Студенты и преподаватели

На протяжении XVII-XVIII вв. происходит заметный рост численности студентов: если в середине XVII в. их было не более двадцати, то в 1726 г. их было около ста пятидесяти. Cредний возраст только что поступившего в Гарвард студента был около шестнадцати лет. Большинство учащихся происходило из зажиточных фермерских и предпринимательских семей. Что касается выпускников, то большинство (47 %) реализовало себя в юриспруденции, медицине и богослужении, значительная доля (19 %) - в торгово-финансовой деятельности (купцы, владельцы магазинов, спекулянты, инвесторы), 4 % выпускников стали фермерами, а 16 % не поднялись выше должностей клерков, нотариусов и школьных учителей.

При значительном росте численности студентов подобного увеличения преподавательского состава до середины XVIII в. не происходило: в 1726 г. насчитывалось шесть преподавателей (тьюторов), в то время как в XVII в. их было восемь-девять.

1 сентября 1779 г. в Конституционном Конвенте Массачусетса Джон Адамс (выпускник 1755 г. и будущий президент Соединенных Штатов), посвятил Гарварду целую главу Конституции штата, гарантировавшую ему все его традиционные права и привилегии "навечно". Сам факт упоминания Гарварда в конституции штата важен в двух аспектах: во-первых, это считается первым официальным упоминанием о Гарварде как университете, а не колледже; во-вторых, конституция закрепила его автономное от государства положение как корпорации и систему управления, сложившуюся еще в XVII в. Хотя, в действительности, внутренняя жизнь в Гарварде по-прежнему определялась влиянием представителей законодательного собрания штата в Совете, формально руководство университета получало широкую свободу самостоятельных действий. Эта свобода была реализована только в XIX в., когда ректор и Совет Гарварда перестали быть зависимы от государственного финансирования и смогли самостоятельно определять политику управления университетом.

На протяжении двух первых веков существования Гарварда заметно выросла материальная и интеллектуальная база, начала оформляться организационная структура: появилось три кафедры и один факультет. Структура, качество преподавания, образовательная программа за этот длительный период изменились незначительно и оставались на прежнем невысоком уровне, в силу того что общество и бизнес еще не предъявляли высоких требований к высшему образованию.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >