Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Образовательная программа

В 1909 г. в Гарварде была открыта Школа продолжающегося образования (Harvard Extension School). Доступ в Школу был открытым, это была первая вечерняя программа дополнительного образования преимущественно для высшего бостонского общества, так как стоимость обучения была весьма высокой. В системе второй ступени (Graduate) Гарвард в 1920-х гг. приобрел факультеты образования (1920 г.) и общественного здоровья (1922 г.). При ректоре Конанте (1933-1953 гг.) были открыты новые подразделения уровня Graduate: Факультет государственного управления (Graduate School of Public Administration; ныне носит имя Джона Кеннди), Факультет дизайна (Graduate School of Design), а также Фонд Нимана в пользу журналистики (Nieman Foundation for Journalism).

Ректор Эббот Лоуренс Лоуэлл (1909-1933 гг.) внес существенные коррективы в введенную Ч. Элиотом элективную систему. Главным недостатком тогдашней программы было отсутствие обязательных дисциплин, что приводило к получению студентами поверхностных, отрывочных знаний из случайного набора дисциплин. При Лоуэлле образовательная программа, которую по-прежнему определяли сами студенты, стала включать в себя одну обязательную область (известную как "major") - также на выбор студента, - специализацию, на которой он концентрировал основные усилия. При изучении основной дисциплины студент был закреплен за определенным преподавателем, который курировал обучение. Как правило, у одного преподавателя набиралась небольшая группа студентов (tutorial, как в российских университетах спецсеминар), которая регулярно собиралась. Такая система предполагает совмещение индивидуальной и коллективной работы. Лоуэлл ввел и другое важное новшество: дифференцированную систему требований и оценки по всем дисциплинам, изучаемым студентом.

Если в первой трети ХХ в. в реформировании Гарварда преобладал акцент на проблемы образовательного процесса, программы, политики приема абитуриентов - всего, что связано со ступенью undergraduate. - то с начала 1930-х гг., в период ректорства Джеймса Конанта (1933-1953 гг.) значительное внимание было перенесено на развитие исследовательского потенциала университета, привлечение инвестиций в эту область. В период Второй мировой войны и Холодной войны сложилась благоприятная для этого ситуация. Во-первых, руководство Гарварда проводило активную работу по "выращиванию" высококвалифицированных исследователей в стенах университета: во главе специализированных исследовательских подразделений ставили ведущих ученых; предоставляли широкие возможности для разработки новейших направлений, вводили стипендии для перспективных студентов и гранты для исследователей. Целенаправленная политика в этой области дала грандиозные результаты: например, в 1967 г. Гарвардом было подготовлено 16 % всех нобелевских лауреатов - больше, чем каким-либо другим университетом. Во-вторых, этим достижениям благоприятствовала и политика федерального правительства: оно придерживалось принципа "давать туда, где можно ожидать большую отдачу", т.е. наиболее сильным университетам и Гарварду в первую очередь. Гарвард вошел в небольшую группу вузов, в которых правительство обеспечило концентрацию своих средств, способствуя их превращению в первоклассные исследовательские университеты.

В годы Второй мировой войны Гарвард и Радклифф подписали соглашение, которое позволяло студенткам из Радклиффа посещать занятия в Гарварде, но до 1970 гг. женщины не получали степеней. В 1960-70-е гг. происходило дальнейшее сближение этих вузов. В 1999 г. Колледж Радклиффа был окончательно интегрирован в структуру Гарварда, студенты Радклиффа стали студентами Гарварда, а Радклифф из колледжа превратился в Институт высших наук Радклифа (Radcliffe Institute for Advanced Study).

Пытаясь бороться с прагматизмом и узкой специализацией, к которым привела система свободного выбора предметов, Джеймс Конант в 1945 г. стал инициатором введения программы General Education, или Общеобразовательный курс, который включал в себя комплекс обязательных для изучения дисциплин в качестве основы знаний для всех студентов. Разработал эту программу специально созданный Комитет общего образования (General Education Committee), выпустив в 1945 г. так называемую Красную книгу (Harvard Redbook) - доклад с официальным названием Общее Образование в Свободном Обществе. Доклад этот исследователи называют важной вехой в истории не только Гарварда, но всего американского высшего образования. При разработке "общеобразовательных" программ американские педагоги обратились к английскому опыту колледжей свободных искусств Оксфорда и Кембриджа, которые и в первой половине XX в. ставили своей главной целью дать студентам не столько конкретные знания в отдельных областях наук, сколько познакомить их с культурным и научным наследием, дать представление о методологии основных дисциплин, научить критическому мышлению, иными словами, по-прежнему придерживались принципов liberal arts education, т. е. общего широкого образования и воспитания личности. Согласно широко обсуждавшемуся отчету "Общее образование в свободном обществе", "лучший путь привить студентам вкус к интеллектуальной бескомпромиссности -- это поставить их рядом с учителем, самозабвенно преданным правде". Авторы этого отчета продолжают: "Колледжи должны будут строго придерживаться того, чтобы научить студентов умению разбираться в нравственных ценностях (путем обучения гуманитарным наукам, общественным дисциплинам и научным предметам) и положиться на изречение Сократа, что знание добра воспитывает добродетель".

Внедрение общеобразовательной программы сыграло большую роль: студенты, получая комплекс базовых знаний, могли в них интегрировать предмет своей специализации, что значительно расширило возможности для междисциплинарных исследований. Введение общеобразовательной программы выглядит еще значительнее, если учесть что оно было сопряжено с реформой в области приема (благодаря GI Bill, был несколько расширен доступ к гарвардскому образованию для выходцев из средних и низших слоев общества), расширением исследовательской деятельности университетов и значительным ростом финансирования. Все эти факторы в сумме привели к важной трансформации облика Гарвардского университета во второй половине ХХ в.

За 30 лет существования Общеобразовательный курс обнаружились его недостатки. Обязательный курс был слишком общим, поверхностным и зачастую не соответствовал специализации студента. В 1979-80 гг. Дерек Бок выступил с инициативой его реформирования, адаптации к быстро меняющимся реалиям современного мира. Исходя из тех же принципов широкого либерального образования, Бок ввел дифференцированную систему обязательных курсов под названием Основной курс (Core Curriculum), действующую по сей день. Она состоит из семи областей знаний, обязательных для студентов: Зарубежные культуры, Исторические науки, Литература и искусство, Моральные суждения, Количественное мышление, Наука, Социальный анализ. Курс по одной из этих категорий студент обязан пройти в размере, эквивалентном одному академическому году, по специализации - двум, по выбранным курсам - одному году. Больший акцент в учебной программе был перенесен на проблемы современной жизни, науки, а также мировых культур. Новый курс был разработан с учетом всех новейших тенденций и был призван готовить высокообразованных людей к "вызовам реальной жизни" и, кроме того, сформировать у студентов широкий кругозор и критическое, аналитическое мышление. В новом веке на повестку дня вновь вышла проблема разработки новой программы для студентов взамен Основного курса, который, по распространенному мнению, устарел. Вопрос реконструкции учебной программы до сих пор на стадии обсуждения (преимущественно в СМИ), перспектива принятия новой программы неясна.

В течение ХХ в. происходила стандартизация деятельности Гарварда. Была сформировала политика и принципы его функционирования. Это выразилось в разработке образовательных программ, утверждении принципов финансирования и управления, выработке системы отбора студентов и преподавателей - с целью постоянного контроля и повышения качества образовательной и научной деятельности.

За 3,5 века Гарвард прошёл путь от религиозного учебного заведения местного значения до ведущего в США и мире исследовательского университета. Деятельность университета стала включать помимо образовательной функции исследовательскую. Научные исследования и разработки стали самостоятельным видом деятельности, но в тесной взаимосвязи с образовательным процессом принесли наибольший качественный результат. В процессе постепенного открытия новых факультетов были максимально расширен спектр областей образовательной и научной деятельности, в результате чего университет стал многопрофильным. Благодаря активной поддержке со стороны выпускников и государства, а также целенаправленной работе по привлечению частных субсидий Гарвард достиг значительной финансовой обеспеченности, что позволило ему нести колоссальные затраты на исследования и разработки, а также предоставлять финансовую помощь студентам, и благодаря этому развивать свой научный и образовательный потенциал.

В условиях сильной конкуренции с другими вузами ему удалось не только сохранить самостоятельность, но и стать одним из лучших. Гибкое, отзывчивое к общественным условиям управление университетом и целенаправленное улучшение качества деятельности (качество студентов, профессорско-преподавательского состава, административного персонала; качество обучения, научной работы) позволили Гарварду занять лидирующие позиции в высшей школе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы