Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Исследовательская деятельность Гарварда

Для науки в Гарварде характерны общие для исследовательских университетов принципы деятельности: 1). Разработка по преимуществу фундаментальных проблем науки, преимущественная подготовка и переподготовка кадров для научно-исследовательской деятельности в фундаментальных сферах знания, включенность в национальные и межгосударственные программы научных исследований. 2). Ориентированность на сферу высоких технологий. 3). Универсализм (многопрофильность). Исследования и обучение проводятся по максимально широкому спектру отраслей естественнонаучного, так и гуманитарного направлений. Разнообразие направлений исследований в Гарварде будет продемонстрировано ниже. 4). Квалифицированность и фундаментальность. Обеспечение высокого уровня исследований и разработок на базе развития крупномасштабных фундаментальных исследований, а также всего комплекса университетского образования. 5). Открытость и кооперированность. Открытость к сотрудничеству в осуществлении исследований, разработок и обучения с широким спектром исследовательских, прикладных и образовательных учреждений в своем регионе, внутри страны и за ее пределами. Это в частности проявлено в тесном сотрудничестве Гарварда с МТИ: эти университеты ведут ряд общих проектов разработок, имеют совместные исследовательские центры, а их студенты могут посещать занятия в обоих вузах. 6). Отзывчивость. Готовность откликнуться на возникающие социальные потребности общества на уровне конкретного индивида или предприятия, региона, страны, мирового сообщества.

Хотя исследования и разработки Гарварда ведет по всем основным областям, на основании количественных показателей мы можем выявить некоторые приоритетные направления: это социальные, медицинские науки и междисциплинарные исследования.

Об этом, во-первых, можно судить по числу исследовательских центров по каждому из направлений:

  • 1. Образование (14) - программы в области педагогики и управления образовательными учреждениями.
  • 2. Гуманитарные науки (20) - культурные, этнические и гендерные исследования.
  • 3. Право и социальные науки (38) - государственная политика, социальная политика, бизнес, международные отношения, юриспруденция
  • 4. Естественные науки, инженерное дело и сельское хозяйство (10) - нанотехнологии, астрофизика, экология, экспериментальные науки
  • 5. Медицина (36) - болезни мозга, генетика, центры по борьбе с сложнейшими заболеваниями (СПИД, рак и т.д.), проблемы общественного здоровья (экология, питание и т.д.)

Междисциплинарные исследования - это приоритетная отрасль современной науки, в развитии которой Гарвард играет большую роль. Общеуниверситетские инициативы в Гарварде (всего 23)- центры междисциплинарных исследований, как правило, на стыке социальных наук (здравоохранение, психология, экология, этика), биологии, политики, новых технологий.

Во-вторых, о приоритетных областях исследований в Гарварде можно судить по распределению финансирования.

Как видно в таблице 21, наибольшее место в финансировании занимают науки о жизни: биология, биохимия, биомедицина, медицина. Это одни из самых актуальных направлений фундаментальных исследований, для развития которых необходимы высококлассные ученые и большие материально-технические ресурсы.

Таблица 21. Распределение затрат на исследования и разработки Гарварда по направлениям, 2003 г.

Научные направления

Науки о жизни

Физические науки

Науки об окружающей среде

Инженерия

Компьютерные науки

Математика

Психология

Социальные науки

Остальные

Всего

Распределение в общей сумме затрат, %

76,9

8,9

3,6

2,7

0,3

0,5

1,6

5,5

0

100

Распределение федеральной поддержки, %

76

5

7,7

2,7

2,8

0,4

0,6

1,8

3

100

Источник: Top Research Universities. The Center for Measuring University Performance. 2006. // http://mup.asu.edu/.

Государство поддерживает большую часть научных исследований и разработок Гарварда. Доля федеральной поддержки в общих затратах на науку в Гарварде составляет 88, 5% . Правительство США активно способствует развитию научных направлений, в которых оно заинтересовано и которые имеют национальное значение, см. таблицу 5. Это здравоохранение (приоритетная область федерального финансирования Гарварда), национальная оборона, международные отношения, образование, астрофизика, космос и технологии, энергетика, природные ресурсы и окружающая среда.

Таблица 5. Федеральное финансирование Гарварда в 1995 и 2005 гг., по ведомствам, млн. долл.

Ведомства США

1995

Доля в федеральном бюджете Гарварда, %

2005

Доля в федеральном бюджете Гарварда, %

Министерство здравоохранения

167

64

401

79

Министерство обороны

12

5

22

4

Национальный научный фонд

24

9

38

8

Министерство энергетики

8

3

13

3

НАСА

7

3

8

2

Министерство образования

3

1

7

1

Агентство по защите окружающей среды

4

2

6

1

Агентство по международному развитию

26

10

2

0,5

Прочие

15

6

11

2

Итого

262

100

508

100

Источник: Harvard Factbook / 1995/96; 2005/06. // http://www.provost.harvard.edu/institutional_research/factbook.php.

Высокий уровень образовательной подготовки и успешная научно-разработочная деятельность Гарварда обусловлены центральной ролью качества в целях и приоритетах университетского руководства. Качество студентов и профессорско-преподавательского состава контролируется при их отборе, а также в процессе обучения и научной работы. Общий контроль качества обучения проводится при внутренней и внешней аккредитации университета. Высокий качественный результат в подготовке и переподготовке кадров специалистов достигается в результате взаимодействия студенчества и ППС, всего вузовского сообщества, поэтому качество студентов и ППС является имеет основополагающее значение. Все преимущества Гарварда, о которых шла речь, (финансовые накопления, качество обучения, ведущие позиции в науке, междисциплинарных исследованиях и т.д.) в конечном счете обусловлены высоким качеством его студентов и ППС и его целенаправленным совершенствованием.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы