Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Трансформационный период

Ключевые тенденции

С обретением Новым Светом независимости и начавшимся бурным экономическим ростом перед американским высшим образованием - и Гарвардом в том числе - встали новые задачи. Если в колониальный период Гарвард еще не соответствовал уровню европейских университетов, имея весьма ограниченную образовательную программу, и развивался медленно, то XIX век ознаменован для Гарварда бурным ростом, превращением его в передовой, элитный университет. Этот трансформационный процесс, ставший реакцией на бурный экономический рост, почти целиком укладывается в рамки одного века.

Хотя и в первые два века своего существования Гарвард сохранял статус лучшего университета Новой Англии, тогда он едва ли мог называться элитным университетом в современном понимании этого слова. Во-первых, источники свидетельствуют об общем невысоком (по сравнению с европейскими университетами) уровне подготовки студентов. Во-вторых, еще не было практики приема наиболее способных и перспективных студентов, принятой в элитных вузах. В-третьих, лишь половина всех выпускников занималась квалифицированной интеллектуальной деятельностью: юриспруденцией, медициной, наукой, преподаванием, государственной, церковной службой. Поэтому говорить об элитарности Гарварда, а также других американских вузов, применительно к XVII-XVIII и почти всему XIX вв. рано: гарвардское образование еще не гарантировало выпускнику престижной работы, хорошей карьеры, высокого дохода и положения в обществе.

В XIX в. продолжилось оформление организационной структуры университета. При ректоре Джоне Киркланде (1810-1828 гг.) к Медицинскому факультету добавились еще два: Теологии и Права (в 1816 г. и 1817 г. соответственно). Таким образом, Гарвард насчитывал уже три подразделения уровня graduate (в отличие от undergraduate, который соответствовал общему четырехлетнему образованию в колледже): медицинский, теологический и юридический факультеты. Эти факультеты обеспечивали получение ученой степени магистра, что значительно повышало статус Гарварда как учебного заведения.

В 1815 г. по инициативе вернувшегося из поездки в Германию Эдварда Эверетта, будущего ректора Гарварда (1846-1849 гг.), образовательная программа была несколько видоизменена: объемы преподавания древних языков были сокращены в пользу английского и французского; больше внимания стали уделять преподаванию литературы и философии, математики и астрономии, естественной философии. Им была впервые выдвинута идея введения избирательной, или элективной, образовательной системы, которая бы позволяла студентам самостоятельно выбирать набор изучаемых дисциплин. Элективная система была реализована позднее - лишь в конце XIX - начале XX вв.

XIX век отмечен тремя важными тенденциями в развитии Гарварда: рост финансовой, политической и интеллектуальной независимости университета.

В течение столетия Гарвард приобретает независимое финансовое положение. В 1800-1870 гг. университет находился в состоянии, названном американским специалистом в изучении элиты американского общества и его истории Е. Дигби Бальтцелем приватизацией. Когда правительство штата Массачусетс находилось под контролем федералистов, Гарвард не испытывал нужды в средствах. В 1824 г., когда в политической борьбе победили республиканцы, государственное финансирование учебного заведения сократилось. С этого момента руководство университета интенсифицировало усилия по поиску и привлечению постоянных частных источников финансирования. И весьма успешно: к 1870 г. Наблюдательный совет был почти полностью представлен выпускниками Гарварда из бостонских высших и предпринимательских кругов, которые и обеспечили университету щедрую материальную поддержку. Более того, в течение этого времени Гарвард опередил в финансовом отношении другие вузы США. Рональд Стори, специалист по истории американской элиты, пишет, что в 1850 г. финансы Гарварда в три раза превосходили бюджет Йельского университета.

Другой значимой тенденцией было усиление Гарвардом интеллектуальной независимости, светского характера образования. Это стало проявлением более широкой тенденции - секуляризации сознания и растущей роли науки. Свою роль центра подготовки духовенства Гарвард утратил в XVIII в.. К середине XIX в. лишь 10 % выпускников становились священниками. Со второй половины XIX в. - с ректора Джеймса Уокера (1853-1860) - отчетливо проявилась тенденция к светскому роду деятельности ректоров. К середине XIX в. большая часть преподавательского состава были лицами светского происхождения, а по роду деятельности - учеными, юристами, докторами.

Третьим заметным трендом стало усиление политической независимости Гарварда. Несомненно, ей способствовала независимость финансовая, но не только. В середине XIX в. Гарвард оказался в противоречивом положении. С одной стороны, на него оказывали постоянное давление консерваторы из числа духовенства, недовольные снижением общей роли религии в политике, образовательной программе университета. С другой стороны, университетское сообщество, враждебно относившиеся к аболиционизму, по этой причине испытывало прессинг со стороны либеральных политиков. В такой обстановке руководство приняло решение изолировать университет от вмешательства правительства, разорвать с ним все отношения, во-первых, отказавшись от государственного финансирования, а во-вторых, исключив из Наблюдательного Совета членов, назначенных правительством штата. С этого момента состав Наблюдательного Совета стал формироваться по иной, более эффективной схеме: во-первых, в него стали входить ведущие представители бизнеса, частных и общественных организаций, оказывающие университету материальную поддержку; во-вторых, это были преимущественно гарвардские выпускники, лояльные к своей alma mater и заинтересованные в ее развитии и процветании; в-третьих, руководство университета обрело теперь действительную автономию от государства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы