Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Система комитетов

С середины ХХ в. происходила децентрализация системы управления университетом. Отдельные вопросы Совет Наблюдателей начал делегировать специальным комитетам, которые занимались тщательным изучением конкретной проблемы и представляли руководству проект решения. Такая практика укрепилась и стала частью административной системы. Сегодня Совет Наблюдателей функционирует в виде 2 систем: временных специальных комитетов и постоянных комитетов.

Вследствие роста университета, увеличения численности студентов, развития организационной структуры, происходил рост объема работы Совета Наблюдателей. Это вызвало потребность в созыве специальных временных комитетов для решения конкретных проблем с последующим роспуском. Такой несложный порядок обсуждения и решения вопросов существовал до конца 1960-х гг. К этому времени Совет Наблюдателей, включая все комитеты, превратился в громоздкий административный аппарат, решающий огромное число рутинных вопросов и с большим числом недостатков: недостаточная осведомленность членов комитетов по ключевой проблеме, затрудненный процесс принятия решений, отсутствие единой и согласованной системы отчетности, слабые коммуникации с другими комитетами и подразделениями университета и низкая эффективность работы в целом.

В течение 1970-80-х гг. происходил пересмотр всей системы временных комитетов. Комитет Кеппеля (Keppel Committee) в 1970 г. подтвердил значение временных комитетов как наиболее эффективного инструмента, с помощью которого Совет Наблюдателей и выпускники способны оставаться в курсе текущих дел университета и оперативно решать возникающие проблемы. Были приняты меры по повышению эффективности их работы: при выборе в члены комитета стал учитываться уровень экспертности члена в конкретной области; была выстроена система контроля процесса и результатов работы комитета благодаря совершенствованию отчетности и реализации решений комитета. Позднее, в 1990-х гг., были произведены улучшении в планировании работы комитетов, в особенности долгосрочном, и системе их взаимодействия с другими подразделениями университета. Все эти меры, в конечном счёте, оптимизировали процесс изучения проблем и принятия решений в комитетах.

Постоянные комитеты были учреждены в середине ХХ в. с целью координации работы временных комитетов, решения споров и противоречий между ними, определения общих целей и приоритетов, стоящих перед ними. Если во временные комитеты допускаются заинтересованные и компетентные лица, не работающие в Гарварде, то постоянные комитеты формируются только из действующих членов Совета Наблюдателей, который производит назначения в комитеты.

Каждый постоянный комитет утверждает состав временных комитетов, деятельность которых он курирует. Собрания постоянных комитетов проводятся с той же частотой, что и Совета Наблюдателей: 6 раз в год. Постоянные комитеты занимаются созывом и организацией деятельности временных комитетов по определенной проблематике, а также анализом сведений, предоставленных временными комитетами по итогам своей работы. Постоянные комитеты делают выводы о результатах работы временных комитетов, обсуждают пути решения проблем в тактическом и стратегическом аспектах и представляют их Корпорации и Совета Наблюдателей.

По данным 2002 г., в Гарварде функционирует 10 постоянных комитетов Совета Наблюдателей, которые можно распределить по 3 группам, по тематике их работы:

Процессуальные комитеты (организующие и контролирующие процесс управления университетом):

  • - Комитет по финансам, администрации и управлению
  • - Комитет по институциональной политике
  • - Комитет по выдвижениям

Функциональные комитеты (организующие реализацию определённого круга задач, необходимую для стабильной работы университета и всех его служб):

  • - Исполнительный комитет
  • - Комитет по работе факультетов, Колледжа и продолжающемуся образованию
  • - Комитет по ресурсам университета
  • - Комитет по связям с выпускниками и развитию

Академические комитеты (обсуждающие и решающие образовательные проблемы):

  • - Комитет по гуманитарный наукам
  • - Комитет по естественным и прикладным наукам
  • - Комитет по социальным наукам

В 1979-82 гг. комитет Дормана (Doermann Committee) изучал традиционную в Гарварде систему назначений в растущий административный аппарат и пришёл к выводу, что это трудоемкий процесс, отнимающий у Совета Наблюдателей и Корпорации время на решение более важных, стратегических вопросов. По рекомендации комитета, в 1982 г. Корпорация делегировала свои полномочия назначений специальному органу - Комитету по назначениям (Committee on Assignments). Комитет принимал решения обо всех назначениях и повышениях в должностях, определял стратегию и политику назначений, вносил изменения и дополнения в юридические документы университета, связанные с порядком назначений. Этот комитет и позднее Комитет по созывам (Committee on Visitation), выполнявший те же функции, имели ключевые полномочия по выдвижению членов всех комитетов и рекомендовали кандидатов в председатели этих комитетов.

Начиная с 1984-85 гг., каждый постоянный комитет определял членов временных комитетов, которые были ему подведомственны. Комитет по созывам сохранил за собой функцию назначения председателей временных комитетов. В 1994 г. по инициативе Ханы Грей (Hannah Gray), председателя Комитета по созывам, Комитет по созывам был превращён в под-комитет Исполнительного комитета Совета Наблюдателей и Корпорации. С 1994 г. и настоящее время Под-комитет по созывам принимает решения о назначениях членов временных комитетов, основываясь на рекомендациях соответствующих постоянных комитетов, деканов, глав подразделений Гарварда и внешних экспертов.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы