Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Система степеней

Таблица 21. Динамика присвоения степеней в 1965-2005 гг. по факультетам

Академический год

1965

1985

1990

1995

2000

2005

Колледж

1 414

1 625

1 610

1 656

1689

1 689

GSAS

1 202

540

678

718

735

810

Бизнес

668

795

782

810

880

890

Стоматология

8

20

16

30

45

57

Дизайн

95

162

188

190

199

256

Теология

39

122

147

156

167

166

Образование

173

437

625

633

610

699

Государственная служба

60

397

475

492

445

562

Право

561

676

684

712

704

711

Медицина

133

165

170

165

181

173

Общественное здоровье

72

221

248

300

352

429

Продолжающееся образование

22

157

418

424

525

434

Итого

4 447

5 317

6 041

6 286

6532

6 876

Гарвардский университет готовит специалистов трех уровней, соответствующих общепринятой в США системе степеней: бакалавр (bachelor), магистр (master), доктор (doctor). Эта система была принята и реализована, как было показано ранее, ректором Ч. Элиотом на рубеже XIX-XX вв.

Степень бакалавра - это основная степень, присваиваемая студентам по завершении первого четырехлетнего этапа высшего образования (undergraduate). Выпускники, получившие степень бакалавра, либо приступают к профессиональной деятельности, становятся участниками рынка труда; либо продолжают образование, переходя на вторую ступень (graduate): степень бакалавра является необходимой для поступления в магистратуру и докторантуру.

Степень бакалавра в Гарварде, как и во всех вузах США, может присуждаться "с отличием" или без него, что служит подтверждением высокого уровня подготовки выпускника. "Отличия" (honors) отмечают заслуги и достижения студента в процессе учебы и работы по своей специализации и выражаются традиционными для западных вузов тремя латинскими терминами:

  • 1. "summa cum laude" (с наибольшим почетом),
  • 2. "magna cum laude" (с большим почетом)
  • 3. "cum laude" (с почетом).

Эта практика была введена, как мы видели, почти одновременно с системой академических степеней, и впоследствии была дополнена двумя промежуточными степенями: magna cum laude with highest honors и degree cum laude in field.

Вплоть до конца ХХ в. в Гарварде не существовало точных критериев, по которым присуждается степень с отличием, а не обыкновенная, не было и ограничений по количеству обладателей этих степеней. Высокое качество подготовки, которое обеспечивал Колледж Гарварда своим выпускникам, привело к тому, что почти все студенты, успешно прошедшие курс и защитившие дипломную работу, получали степень бакалавра с отличием. С 1946 до начала 2000-х гг. доля таких выпускников в Гарварде выросла с 31 до 90 %, как написал об этом "Бостон Глоуб", - этот показатель был намного выше, чем в Йеле, Стенфорде и других элитных вузах США. Действительно, выполняя требуемый объем заданий, студенты практически гарантированно получали степень с отличием. С одной стороны, столь значительная доля бакалавров с отличием внешне является свидетельством высокого качества гарвардского образования и поддерживает его статус ведущего элитного колледжа страны. С другой стороны, это вызвало, как писала вслед за бостонским изданием американская пресса, проблему инфляции степеней с отличием (with honors): степень с отличием уже фактически не означала особых заслуг выпускника, не выделяла его среди других. Гарвардское руководство, будучи восприимчивым к общественному мнению, вскоре решило проблему: строго ограничило количество степеней бакалавра с отличием, определив критерии их присуждения.

Степень бакалавра "с наибольшим отличием" - summa cum laude - сегодня получают студенты с выдающимися достижениями по свой специализации и по общему курсу (высокие оценки (от А до А-) по каждой из трех областей знаний гуманитарные, социальные и естественные науки). В 2005 г. руководство колледжа ограничило максимальное число обладателей таких степеней 4-5 процентами в год. Таким образом, присуждение высших отличий происходит теперь на конкурсной основе и получают их самые лучшие выпускники, отличившиеся не только в сфере своей специализации, но и по другим предметам. При таком принципе показатели успеваемости, необходимой для получения степени с отличием, определяются ежегодно, что мотивирует студентов максимально эффективно выполнять и перевыполнять требования учебной программы. Кроме того, ценность степени с высшим отличием становится выше.

Часть выпускников с высокими показателями успеваемости по всем курсам и предмету специализации, но не рекомендованные к степени с высшим отличием, могут получить степень magna cum laude with highest honors, которая не входит в традиционную систему латинских категорий отличий и является дополнительной и промежуточной между summa cum laude и magna cum laude.

Степень бакалавра "с большим отличием" - magna cum laude - присуждается студентам с высокими результатами по общему курсу и специализации и рекомендованным к получению отличия таким образом, чтобы общее число таких выпускников составило не более 20 % от общего количества.

Доля обладателей степени бакалавра следующей ступени - просто "с отличием по предмету специализации" (degree cum laude in field) - не превышает 50 % от общего числа. Она, таким образом, самая многочисленная: эту степень получают студенты, успешные в области своей специализации и достойные отличия, но не вошедшие в ограниченный круг обладателей двух высших отличий.

Еще 10 % выпускников получают степень cum laude in general studies (по общему курсу) - те, кто не показал выдающихся достижений по специализации, но выполнил все требования "Основного курса" на высоком уровне: не менее чем средний балл, при котором присуждается в том же году степень "с большим отличием" (magna cum laude).

Процентная система распределения отличий имеет еще одно существенное преимущество: требования к успеваемости необходимой для степени с отличием определяются в каждый конкретный год самыми высокими баллами на данном курсе и самыми заметными достижениями (победы в конкурсах, успешная научная деятельность и т.п.). Это отвечает принципам элитности, принятым в Гарварде: отличия получают действительно самые успешные выпускники колледжа.

Вторую ступень обучения (graduate) составляют магистратура и докторантура. Степень магистра (master) получают студенты, окончившие соответствующие 1-3-летние программы. Степень магистра, это во-первых, свидетельство о профессии. Если бакалавр - специалист с общим высшим образованием, то степень магистра означает определенную профессиональную специализацию ее обладателя, что обуславливает большую ценность ее на рынке труда. Во-вторых, степень магистра является необходимым условием для зачисления в докторантуру. На некоторых факультетах степень магистра можно получить только как промежуточную при дальнейшем обязательном поступлении в докторантуру, на других - можно получить магистерскую степень и не продолжать обучение. Степень присуждается при выполнении студентом образовательной программы, успешной защите дипломной работы и, на некоторых программах, сдаче устных экзаменов.

Докторская степень (doctor) - это высшая ученая степень. Если степени бакалавра и магистра в одинаковой мере необходима как в профессиональной, так и исследовательской деятельности, то докторская степень актуальна прежде всего для студентов, нацеленных на научную и преподавательскую карьеру. Для того, чтобы развиваться и обладать весом в научной среде, американский ученый должен получить степень доктора. За особые заслуги, открытия в области науки или значительный вклад в развитие университета или общества Гарвард, как и другие университеты, присуждает также "почетные докторские степени" (honorary). Это исключительные награды: в среднем их получают 10 из 1200-1300 человек в год.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы