Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Образовательная деятельность

Гарвард как элитный вуз предоставляет высшее образование в полном его объеме, то есть готовит специалистов по 3 основным степеням: бакалавра, магистра и доктора.

В главе об истории Гарварда было показано, как и почему университет стал предоставлять двухуровневое образование (ступени undergraduate и graduate), неразрывно при этом связанное с исследовательской деятельностью. Окончание колледжа (который является составной частью университета) дает степень бакалавра; исследовательской или профессиональной школы -- степени магистра и доктора. Бакалавриат, по принятой и в большинстве других элитных вузов США идеологии, обеспечивает называемое liberal arts education, целью которого является общее широкое образование и воспитание личности. Магистратура и докторантура предоставляют подготовку к конкретной профессии научной или прикладной направленности. Подробнее об уровнях обучения и степенях, предоставляемых Гарвардом, и их специфике будет сказано в соответствующем разделе.

Бакалавриат

Колледж Гарварда предоставляет программы базового высшего образования с получением степени бакалавра гуманитарных наук (Bachelor of Arts) или естественных наук (Bachelor of Science).

В образовательной программе Колледжа, называющейся "Основной курс" (Core Curricilum) реализована концепция "общего образования" (general education). Эта концепция была разработана в 1979-80 гг. экспертами Гарварда и представлена в докладе "Общее образование в свободном обществе" (General Education in a Free Society), о котором говорилось ранее. В истории американского высшего образования Гарвард играет ключевую роль в определении содержания обучения - того, что должны изучать студенты. Как и в начале ХХ в., когда ректор Элиот ввёл элективную систему, в 1980-х гг. многие элитные вузы последовали примеру Гарварда и внедрили у себя программы общего образования, повторяющие "Основной курс".

Целью "Основного курса" является подготовка и воспитание широкообразованых людей, обладающих кругозором, навыками критического мышления, а также умением находить и пользоваться любой информацией, которая им потребуется когда-либо в дальнейшем. Поэтому программа Колледжа не предполагает строгого набора знаний, обязательных для усвоения, и остается элективной. В то же время задача предоставления широкого образования решается благодаря обязательности изучения предметов из различных областей знаний. По мнению специалистов Гарварда, "Основной курс" отличается от программ общего образования других вузов. Как сказано в докладе, "он определяет широту интеллекта не знанием ряда Великих Книг или владением определенного количества информации в определенных областях. Напротив, программа дает студентам основные подходы к познанию, что является важнейшей задачей общего образования".

"Основной курс" включает в себя набор образовательных курсов и предписания по их выбору, количеству, срокам выполнения. Обучение в Колледже длится 4 года. За это время студент должен пройти 32 курса длиной в один семестр. Если курс длится 2 семестра (а таких немало), он считается как два.

Программа состоит из семи областей знаний, обязательных для освоения: Зарубежные культуры, Исторические науки, Литература и искусство, Моральные суждения, Количественное мышление, Естественные науки, Социальный анализ. Каждое направление включает ряд курсов, среди которых студент совершает выбор. Область специализации (major concentration) избирается из более чем 300 предлагаемых курсов по всем областям знаний. Области специализации и их соотношение будут представлены в разделе, посвященном выпуску из университета. На освоение области специализации студент отводит ѕ от всего учебного времени, то есть минимум 24 курса. Не менее четверти от всех, то есть не менее 8, курсов студент посвящает предметам, не связанных с областью своей специализации. При этом должно быть изучено по меньшей мере по одному предмету из 6 оставшихся областей знаний.

Кроме того, при разработке учебного плана для каждого студента учитывается близость предмета специализации к предметам из других областей знаний. Такие курсы - связанные с предметом специализации, но входящие в другую область знаний - предусмотрены программой и подлежат изучению в ограниченном объёме.

Виды занятий различаются в зависимости от тематики курса, предпочтений преподавателя и отчасти студента и конкретных образовательных задач. Различие состоит в объёмах, частоте занятий, количестве студентов, соотношении практической и теоретической составляющих, а также форме контакта с преподавателем. Основные виды занятий следующие:

  • - Обучение на небольших курсах по всем направлениям иногда сводится лишь к регулярным консультационным встречам студентов с преподавателям или его помощником.
  • - Занятия в виде лекций проводят преподаватели-главы курсов. Лекции могут происходить и в больших аудиториях более 100 человек, и в небольших группах из 10-20 человек. Второй подход часто применим в лабораторных занятиях, когда необходима интерактивность: оперативное решение вопросов и обмен мнениями.
  • - Практические занятия, не требующие материального оснащения (литература, языки, математика), проводятся в секциях из 15-20 человек, где также требуется интерактивность и индивидуальная работа преподавателя со студентом.
  • - Самостоятельно проводимые студентом исследования нередко проходят при участии и стороннем наблюдении преподавателя-супервизора.
  • - Особо важной формой занятий считается индивидуальная работа студента, которая занимает большую часть времени. Существуют курсы, выполнение которых целиком предполагает самостоятельную работу студента лишь с несколькими консультациями с преподавателем. Она включает в себя выполнение заданий и работу по специализации, в том числе исследовательскую.
  • - Занятия в форме наставничества (tutorial) - индивидуальные или в малых группах - проводятся на большинстве курсов, когда с преподавателем обсуждают результаты самостоятельной работы студентов и решают индивидуальные вопросы.

Один курс может сочетать несколько форм занятий. По завершении цикла занятий и выполнении всех заданий и курсовой письменной работы студенты сдают экзамены.

Следует оговориться, что требования "Основного курса" - это минимальные условия. Благодаря строгому фильтру при приеме и атмосфере интеллектуализма, студенты Гарварда отличаются выраженной мотивацией к интенсивной деятельности и высоким результатам. Ежегодно около 70 студентов выбирают так называемые совмещенные (joint) специализации, то есть занимаются проблемами междисциплинарного характера. Большинство студентов превышают количество требуемых курсов, посещая занятия, проводимые как в Колледже, так и в Исследовательской и профессиональных школах, а также в МТИ, с которым у Гарварда тесные партнерские отношения.

Образовательный процесс в Колледже Гарварда можно характеризовать следующими основными чертами:

  • - элективно-детерминированная образовательная программа, что подразумевает широкие возможности выбора студентом изучаемых дисциплин в рамках строгих предписаний по их сочетанию и выполнению,
  • - нацеленность на развитие у студентов кругозора и навыков аналитического мышления, что реализуется в обязательном изучении дисциплин из всех областей знаний в сочетании с исследовательской работой студента по предмету специализации.
  • - активная внеурочная, факультативная деятельность студентов сверх основных требований программы, проявляющаяся в интенсивной исследовательской деятельности и посещении дополнительных курсов Колледжа, а также ступени graduate.
  • - формирование и развитие у студентов мотивации заниматься исследовательской деятельностью, продолжать обучение на программах магистратуры и докторантуры - с тем, чтобы обеспечить постоянный приток высококачественных кадров ППС.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы