Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Выпуск по специализациям

Степень бакалавра, мастера или доктора, как мы видим, определяет уровень квалификации специалиста. Вторая составляющая в названии степени содержит указание на направление его специализации: гуманитарных наук (arts), естественных наук (science), медицины (medicine), государственной службы (public administration) и т.д. Степень может быть академической либо профессиональной. Академическую степень получают выпускники, чья специализация связана с научной деятельностью. Профессиональные степени присуждаются в тех случаях, когда предмет специализации имеет прикладной характер и относится к практической деятельности, например, праву, медицине.

Выпускники ступени undergraduate получают только академические бакалаврские степени: бакалавр гуманитарных наук (Bachelor of arts BA) или естественных наук (Bachelor of science SB) - поскольку Гарвард, как и другие классические американские колледжи, дает общее, или либеральное, образование, а не готовить к определенной профессии.

Что касается ступени graduate, то академические степени (Магистр гуманитарных наук A.M., Магистр естественных наук S.M., Доктор философии Ph.D., Магистр в области образования Ed.M., Доктор в области образования Ed.D., Доктор юридических наук S.J.D., Магистр в области здравоохранения M.P.H., Доктор в области здравоохранения D.P.H.) присуждают Исследовательская школа Гарварда (GSAS), Школы Права, Образования и Общественного здоровья - когда специализация студента имеет научную, а не практическую направленность. Таких степеней ежегодно присуждается более 1700, из них 500 - докторских. Научные кадры, таким образом, составляют около трети всех выпускников ступени graduate Гарварда.

Исследовательская школа Гарварда (GSAS) и все профессиональные школы (Бизнеса, Стоматологии, Дизайна, Теологии, Образования, Государственной службы, Права, Медицины, Общественного здоровья, Продолжающегося образования) обеспечивают получение соответствующих профессиональных степеней (например, Магистр бизнес-управления M.B.A., Доктор стоматологии D.M.D., Магистр дизайна M.Des. - подробный перечень приведен в таблице 20 - в приложении). Такая степень, полученная в Гарварде, определяет высокую квалификацию и стоимость специалиста на рынке труда.

Статистика распределения выпускников по специализациям позволяет отметить некоторые тенденции.

  • 1) На ступени undergraduate происходит снижение доли специализаций по гуманитарным и естественным наукам и рост - в области социальных наук. Если до 1990-х гг. доля бакалавров по социальным наукам составляла 40-45 %, то сегодня - более половины (в 2006 г. - 53 %). Процент специализаций по гуманитарным и естественным наукам снизился с 27-30 % до 22-23 %. Это проявление более крупного тренда в развитии Гарварда - усиления его позиций в сфере социальных наук (бизнес, юриспруденция, экономика, политика) и сокращения в естественных и гуманитарных науках, о котором будет сказано в разделе об исследовательской деятельности. При этом соотношение различных предметов внутри одной области знаний сохраняется или меняется незначительно, поскольку объясняется прежде всего интересами студентов Колледжа и в меньшей степени - прикладной ролью предмета.
  • 2) На уровне магистратуры и докторантуры сокращение выпуска Основной исследовательской школы на треть с 1965 по 2006 гг. произошло, по-видимому, за счет бурного развития прикладных отраслей в этот период. Потребность в кадрах специалистов прикладных исследований и разработок вызвала необходимое сокращение мест в области фундаментальных исследований. Преимущественно социальные дисциплины в течение 1965-2006 гг. характеризуются многократным ростом выпуска: дизайн (2,5 раза), образование (4 раза), государственная служба (10 раз) и здравоохранение (6 раз).
  • 3) Гарвард сохраняет ведущие позиции в области выпуска школ бизнеса, права и медицины. Правда, если первые две - одни из наиболее многочисленных, то в области медицинских наук ежегодный выпуск Гарварда не столь велик, но это признанно лучше специалисты в своих областях.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы