Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение

Начиная с 1930-40-х гг., руководство Гарварда интенсивно развивает различные формы материальной помощи студентам - с тем, чтобы доступ к обучению в университете имели самые способные студенты вне зависимости от их финансового положения. Начало практике финансовой помощи студентам, как мы видели, положил в 1934 г. ректор Конант, а при ректорах Боке (1971-91 гг.) и Руденстайне (1991-2001 гг.) размеры её увеличивались вслед за ростом частного и внутреннего финансирования Гарварда.

Если до начала нового века размеры помощи студентам были обусловлены и ограничены финансовым положением университета, то в 2000-х гг. наблюдается иная тенденция оформления системы финансовой помощи, основанной на принципе предоставления её всем нуждающимся. Другими словами, если прежде университет расходовал на финансовую помощь столько, сколько мог позволить в конкретном финансовом году, то теперь - сколько необходимо.

До 2008 г. размеры и форма финансовой помощи определялись специальным комитетом на основании тщательного изучения обстоятельств финансового положения каждого студента и его семьи. Хотя финансовые возможности университета и прежде позволяли предоставлять полностью бесплатное обучение студентам из малообеспеченных семей, немногие из таких студентов даже пытались поступать в Гарвард. По данным 2004 г., в Гарварде и других элитных вузах разрыв между имущественным состоянием студентов был выше, чем в среднем по стране: 7 % студентов из семей нижнего квартиля и 74 % - из верхнего. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, имиджем Гарварда как элитного вуза с непозволительной для семей с низкими доходами стоимостью обучения. Во-вторых, отсутствием четкой системы финансовой помощи. Как свидетельствует опыт приемных комиссий Гарварда, студенты из малообеспеченных семей либо не знали о возможностях получения финансовой помощи, либо относились к ней с недоверием. Недавние исследования американских специалистов показали, что "в лучших американских колледжах очень мало студентов из семей с низкими доходами <…>, потому что мало кто из них подает заявления на участие в конкурсе. Большинство из них теряет надежду поступить в престижный колледж задолго до формального начала конкурса".

Оформление системы финансовой помощи в новом веке происходило в несколько этапов:

  • 1. В 2004 г. студентам, совокупный доход семей которых составлял менее 40 000 долл. в год, было гарантировано освобождение от полной оплаты обучения. Семьи с таким уровнем дохода считаются в США малообеспеченными и неспособны оплачивать обучение в элитных вузах даже частично. Кроме того, были увеличены размеры финансовой помощи студентам из семей с доходом между 40 000 и 60 000 долл. в год.
  • 2. В результате новой Инициативы в области финансовой помощи (Harvard Financial Aid Initiative) в 2006 г. бесплатное обучение предоставляется теперь студентам из семей с доходом менее $60 000. Это существенно увеличило приток студентов из этого сегмента. По словам главы приёмной комиссии Гарварда, в 2006 г. таких студентов было 1/5 от всех студентов Колледжа, а в 2007 - уже 1/4). Кроме того, увеличились выплаты студентам с доходом между 60 000 и 80 000 долл. в год. В 2006 г. более половины всех студентов Колледжа получали финансовую помощь.

Диаграмма, представленная ниже, подтверждает декларации гарвардского руководства о том, что университет предоставляет финансовую помощь на основании финансовой нужды студента: помощь оказывается только нуждающимся студентам и в том размере, которого недостаёт для оплаты обучения. Как показано на диаграмме, университет удовлетворяет все прошения финансовой помощи студентов с доходом ниже 60 000 долл., и почти все - с доходом в диапазоне между 60 000 и 120 000 долл. Заявления студентов из семей с доходом более 120 000 долл. проходят тщательный анализ и в результате его удовлетворяются частично.

Рис. 1. Соотношение числа кандидатов и получателей финансовой помощи, по величине годового дохода семьи, фин. год 2007/08.

3. В 2008 новый план финансовой помощи был направлен на студентов из семей сегмента со средними доходами и доходами выше среднего. Если в результате предыдущих кампаний значительно увеличился приток студентов из малообеспеченных семей, то для студентов со средним достатком стоимость обучения в Гарварде оставалась неприемлемо высокой. По словам гарвардского руководства, оказалось, что университет "пропускает" многих способных студентов из этого сегмента, поэтому для них была разработана специальная шкала финансовой помощи. Теперь студенты из семей с достатком между 120 000 и 180 000 долл. в год будут оплачивать 10 % от суммы годового дохода (т.е. не более 18 000 долл. при общей стоимости более 45 000 долл.). Студенты с доходом между 120 000 и 60 000 долл. будут выплачивать снижающийся процент (соответственно от 10 % до 1 %). По оценкам комитета финансовой помощи Гарварда, в учебном году 2008/09 более 90 % студентов будет оказана финансовая помощь.

Можно выделить несколько качественных результатов развития финансовой помощи в Гарварде.

Во-первых, к 2008 г. финансовая помощь в Гарварде оформилась в четкую систему, понятную и прозрачную для студентов. Это есть полная реализация принципа слепого отбора, декларируемого элитными вузами: университет полностью покрывает недостающие на оплату обучения расходы студентов. Отметим, что это определенный предел в развитии финансовой помощи. Гарвард, обладая огромными финансовыми ресурсами, не сделает обучение бесплатным для всех. Плата за обучение, когда студенты могут себе позволить её, является важным финансовым ресурсом для вуза и руководство Гарварда не планирует от него отказываться. Общую идею администрации Гарварда, высказанную в журнале Crimson, можно выразить следующим образом: университет, даже имея в распоряжении столь большие ресурсы, скорее увеличит свои расходы на развитие, чем предоставит бесплатное образование студентам, которые в этом не нуждаются .

Во-вторых, существующая система финансовой помощи означает, что обучение в Гарварде для студентов из семей с низкими, средними, и выше среднего доходами, наконец, стало полностью доступным. При среднем размере грантов студентам в 2007 г. в 33 000 долл. (70 % всей стоимости), средняя стоимость обучения для студентов из сегмента со средними доходами (60-120 000 долл. в год) составит не более 10 000 долл. в год.

В-третьих, в результате увеличения финансовой помощи, а также активной "разъяснительной" работы с абитуриентами со стороны студентов, получающих финансовую помощь, можно ожидать дальнейшее увеличение притока кандидатов. Это повлёчет за собой усиление вступительного конкурса и избирательности Гарварда. Для университета это означает рост качества студентов и его академического и исследовательского потенциала.

В-четвертых, в ходе становления системы финансовой помощи проявилась лидерская роль Гарварда. В 2006 г. его примеру последовали Йель и Стэнфорд, обеспечив полную компенсацию стоимости обучения малообеспеченным студентам. Ни один элитный университет США сегодня неспособен нести расходы на финансовую поддержку подобных размеров. Для Гарварда это преимущество проявится в дальнейшем количественном и качественном росте студенческого контингента и, как следствие, усилении конкурентных позиций на рынке высшего образования.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы