Кризис середины XIX века

Все эти процессы, несомненно, благоприятствовали развитию университета, но существовал ряд проблем, связанных неэффективностью образовательной программы Гарварда. В середине XIX в. Гарвард, как и все американское высшее образование, находился в состоянии кризиса. В Новом Свете Гарвард и другие старейшие колледжи были основаны для того, чтобы готовить священников и общественных деятелей с твердыми убеждениями. В XIX в. эти тенденции оставались главенствующими. Пуритане в Гарварде продолжали удерживать образовательную программу в почти прежнем виде - совершенно не отвечающем потребностям индустриализующегося общества.

Так как американские предприниматели все неохотнее отдавали своих детей получать образование в столь "бесполезные" вузы, а инвестиции в высшее образование по этой же причине продолжали сокращаться, руководство Гарварда приступило к поиску способов сделать высшее образование более привлекательным. На протяжении 1850-60-х гг. бизнес-элита Бостона (многие - выпускники Гарварда) настойчиво твердила о необходимости перемен и, насколько это было в их силах, влияла на улучшение ситуации. Быстро развивающийся американский бизнес ощущал нехватку специалистов-практиков: инженеров, архитекторов, управленцев, юристов, медиков, специалистов в области естественных наук: химии, физике - наиболее важных с коммерческой точки зрения.

Как пишет Л.Д. Филиппова, крупные американские предприниматели, пользуясь постоянной нуждой частных университетов в средствах, пытались "воздействовать на их учебную политику посредством целенаправленных пожертвований". Именно под их влиянием в 1850 г. Гарвард начал готовить бакалавров в области естественных наук, а в 1867 г. - основан факультет стоматологии (Harvard School of Dental Medicine). В годы ректорства Джозайи Куинси при его собственной финансовой поддержке в Гарварде была открыта Астрономическая обсерватория - первое подразделение исследовательского профиля. В 1857 г. была основана химическая лаборатория, в 1860 г. - Музей естественной истории.

Однако отношение к этому новому типу образования было пренебрежительным, оно считалось не только "неклассическим", по и "неакадемическим". Как отмечает Сэмюэл Моррисон, "в Гарварде, даже в конце 1860-х гг. наблюдалось явное пренебрежение естественными науками, политэкономией, математикой". Дело дошло до того, что "власти штата Массачусетс вынесли специальное постановление о лишении Гарвардского университета постоянных государственных субсидий на том основании, что он "не оправдывает возлагаемых на него гражданами штата надежд, поскольку его программа и вся организация учебного процесса отстают, по крайней мере, на четверть века от современных требований". Ограничение финансирования было временной мерой, свидетельствующей, однако, об остром противоречии политики руководства Гарварда с ключевыми тенденциями в американской экономике XIX в. и позицией государственной власти в этом вопросе.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >