущие бурильные трубы2.5.2.2 Стальные бурильные трубы2.5.2.3 Легкосплавные бурильные трубы2.5.2.4 Утяжеленные бурильные трубы2.5.2.5 Переводники2.5.2.6 Специальные элементы бурильной колонны2.5.3 Забойные двигатели2.5.3.1 Турбобуры2.5.3.2 Винтовой забойный двигатель2.6 ЦИКЛ СТРОИТЕЛЬСТВА СКВАЖИНЫ2.7 МЕТОДЫ ВСКРЫТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГОРИЗОНТОВ И ОСВОЕНИЯ СКВАЖИНЫ2.8 ПРОМЫВКА СКВАЖИН2.9 ОСЛОЖНЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ БУРЕНИИ2.10 НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННЫЕ СКВАЖИНЫ2.11 БУРЕНИЕ СКВАЖИН НА МОРЕ