Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Новейший период

В ХХ в. международная известность Гарварда росла вместе с частными пожертвованиями, увеличивался профессорско-преподавательский состав, совершенствовались методы педагогической и исследовательской деятельности. Взрывной рост численности студентов дополнялся созданием новых факультетов и расширением и оптимизацией образовательных программ.

Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке

В 1905 г. в Гарварде была организована Приемная комиссия Гарварда и введены единые вступительные экзамены. Кроме того, еще в конце XIX в. Гарвард стал принимать представителей национальных и религиозных меньшинств. В начале ХХ в. процент эмигрантов в студенческом сообществе - католиков и евреев, - бывший до этого минимальным, заметно вырос. К 1908 г. среди поступивших было 9 % католиков и 7 % евреев. Таким образом, в начале ХХ в. заметна некоторая демократизация процедуры приема студентов.

С периодом ректорства Эббота Лоуренса Лоуэлла (1909-1933 гг.) связана проблема ограничения доступа евреев к получению образования в Гарварде. Речь идет о введении квот на прием студентов еврейской национальности, к этой практике в 1920-х гг. прибегали и другие университеты Лиги Плюща. В то время как остальные вузы проводили эту политику, не афишируя ее, ректор Лоуэлл сделал это открыто, заявив, что ограничения вводятся с целью борьбы с антисемитизмом: "антисемитские настроения среди студентов растут пропорционально числу учащихся-евреев, … когда евреев в вузе было мало, … расовый антагонизм был также незначителен".

К 1920-м гг. численность студентов-евреев в Гарварде, действительно, значительно выросла: с 7 % в 1908 г. до 21 % в 1922 г. В Гарварде и других элитных университетах евреи получали большую долю всех академических наград и при отборе в "Фи Бета Каппа" (Phi Beta Kappa - наиболее престижное научное сообщество студентов первых четырех курсов).

Как показывают в своих исследованиях Джером Карабель и Марсиа Синотт, необходимость ограничения была вызвана прежде всего давлением со стороны состоятельных выпускников Гарварда. Студенты-евреи были выходцами преимущественно из рабочего класса и, как пишет М. Синотт, выделялись среди других и вызывали неприязнь у представителей американского истеблишмента. Учитывая то, что пожертвования выпускников и тогда составляли основу всех доходов университета, Лоуэллу пришлось выполнять их требования. Он выступил с инициативой лимитировать доступ евреев максимальными 15 %. Это вызвало широкий резонанс среди общественности, критику со стороны прессы, в том числе бывший ректор Ч.Элиот активно выступал против введения каких бы то ни было квот.

Для решения "еврейской проблемы" Лоуэлл организовал комитет, который, изучив детали, отказал принять еврейские квоты. Комитет предложил иной путь: заменить систему приема студентов по результатам вступительных экзаменов практикой отбора лучших учеников школ со всей страны (так называемое "географическое разнообразие"). Лучших определяли с точки зрения "хорошего характера", существенно пренебрегая показателями вступительных тестов. По сути такой принцип был необходим, чтобы Приемная комиссия могла мотивировать отказ евреям в приеме. Примеру Гарварда вскоре последовали университеты Йель и Принстон. В результате реализации этого принципа "географического разнообразия" доля евреев при приеме в Гарвард к 1931 г. сократилась до "запланированных" 15 % за счет студентов из сельской местности, где представителей евреев было немного. Это были те студенты, которые при прежней политике отбора в силу недостаточной подготовки не справились бы с гарвардскими вступительными испытаниями.

В конце 1930-х преемник Лоуэлла на посту ректора Джеймс Брийянт Конант (1933-1953 гг.) отменил принцип "географического разнообразия" и студентов вновь стали принимать по обновленной экзаменационной системе. Гарвард реформировал политику приема абитуриентов, предоставив возможность поступления представителям более широких социальных слоев. Ректор Конант, руководимый идеями эгалитаризма, популярными тогда, стремился обеспечить доступность гарвардского образования для молодежи из малообеспеченных слоев. Первым его шагом стало учреждение стипендии для таких студентов. Вторым - введение системы стандартизированных тестов, разработанных учеными Принстонского университета. Этот тест назвали Тестом на способность к наукам (Scholastic Aptitude Test), больше известный как SAT. Такая система позволяла находить и отбирать наиболее склонных к занятиям научной деятельностью абитуриентов, независимо от их материального положения. После Второй мировой войны при участии Конанта была учреждена специальная частная, некоммерческая организация (Educational Testing Service - ETS), которая и стала заниматься разработкой и проведением SAT. Тесты SAT начали применять в 1934 г., а с 1941 г. она стали обязательным требованием для всех поступающих. Если раньше Гарвард набирал студентов в основном из дорогих частных школ и получал наиболее подготовленных абитуриентов, то благодаря тестам SAT университет стал получать возможность выявлять и сосредоточивать у себя из государственных школ наиболее способных учащихся с высоким академическим потенциалом..

Если прежде в Гарвард попадали почти исключительно американцы, дети обеспеченных родителей и выпускников Гарварда, только белой расы и выпускники элитных средних школ таких, как Эндовер и Гротон, то теперь стало возрастать число студентов из других стран, неамериканских национальностей и выходцев из рабочего класса. Мы не располагаем соответствующими количественными показателями, но можно предполагать, шаги Конанта, хотя и имели немалое значение, всё же не привели к доступности гарвардского образования. Количество стипендий, присуждаемых по меритократическому принципу (по академическим заслугам), было незначительно, и доля выходцев из мало- и среднеобеспеченных слоев общества в Гарварде оставалась небольшой.

После Второй мировой войны в вузы, и Гарвард в том числе, хлынул поток ветеранов, которым государство законодательно гарантировало бесплатное высшее образование (Билль о правах - Gl Bill of Rights). Численность студентов в Гарварде взлетела с 3600 человек до войны до 11700 в 1946 г. Количество ежегодных зачислений в университет, не превышавшее цифры 3700 в предвоенные годы, поднялось до 5500 человек. В 1948 г. руководству удалось несколько ограничить поступление в Колледж и на ступень Graduate, необходимо было сохранить предвоенное соотношение 1:2. В дальнейшем, в 1950-60-х гг., объемы зачислений на 10 факультетов уровня Graduate не удалось существенно ограничить: они выросли с 6000 до 9500 человек. Такой приток молодых людей был зачастую спровоцирован их желанием избежать призыва на войну во Вьетнаме.

В 1960-х гг. студенчество Гарварда было преимущественно представлено мужским полом: на четырех юношей Гарварда приходилась только одна студентка Радклиффа. После того, как в 1977 г. прием в Гарвард и Радклифф стал общим, доля студенток стала расти, отражая общую тенденцию в американском высшем образовании. В аспирантуре и прежде доля женского пола была выше, чем в колледжах, и стала еще значительнее в послевоенный период, что было проявлением общей для американского образования послевоенного времени тенденции.

С 1930-40-х гг. руководство Гарварда интенсивно развивает различные формы материальной помощи студентам - с тем чтобы в нем могли обучаться самые способные к наукам студенты независимо от их финансового достатка. Гарвард практикует три основных вида финансовой помощи: стипендии, кредиты на обучение и "отработка" (term-time jobs) льгот и скидок. Зачастую эти разновидности комбинируют в различных соотношениях так, что иногда финансовая помощь достигает 100% платы за обучение.

Начало практике финансовой помощи студентам положил ректор Конант, организовав в 1934 г. Национальную стипендиальную программу, которая сделала возможность получить образование в Гарварде реальной для всех молодых людей с высоким потенциалом, но без достаточных для оплаты обучения средств. В 1950-х гг. декан Отдела приема и финансовой помощи Уилбер Бендер организовал среди выпускников Гарварда широкую сеть, участники которой убеждали поступать в Гарвард тех студентов, кто об этом даже не думал. В конце 1960-х гг. при ректоре Натане Пьюзи (1953-1971), Приемная комиссия использовала метод Бендера для активного привлечения представителей национальных меньшинств. В результате, только за один год с 1968 по 1969 гг. доля афроамериканцев среди студентов Гарварда выросла с 3 до 7 %. При ректоре Дереке Боке (1971-91 гг.) такая политика была дополнена агрессивной стратегией отбора талантливых студентов со всего мира - любой национальности и финансового достатка. Начиная с 1976 г. и до наших дней доля представителей национальных меньшинств в Гарварде утроилась, достигнув почти 35 %.

В новом веке объемы финансовой помощи студентам из малообеспеченных семей еще возросли. Об этому будет сказано позднее в соответствующем разделе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы