Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Политика и процедура отбора

В условия конкурентной борьбы между элитными вузами руководство Гарварда осуществляет агрессивную политику рекрутирования студентов в Колледж. Методы и источники привлечения студентов следующие:

  • 1. Активное взаимодействие со средними школами (презентации в школах, совместные программы по подготовке к поступлению в колледж). При этом достигаются 2 результата. С одной стороны, проводится мониторинг средних школ и выявляются наиболее качественные по уровню обучения учебные заведения; с другой стороны, находят способных учеников, с которыми затем ведется индивидуальная работа по привлечению и подготовке к отбору в Гарвард. По данным сайта Гарварда, значительную часть студентов составляют 10-15 % лучших учеников из лучших школ США, которые также составляют 10-15 % от общего числа средних учебных заведений.
  • 2. Адресная рассылка приглашений. Ежегодно приемные комиссии посылают выпускникам средних школ с высокими результатами тестов приглашения подать заявление на поступление Колледж.
  • 3. Многочисленные выпускники Гарварда занимаются привлечением студентов в Колледж и на программы graduate. При этом используются личные знакомства, специально организованные встречи с потенциальными абитуриентами, рассылка писем с приглашениями. Из выпускников университета создаётся своего рода сеть, что позволяет осуществлять прямой поиск и привлечение студентов по всей стране и за её пределами.
  • 4. Финансовая помощь - мощный инструмент привлечения студентов. При её отсутствии большинство абитуриентов Гарварда составляли выходцы из состоятельных семей. С ростом размеров финансовой помощи доступ к обучению в Гарварде получают дети из семей с низкими и средними доходами. Так называемые координаторы из числа студентов, выпускников и сотрудников Гарварда в течение года "ведут" абитуриента, помогают разобраться во всех вопросах, связанных с поступлением в Гарвард и получением финансовой помощи. Помимо дополнительного притока абитуриентов, это имеет следствием рост разнообразия (социального, этнического, интеллектуального) студенческого контингента, что является особой целью, которую декларирует руководство Гарварда.
  • 5. Регулярные PR-кампании, проводимые Гарвардом имеют целью привлечение тех студентов, кто не рассматривает для себя возможность поступления в Гарвард из-за высокой стоимости обучения или по другим причинам. Здесь используются механизмы современного маркетинга: регулярная реклама, укрепление бренда университета.

Большинство элитных вузов США осуществляют отбор студентов в 2 этапа: ранний приём (осенью) и основной (зима - начало весны). Это позволяет способным и готовым самостоятельно оплачивать образование студентам пройти отбор и быть принятым раньше основной массы абитуриентов. Для вуза это означает определенную степень гарантии того, что принятый студент не выберет другой вуз. Ранний отбор в Гарварде носил форму "раннего действия" (early action), при котором университет берет на себя обязательство принять абитуриента по результатам отбора, а студент не обязан принимать решение о поступлении заранее - это происходит на этапе основного отбора. Эта практика благоприятна для студентов из обеспеченных семей: если они соответствуют требованиям и готовы оплачивать обучение, их принимают, в то время как дети из мало- и среднеобеспеченных семей ищут источники финансовой помощи. Как видно в таблице 8, конкурс при раннем приеме в Гарвард и другие элитные вузы был значительно меньше, чем при основном (25 % - конкурс при раннем приеме, 7 % - при основном). В 2006 г. конкурс при раннем приёме составлял 21 %, в общем - 7 %. Студенты, принятые заранее, то есть пользующиеся преимуществом при поступлении, составляли более половины от общей численности.

Таблица 8. Статистика зачисления студентов при раннем отборе, 1997 г.

Университет

Конкурс при основном отборе

Конкурс при раннем отборе

Доля принятых при раннем отборе в общей численности студентов

Гарвард

7%

25%

53%

Принстон

8%

38%

49%

Стэнфорд

15%

19%

35%

Йель

16%

38%

29%

Источник: McLellan Andrew T. Early Decision: Bane or Benefit. // Fresh WritingSpring 1999 Issue. // http://www.nd.edu/%7Efrswrite/issues/1998-1999/sp99/McLellan.shtml.

С 2007 г. руководство Гарварда объявило о прекращении раннего приёма студентов. Временный ректор Д. Бок признал, что "как показал опыт, существующая процедура благоприятна для тех, кто и без того находится в более выгодном положении". Это значимый для всей системы элитного образования шаг, которым руководство Гарварда, с одной стороны, подтвердило свои намерения о расширении доступа студентов из малообеспеченные слоев к элитному образованию, а с другой, продемонстрировало конкурентоспособность Гарварда среди ведущих вузов США и способность обойтись без практики раннего отбора. На этот шаг Гарварда прореагировали все элитные вузы, оценив его как необходимый и верный с точки зрения справедливости и предоставления равного доступа к образованию, но - из опасений снижения конкурса и качества студентов - признали свою неготовность повторить его.

Как заявляет руководство Гарварда, университет придерживается концепцию множественного интеллекта (multiple intelligences) Говарда Гарднера, согласно которой человек обладает многообразными интеллектуальными способностями, несводимыми к тем, что оцениваются посредством стандартизированных тестов, принятых в системе образования США. Этим объясняется отсутствие в Гарварде строгой технологии отбора студентов. Отбор студентов происходит на основании многочисленных критериев различного веса и измерения. В обязательную процедуру отбора в Колледж входят: рассмотрение результатов стандартизированного теста (приоритет получают абитуриенты с наибольшими баллами), эссе и собеседование с кандидатом. При приеме на программы ступени graduate учитываются наличие степени бакалавра, результаты тестов, предмет специализации, достижения в научной деятельности (участие в конференциях, исследованиях, публикации). По мнению экспертов, в комплексе эти методы позволяют оценить способности и мотивацию абитуриента к обучению и исследовательской деятельности. Оценка способностей кандидата в виде результатов теста дополняется рассмотрением его досье с достижениями в академической, научной, творческой, спортивной деятельности.

Приемная комиссия Гарварда принимает результаты нескольких стандартизированных тестов, свидетельствующих об академических способностях студента: SAT, ACT, GMAT, TOEFL, GRE и другие.

При приёме в колледж рассматриваются тесты SAT (Тест на способность к наукам - Scholastic Aptitude Test) и ACT (Тест для Колледжей Америки - American College Test), наличие обоих тестов является преимуществом кандидата, так как позволяет лучше оценить его.

Сегодня Гарвард по-прежнему принимает для поступления в Колледж тесты SAT и ACT. SAT измеряет способности критического мышления, анализировать и решать проблемы и обычно рассматривается как измеритель будущих академических успехов кандидата. Тест состоит из 4 секций: критическое чтение, математика, грамотность и секция с различного рода вопросами и задачами экспериментального назначения (для развития теста в будущем). Экзамен ACT также состоит из 4 основных частей: тест по английскому языку, математике, чтению, естественным наукам и эссе. Помимо собственно теста ACT содержит информацию о школьной успеваемости экзаменуемого, предполагаемом месте дальнейшей учебы, интересах и целях. ACT, как и SAT, позволяет оценить уровень аналитического мышления абитуриента, но в большей степени, чем SAT, способности оперировать знаниями из разных областей.

В число существенных различий между SAT и АСТ также входят:

  • - наличие в АСТ раздела по естественным наукам,
  • - математический раздел теста АСТ включает тригонометрию,
  • - SAT уделяет больше вниманию анализу словарного запаса школьников,
  • - SAT не целиком состоит из вопросов с предложенными вариантами ответов,
  • - АСТ включает проверку знания английской грамматики, SAT - нет,
  • - в SAT включен раздел с опытами, в АСТ - нет.

Если в середине ХХ в. тест SAT был средством выявить способных студентов и "отсеять" неподходящих, то сегодня не вполне позволяет решать изменившиеся задачи. Так как абитуриентов с высокими результатами теста значительно больше, чем вступительных мест, условно говоря, требуется выбрать не просто лучших, а лучших из лучших. При нынешнем колоссальном наплыве кандидатов с высокими результатами тестов, приемной комиссии Колледжа Гарварда необходимо прибегать к более тщательному отбору, учитывая все преимущества выпускников.

Кроме тестов, при отборе в Колледж учитываются показатель академической успеваемости в средней школе (GPA - Grade Point Average) и такие обстоятельства биографии кандидата как наличие выпускников университета в семье и среди родственников кандидата, личностные качества (лидерство, целеустремленность т.п.), неакадемическая деятельность, география проживания, расовая, этническая принадлежность, рекомендации, особые заслуги в средней школе, особые таланты и способности, опыт волонтерской работы, опыт и навыки научной деятельности, трудовой деятельности.

Отбор в профессиональные и исследовательские школы (уровень graduate) происходит по более измеримым критериям. Обязательное условие - наличие степени бакалавра или эквивалентной ей и результаты требуемого стандартизированного теста (GRE, GMAT, TOEFL, LSAT или MCAT). GRE (Graduate Record Examination) - тест, определяющий способности аналитического мышления, а также знания в гуманитарных естественных и точных науках. GMAT (Graduate Management Admission Test) - тест по менеджменту, необходимый для поступления в Бизнес-школу, состоит из 3 частей: эссе на экономическую тему, грамотность письменной речи и количественные задачи. LSAT (Law School Admission Test) определяет подготовку абитуриента в области юриспруденции. MCAT (Medical College Admission Test) - тест для поступления на программы в области медицины.

Помимо тестов, основанием для приема являются эссе кандидата, показатели успеваемости при обучении на ступени undergraduate, рекомендательные письма, заметные достижения в научной и академической деятельности. При поступлении на некоторые программы требуются знания по определенным предметам, в том числе иностранных языков.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы