Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Профессорско-преподавательский состав Гарварда

Человеческие ресурсы Гарварда включают в себя академический и неакадемический (административный, обслуживающий) персонал. Под углом рассмотрения образовательной и научной функций университета, мы изучим только профессорско-преподавательский состав (ППС).

Факторами, обеспечившими Гарварду высочайший уровень ППС, можно назвать следующие:

  • 1. Максимально комфортные и свободные условия для исследовательской деятельности - политику по обеспечению таких условий гарвардское руководство сформировало при ректоре Элиоте и это, по всей видимости, стало определяющим в развитии науки в Гарварде и его ППС.
  • 2. Финансовое развитие. Возможность привлекать к работе лучших ученых со всего мира была достигнута Гарвардом благодаря материально-финансовой обеспеченности. Говоря о финансовых условиях, необходимо отметить два момента: затраты на исследования и материальная мотивация ППС. Возросшее с 1960-70-х гг. федеральное и частное финансирование обеспечило Гарварду значительные средства на научные разработки и их материально-техническое оснащение, а это привлекло к разработкам ведущих ученых. Высокий уровень компенсаций для ППС - это второй финансовый фактор.
  • 3. Престиж университета. Он, несомненно, мог быть достигнут только благодаря первым двум обстоятельствам. Тем не менее, сегодня для некоторых ученых это определяющее условие выбора места работы и профессионального развития. Должность и опыт работы в Гарварде повышает ценность ученого в своей среде. Кроме того, ученого привлекает профессиональное окружение: его коллегами становятся только первоклассные, как и он, специалисты.

Различные аттестующие и рейтинговые организации выделяют несколько показателей качества ППС университета.

Коэффициент соотношения преподавателей и студентов свидетельствует о том, сколько человеческих ресурсов расходуется на 1 студента, что, по мнению специалистов, сказывается на эффективности обучения. Коэффициент соотношения преподавателей и студентов нельзя определить однозначно, поскольку в качестве исходных берут различные показатели численности (студенты: только очные или все, обучающиеся только на получение степени или все; ППС: в штате или весь, всего человек или в эквиваленте полной ставки, с учетом медицинского персонала или без него). Мы придерживаемся данных, принятых руководством университета: коэффициент соотношение студентов и ППС составляет 11:1 (учитываются только студенты на получение степени и немедицинский ППС в эквиваленте полной ставки). С этой точки зрения, коэффициент снизился с 14 в 1995/96 г. до 11 в 2000/01-2007/08, а это означает что темпы роста ППС выше чем темпы роста числа студентов.

Другими показателями качества ППС и исследовательского потенциала университета являются: количество среди ППС университета членов Академии Наук США (The National Academy of Sciences) и количество научных наград. По результатам сравнений ведущих исследовательских университетов, проводимых в Уиверситете Флориды, а затем - Университете Аризоны, по всем этим критериям Гарвард неизменно лидирует среди ведущих вузов. К примеру, в 2006 г. среди ППС Гарварда было 286 членов Академии, в то время как у Стэнфорда и МТИ, находящихся по этому показателю на 2 и 3 местах, - 266 и 237 соответственно. Число научных наград ППС Гарварда (92) сегодня почти вдвое превышает этот показатель университетов Джона Гопкинса (49) и Беркли (44). Этот показатель в последнее пятилетие у Гарварда существенно возрос (на 30%), в то время как у конкурирующих вузов снизился: в 2000/01 г. у ППС Гарварда была 61 научная награда, у Беркли - 59, у Стэнфорда - 54.

Число лауреатов научный премий университета считается важным показателем его научного потенциала. Такой показатель свидетельствует не только о широте и интенсивности научной деятельности вуза, но и актуальности, качестве, глубине исследований. Гарвард как научная организация имеет наибольшее в мире число нобелевских лауреатов (всего 43, в том числе 12 - те кто, получил премию после увольнения из Гарварда): 9 - по физике, 5 - медицине, 6 - химии, 6 - физиологии, 1 премия мира, 4 - по экономике. Кроме того, 45 ученых Гарварда являются лауреатами Пулитцеровской премии - в области литературы, журналистики, музыки и театра.

Система должностей ППС в Гарварде аналогична общепринятой в Америке, её можно представить следующим образом (по возрастанию):

  • 1. Лекторы и преподаватели (ведёт практические занятия),
  • 2. Старшие преподаватели (Assistant Professor),
  • 3. Доценты (Associate Professor),
  • 4. Профессор (Professor).

Все преподавательские должности занимаются исключительно обладателями докторской степени. Первая ступень (лекторы и преподаватели) включает многочисленные должности ассистентов, тьюторов, кураторов, адьюнктов и пр. По численности эта группа составляет в среднем 40 % всего ППС. Как видно на таблице 15 (в приложении), в 2000/01 г. её доля выросла до 50 % , в прошлом году она снизилась до показателя 38 %. Старшие преподаватели и доценты - это позиции, зависящие от стажа работы преподавателя-исследователя, количества публикации и других профессиональных достижений. Эти должности занимают в общем ППС около 20 % и назначаются специальными комитетами по результатам рассмотрения досье кандидатов (личных и профессиональных). Преподаватели, старшие преподаватели и доценты составляют младший ППС (junior faculty).

Профессор - это высшее преподавательское звание, на которое принимаются выдающиеся в своей области учёные. Профессора составляют ступень старшего ППС (senior faculty) Процедуру приёма на должность профессора также проводят специально созываемые факультеты по строгой системе отбора. Особенностью Гарварда является существенное преобладание внешних источников академических кадров над внутренними. Рекрутируя крупнейших исследователей со всего мира, Гарвард создал себе репутацию настолько взыскательного университета, что время от времени его обвиняют в дискриминации собственные сотрудники младшего ППС, которых не принимают на должность профессора.

Должностная иерархия ППС отражена в системе материальных компенсаций. Доступные нам сведения о размере и динамике заработных плат Гарварда за 2000/01-2006/07 гг. отражены в таблице 15 - в приложении. Как видно, размеры компенсаций профессорской должности более чем вдвое превышают компенсации младшего ППС. Кроме того, рост фактических размеров заработной платы также зависит от должностной иерархии: у профессоров он составил 11 %, в то время как у преподавателей и доцентов 3-7 %.

Большинство (90%) профессорских должностей в Гарварде являются пожизненными. Понятие "пожизненного профессорства" (tenure) означает назначение на должность профессора на неограниченный срок при отсутствии с его стороны уголовных и моральных нарушений. Отсутствие угрозы увольнения и постоянная высокая заработная обеспечивает ученым академическую свободу (возможность заниматься наиболее интересной для ученого областью, в том числе фундаментальными, долгосрочными исследованиями) не заботясь о скорых результатах деятельности и личных материальных потребностях. Кроме того, отсутствие временных и материальных ограничений расширяет творческие возможности ученых, возможности генерировать и передавать новые идеи и решения.

В последнее десятилетие соотношение между пожизненным и непожизненным профессорством в Гарварде существенно сместилось в пользу первого. По данным статистики Гарварда 1997 г., в 1987/88 г. это соотношение было 63:37 (384 пожизненных и 224 непожизненных), в 1997/98 - 69:31 (418 против 189), то в последнем году 2006/07 оно составило 91:8 (961 и 87). Преимущество пожизненной формы профессорства объясняется большой привлекательностью её для учёных.

В большинстве американских университетов пожизненному назначению предшествует долгосрочное профессорство (tenure-track) в течение 7 лет, по завершении которых кандидат обязан подать заявку на пожизненное профессорство. Таким образом, большинство профессоров "вырастают" из младшего ППС того же вуза. В Гарварде такая практика "испытательного срока" для собственного младшего ППС также существует. Но значительная часть назначений на пожизненное профессорство, как уже говорилось, происходит из внешних ресурсов, поэтому профессоров со стороны Гарвард принимает только на основании научных достижений за любой период времени.

Специальный комитет обычно состоит из декана факультета, профессоров Гарварда и внешних экспертов, работающих в данной или смежных областях науки, которые тщательно изучают личную и профессиональную биографию кандидата. Решение о пожизненном назначении принимают декан факультета и ректор университета.

Жесткость процедуры отбора и частые отказы в назначении определяются высочайшими требованиями Гарварда к своим профессорам и востребованностью этой позиции среди ученых. Гарвардское профессорство высоко ценится в научной среде. По свидетельству декана Факультета наук и искусств Гарварда Джереми Ноулса, более 70 % кандидатов на пожизненное профессорство, которым было сделано предложение об назначении, принимают его. "Пожизненные профессора Гарварда, - как писал Бостон Глоуб. - получают талантливых коллег и студентов, громадные библиотеки, шестизначные заработные платы, обеспеченные подработкой в консалтинге, лучшие трибуны на ток-шоу, публицистические статьи, членство в комитетах Конгресса и полную гарантию занятости".

ППС Гарварда в течение ХХ - начале XXI вв. увеличивается высокими темпами: за период 1909-1996 гг. средний прирост его составил 30 % в 10 лет (в 1909 г. - 600, в 1996 - 1693 человек); в последнее десятилетие этот темп сохранился (в эквиваленте полной ставки численность немедицинского ППС в 1995/96-2006/07 гг. (11 лет) увеличилась на 34 %, см. таблицу 15 - в приложении).

Динамику численности ППС по факультетам можно проследить по доступной нам статистике из ежегодной Harvard Fact Book за последнее десятилетие, см. таблицу 16 (в приложении). На 20-30 % - наравне с общим темпом - вырос ППС Факультета искусств и наук (21 %), Бизнес-школы (27 %) и Факультета здравоохранения (30 %) - в стабильно развивающихся направлениях. Существенный рост (более 50 %) ППС происходил на Факультете государственной службы (58 %), Факультете дизайна (62 %), Факультете теологии (84 %) - активно развивающихся сегодня. Наибольший прирост ППС был в Школе права (103 %). Сокращение ППС заметно на Факультете образования (-5%) и в аффилированных учреждениях Гарварда (Институт Радклиффа, Мемориальная Церковь и Медицинские службы) - на 71 %. Институт Радклиффа с середины 1990-х гг. концентрирует междисциплинарные исследования, поэтому численность сотрудников, привязанных непосредственно к нему, резко сократилась. Что касается медицинского персонала, то здесь вычислить динамику изменений численности ППС не представляется возможным: В 2000-2002 гг. Гарвард изменил систему учёта медицинского персонала в Школе медицины и Школе Стоматологии, поэтому соотнесение представленных цифр повлечет погрешность. Определенно можно сказать лишь о динамике численности штата клинических исследований: рост её составил 45 % и превысил цифру в 10 тыс. человек.

Проблема гендерного состава ППС Гарварда и других элитных университетов поднимается в СМИ регулярно. Преобладание мужчин в научном сообществе и на академических должностях обсуждается и осуждается различными организациями, сообществами. Гарвард в этом аспекте не отличается спецификой: среди ППС мужская часть составляет подавляющее большинство. Тенденция увеличения позиций женщин также отражается в статистике Гарварда: если 10 лет назад мужская часть в ППС Гарварда превышала женскую в 3 раза, то в прошлом году - только в 2 (см. таблицу 17 - в приложении). То же касается и направлений деятельности. На традиционно "мужских" факультетах (а таких большинство: Бизнес-Школа, Факультет наук и искусств, Факультет государственной службы, Школа Права, Школа Медицины, Факультет Дизайна) доля женщин выросла в среднем с 20 % до 30 %. На факультетах Теологии и Образования доля женщин выросла с 40 до 50% и в этих областях можно прогнозировать преобладание доли женщин.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что столь значительная обеспеченность Гарварда ресурсами: материальными и человеческими - была достигнута по 2 основным причинам: активной частной финансовой поддержке и высокому качеству профессорско-преподавательского состава. Благодаря высочайшему качеству профессиональной подготовки, большинство выпускников Гарварда достигает крупных карьерных и финансовых успехов, и в результате способны оказывать спонсорскую поддержку alma mater. Колоссальные объемы эндаумента и умелая инвестиционная политика обеспечивают Гарварду стабильный высокий доход и практическую неограниченность в средствах. Высокое качество ППС обуславливает высокую эффективность образовательной и научной деятельности, о которых пойдет речь в следующей главе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы