Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Источники и динамика финансирования в ХХ веке

Финансовая и материальной поддержка Гарварда со стороны американской бизнес-элиты, ставшая регулярной в конце XIX - начале ХХ вв., до 1940-50-х гг. оставалась относительно стабильной. Однако новые социально-экономические условия: научно-технический прогресс, обусловивший рост потребности в развитии фундаментальной науки и спроса на высококвалифицированные кадры ученых, - требовали от университета интенсивного развития, в первую очередь, в области фундаментальных исследований.

Отсутствие постоянного государственного финансирования науки и зависимость от корпораций, которые были заинтересованы в инвестировании в отдельные проекты, ограничивали научную деятельность Гарварда в основном исследованиями прикладного характера. Это явилось причиной не только медленных темпов развития фундаментальной науки, но и слабой подготовки научных кадров. Власти и промышленные корпорации не субсидировали программы по подготовке научных кадров в Гарварде и других передовых исследовательских вузах, так как вплоть до Второй мировой войны за небольшим исключением они не испытывали еще нужды в таких кадрах. Поэтому подготовка докторов наук в Гарварде перед войной была незначительной по масштабам и оставляла желать лучшего по качеству.

В 1957 г. ректор Натан Марш Пьюзи (1953-1971 гг.) начал реализацию проекта по увеличению частного финансирования Гарварда. Названный Проектом в пользу Гарвардского колледжа (Program for Harvard College), он принес на 20 млн. долларов (30 %) больше, чем в предыдущие годы. На эти средства удалось построить еще три Дома (общежития). Аналогичный проект - в пользу медицинского факультета - в 1960-х гг. принес ему 58 млн. долларов. В 1965 г. частные пожертвования Гарварду впервые превысили 1000 млн. долларов. Пьюзи удалось - за период с 1953 по 1971 гг. - добиться четырехкратного роста частных инвестиций. Результаты кампаний по увеличению финансирования были настолько значительны, что позволили повысить оплату преподавательского труда, объемы финансовой помощи студентам, обеспечить высококлассные условия для исследований, улучшить инфраструктуру университета (построить более 30 зданий). Преподавательский состав в этот период вырос почти в три раза, студенческий - еще значительнее. Разумеется, это проявление общей для американского образования послевоенного времени тенденции, тем не менее такой рост мог быть обеспечен только интенсивными финансовыми вливаниями. Еще более успешную кампанию в 1979-84 гг. провел следующий за Пьюзи ректор Дерек Бок. Эта кампания принесла Гарварду 356 млн. долларов - больше, чем когда-либо за всю историю американского высшего образования.

В целом за последние 30 лет ХХ столетия частные пожертвования выросли с 1300 млн. до 15000 млн. долларов. В 1994 г. ректором Нилом Руденстайном (1991-2001 гг.) была проведена третья пятилетняя кампания по сбору средств, которая принесла университету дополнительно 2650 млн. долларов - так же, как предыдущие кампании, эта по результатам стала беспрецедентной. Многократный рост доходов университета во второй половине сделал его богатейшим вузом в США и во всем мире, что, разумеется, позволило увеличить как заработную плату преподавателям, объемы финансовой помощи студентам, расходы на научные разработки.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы