Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Образовательный процесс

Первый ректор Гарварда, священник с кембриджским образованием Генри Данстер (1609-1659 гг.), о деятельности которого нам известно существенно больше, чем о других, написал для колледжа "Правила и уложения". В них содержится пункт о требованиях, предъявляемых к студенту колледжа: "умение понимать Туллия, или других классических латинских авторов, говорить и писать по-латыни прозой и в стихах, склонять существительные и глаголы на греческом". Сведений об условиях отбора и приема студентов в то время мы не обнаружили. Так как подобное образование мало интересовало представителей предпринимательства и фермерства, а численность студентов была весьма ограничена, то, вероятно, среди них были преимущественно дети местной религиозной и интеллектуальной элиты, чиновников.

Главным учителем колледжа был ректор, оплата преподавательского труда была весьма скромной - 4 фунта в год, в то время как, по данным Harvard Book, в английских университетах она была в 10 раз выше.

За основу учебного курса была взята модель английского университета с превалирующей ролью пуританской философии. Как свидетельствует Harvard Book, набор дисциплин в XVII в. был следующий: священное Писание; греческий, латинский, а также халдейский и сирийский языки; политика, этика, логика; дисциплины, связанные с работой с текстом: слог и манера письменной речи, имитация, декламация, конспектирование; а также элементы математики, физики, астрономии.

По "Правилам" Данстера, обучение длилось три года, а с 1652 г. - четыре, занятия шли с 8.00 до 16.00. Ученический состав был строго дифференцирован, в первую очередь, по старшинству: каждый курс занимал строго определенное место на занятиях, в столовой, при распределении комнат, при богослужениях. В целом атмосфера колледжа отличалась пуританской строгостью: предусматривалось множество запретов и наказаний за их нарушение. Эта строгость была во многом связано с недостатком средств, и руководству приходилось прибегать к жесткому контролю над их распределением.

Как пишет Л.Д. Филиппова, "задачей высшего образования считалось не получение знаний, а приобретение студентами навыков мышления, усвоение "правильных" концепций и понимание ценности религиозного учения". Поэтому колледжи мало напоминали высшие учебные заведения, отличаясь более низким уровнем образования, по сравнению с английскими. Американский колледж "не только в XVII и XVIII, но и в начале XIX в. походил скорее на современную школу, чем на университет", - продолжает Филиппова. В Гарварде на протяжении XVII-XVIII вв. руководствовались принципом, принятым при Данстере: выпускник Гарварда должен знать Писание на латыни и все преподаваемые предметы настолько, чтобы каждый свой тезис был способен подкрепить как словом Писания, так и научными данными.. Судя по данным Harvard Book, в XVII-XVIII вв. более половины выпускников становились священниками, остальные - пополняли ряды государственных служащих и бизнесменов.

Ректор Генри Данстер положил также начало практике присвоения ученых степеней (как в английских колледжах) выпускникам: девять выпускников 1642 г. стали первыми бакалаврами (Bachelor of Arts). Уже в 1650-х гг. стали присваивать и степень магистра (Master of Arts). В то время это носило символический характер: уровень подготовки в Гарварде был значительно ниже, чем у обладателей этих степеней в Оксфорде или Кембридже.

В традиционном употреблении слово "колледж" означало сообщество преподавателей и учащихся, некую организованную форму обучения. Готовить ученых, то есть присуждать докторскую степень, в Европе могли только университеты. Так как в XVII в. в Америке не было университетов и негде было присваивать докторскую степень (Йельский Университет с докторантурой был основан только в 1701 г.), то руководство Гарварда в конце века решило придать ему статус университета и передать эту функцию. По инициативе ректора Инкриза Матера (1686-1701 гг.) колледж был переименован в университет (Harvard University) и начал присуждать степень доктора философии (Ph.D. - Doctor of Philosophy), став ненадолго (до основания Йеля) первым и единственным заведением во всей английской Америке, которое вправе присуждать докторскую научную степень. По всей видимости, и магистерская и докторская степени Гарварда в то время и в XVIII в. были местным и недолговременным явлением, поскольку не соответствовали уровню, принятому в Европе. Только после основания медицинского, теологического и юридического факультетов в конце XVII - начале XIX вв. Гарвард впервые начнет присуждать соответствующие магистерские степени.

В XVIII в. начала оформляться организационная структура Гарварда. Это связано, прежде всего, с растущей специализацией преподавателей. Когда конкретной отраслью знаний занимались двое и более человек, появлялась возможность их объединения в соответствующую кафедру. Так как Гарвард был ориентирован на подготовку духовенства, первой в 1721 г. стала кафедра богословия (Professorship of Divinity), основанная не сотрудниками колледжа, а по инициативе благотворителя-бизнесмена Томаса Холлиса. Первоначально кафедру составили два преподавателя. Далее, в 1726 г. появилась кафедра математики (Professorship of Mathematics), в 1727 г. - естественной философии (Professorship of Natural Philosophy).

Если кафедры были формой объединения преподавателей, то факультеты явились иной организационной единицей, в которую входили студенты в соответствии с областью знаний, на которой они специализируются. В 1782 г. учрежден первый Медицинский факультет (Medical School), остальные факультеты появились уже в XIX и начале XX вв.

В XVIII в. при ректоре Эдварде Холиоуке (1737-1769 гг.) тенденция к специализации преподавателей была закреплена: преподаватель отныне мог вести строго определенный комплект дисциплин. Этим шагом был устранен, по-видимому, один из самых архаичных элементов высшего образования в Америке Нового времени, когда весь набор предметов для каждого класса преподавал только один тьютор, что снижало качество образования.

В XVIII в. заметны некоторые изменения в образовательной программе колледжа. В 1738 г. набор основных дисциплин, таких как философия, классические языки, литература, риторика и теология, был дополнен расширенным преподаванием математики и точных наук профессором. Тем не менее, точным наукам отводилась роль вспомогательных, а все прежние предметы сохраняли основополагающее место в программе. Риторика, например, была настолько популярным предметом, что четверть всех студентов практиковала навыки ораторского мастерства в клубах и кружках (Speaking Club, Mercurian Society, Clitonian Society).

Преподавание естественных наук в колледже, как и в XVII в., сохранялось на низком уровне. Так как производство в США в конце XVIII-- начале XIX вв. не требовало еще ни серьезного развития наук, ни большого числа специалистов, высшее образование не имело экономического значения, его получение считалось частным делом, а потому предполагалось, что оно должно организовываться и оплачиваться теми, кто находит в нем личную выгоду. Поскольку Гарвард, как и другие классические колледжи, ставил целью формирование мировоззрения студента в соответствии с моделью "набожного и образованного джентльмена", естественные науки считались менее важными и менее ценными по сравнению с классическими языками и евклидовой геометрией.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы