Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)

Введение

Актуальность и постановка проблемы

Современная американская высшая школа является индикатором последних мировых тенденций. Ее цель - быть впереди мировой науки и мировой высшей школы, что и определяет общую образовательную политику, как государства, так и самих вузов.

Высшее образование США - это высокоприоритетная сфера американской государственной политики (США тратят на высшее образование в среднем около 3% ВВП, две трети из них являются государственными), от которой, по мнению федерального правительства, зависит экономическое развитие и процветание страны. Высшая школа США - это широко диверсифицированная сеть учебных заведений (более 4 тыс. послесредних учебных заведений различного уровня, более 17 млн. студентов), которая предлагает многоуровневые учебные программы с большим диапазоном профессиональной специализации.

В информационном обществе, в котором человеческому ресурсу придается большое значение, успешным становится государство, создающее благоприятные условия для выявления и реализации талантов и способностей людей и использующее их в интересах общества. Наиболее талантливые и способные представители такого общества занимают высокие, престижные позиции. Общество нуждается в подготовке такой элиты, в организации элитного образования, особенно его высшей ступени. Эту функцию в США выполняют так называемые исследовательские университеты, которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки, подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только Соединенных Штатов, но и мира (Гарвардский, Принстонский, Йельский, Стэнфордский, Колумбийский и др.). В исследовательских университетах важнейшими принципами являются отход от узкой специализации, подготовка кадров широкого профиля, обучение специалистов основным научным принципам вместо информативных знаний и конкретных навыков, и ставка на теорию, на системный подход. С такими задачами позволяет справиться сосредоточение научных школ в самых различных областях наук, обеспечивающих широкую междисциплинарную и фундаментальную базу образования, где получаемые знания постоянно поддерживаются собственными научными исследованиями преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов.

Актуальность изучения функционирования элитного высшего образования США обусловлена, по меньшей мере, двумя аспектами. Во-первых, потенциальными возможностями использования опыта американской системы, ее позитивных сторон, в России и других странах. Во-вторых, осмысление системы элитного образования важно при исследовании современных социально-экономических процессов США (в особенности социальной мобильности, социальной стратификации, рынка труда, экономического роста).

Объект и предмет исследования

Объект данного исследования - элитное высшее образование США, понимаемое как часть системы высшего (послесреднего) образования и включающее в себя круг вузов, занимающих лидирующие позиции по качеству обучения и исследовательской работы.

Предмет - Гарвардский университет как составная часть системы элитного высшего образования США и как модель устройства элитного университета.

Цели и задачи исследования

Цель работы - исследовать устройство и деятельность Гарвардского университета с точки зрения его общности с другими элитными университетами и специфики, определить на основании этого его место в системе американской высшей школы.

Задачи исследования:

  • - охарактеризовать место Гарварда в системе элитного образования: его позиции в различных рейтингах вузов, престиж в сравнении с другими вузами; установить степень влияния на систему высшего образования.
  • - исследовать историческое прошлое университета: установить основные этапы развития и их качественное содержание; проследить процесс развития на каждом из этапов, превращения его в ведущий исследовательский университет; выявить факторы, определившие основные направления этого развития; определить воздействие Гарварда на развитие других вузов.
  • - проанализировать ресурсное обеспечение деятельности университета: организационную структуру, систему управления, финансирование, професорско-преподавательский состав.
  • - проанализировать проблемы стоимости и доступности элитного образования, пути решения их Гарвардом и значение этого для системы элитного образования.
  • - рассмотреть образовательную деятельность Гарварда на всех её уровнях: политика и процедура приёма, образовательный процесс, проблемы содержания обучения, методы обучения, выпуск.
  • - представить организацию исследовательской деятельности университета, выявить приоритетные направления исследований, количественные и качественные показатели научного потенциала Гарварда.

Территориальные и хронологические рамки

Территориальные рамки данного исследования распространяются на Соединённые штаты Америки в их современных государственных границах.

Хронологические рамки охватывают современный период - начало XXI в. Для понимания роли исторической традиции в судьбе Гарварда была изучена его история с момента основания (1636 г.).

Источники гарвард университет образование элитный

Источниковую базу исследования составляют следующие группы материалов:

  • 1. Статистические данные. Этот вид источника позволяет оценить многие стороны деятельности университета, их структурные характеристики как в конкретный исторический момент, так и в динамике. В эту группу входят, во-первых, внутренняя статистика Гарварда, ежегодно издаваемая с 1995 г. в виде сборника Harvard Factbook [3]. Кроме того, многочисленные статистические данные содержат отчетные документы ректоров и руководителей подразделений Гарварда, которые отнесены к другой группе. Во-вторых, используется общая статистика по высшему образованию США, необходимая для соотнесения количественных показателей Гарварда с общеамериканскими. Это такие издания как Science & Engineering Indicators (1996-2008) [1] и Digest of education statistics (1991-2007) [2].
  • 2. Отчеты - источник, содержащий огромный пласт фактической и аналитической информации. Это ежегодные отчеты ректоров Гарварда (1826-1995 гг.)[5]; ежегодные финансовые отчеты (отчеты Казначея 1830-1995 гг. [6], отчеты Управляющей компании Гарварда 2001-2007 гг. [7]); отчеты факультетов и подразделений Гарварда (Колледжа, Колледжа Радклифф, школы Бизнеса и пр.) различного времени, содержания, объема и полноты; а также Отчет по реаккредитации Гарварда 1998 г. [8], содержащий богатый фактический материал об устройстве и деятельности университета на современном этапе.
  • 3. Информационные ресурсы сайта Гарварда Harvard.edu. Это многочисленные материалы, созданные с целью самопрезентации университета [30-36]. Они позволяют судить о целях, приоритетах и политике руководства университета в различных областях деятельности университета; а также предоставляют фактические данные о его внутреннем устройстве, образовательном процессе и исследовательской деятельности. В то же время, в силу своих целей и задач, это самый необъективный источник из всех используемых. В число материалов сайта входят:
    • - справочные материалы: брошюры для студентов и родителей, каталоги программ образовательных и научных подразделений.
    • - материалы новостного, публичного, характера: релизы, проекты развития отдельных направлений, доклады руководителей подразделений.
    • - электронная система архивов Гарварда: помимо источников, которые мы включили в другие группы, она содержит значительные по содержанию описания органов управления и некоторых структурных подразделений университета, истории их появления и трансформации.
    • - прочие источники: фото, видео, мультимедиа - полезные для более глубокого понимания устройства и деятельности Гарвардского университета.
  • 4. Материалы по ранней истории Гарварда:
    • - антологии: Harvard Book (1875)[11], Views on Harvard (1860) [10]- включающие в себя описания (зачастую нарративного характера) Гарварда от основания до середины XIX в., а также иллюстрации.
    • - исторические повествования: 2-томная "История Гарварда" (1830) [14], написанная ректором Дж. Куинси и "История Гарварда от его основания до периода Американской революции" (1833) [13], написанная библиотекарем Гарварда Бенджамином Персом.
    • - исторические исследования. В американской литературе истории Гарварда посвящено значительное внимание. Нам доступны в ограниченном виде две работы по этому вопросу, наиболее фундаментальные и высоко оцененные другими американскими авторами. Первая - "Три столетия Гарварда" Сэмюэла Э. Морисона, охватывающая период существования Гарварда с основания (1636 г.) до 1936 г. Морисон детально представляет эволюцию Гарварда от пуританского колледжа до высококлассного исследовательского университета, его место в американской образовательной системе, связь с ней, рынком и обществом на разных этапах. Монографию Морисона логически продолжает другая крупная работа Мортона и Филлис Келлер "Становление современного Гарварда: подъем университета Америки", рассматривающая процесс превращения Гарварда из крупного, но не лидирующего, местного университета времён ректора Н. Пьюзи (с 1933 г.) в современный университет мирового значения. Все авторы отмечают особое место Гарварда в историческом развитии образовательной системы и культуры Америки, как образца для других вузов. Мортон и Филлис Келлер в своей работе обозначают роль Гарвардского университета и на современном этапе, представляя его как лидирующий среди всех вузов США и мира.
  • 5. Данные различных рейтингов вузов дают оценить место Гарварда в американском и мировом высшем образовании, соотнести по определенным критериям его с другими вузами, а также предоставляют некоторые статистические данные, недоступные на других ресурсах. Это американские рейтинги: Классификация Карнеги (версий 2005, 2008) [16]; "National Universities: Top Schools" от издания US News and World Report (2005-2008) [18]; Центр измерения качества исследовательских университетов Университета Флориды, затем Университета Аризоны (1994-2008) [17]; и мировые рейтинги: Times educational supplement (2005-2007) [19], Рейтинг Шанхайского университета (2007) [20].
  • 6. Большая группа материалов - средства массовой информации - обеспечивают нас многочисленными фактическими сведениями и под этим углом изучения являются важным источником исследования. Это, во-первых, собственные гарвардские издания (The Crimson (с 1873 г.), Harvard Magazine (с 1996 г.) и Harvard Gazette (с 1996 г.) [24-26] и, во-вторых, материалы американских СМИ (по проблемам высшего образования: The Chronicle of Higher Education, Inside Higher Ed; общеамериканские издания: New York Times, Boston Globe, Newsweek, USA Today, US News and World Report, BusinessWeek, Washington Post, New Yorker), касающиеся Гарварда и общих вопросов элитного высшего образования [21-23; 27-33].

Литература

В отечественной литературе проблемы элитного американского высшего образования освещаются в контексте высшего образования США в целом. Специальных научных работ об элитном высшем образовании США и Гарвардском университете, насколько нам известно, в России пока нет. Элитные университеты США привлекают внимание российских авторов как важный компонент образовательной системы с исследовательской точки зрения, а также как образец устройства университета, изучаемого с целью возможного использования зарубежного опыта в России.

При изучении американского высшего образования и места Гарвардского университета в нем, наиболее ценными представляются обобщающие труды Л. Д. Филипповой (1981), Э.Ю. Кавериной (2005, 2007), Л.Ф. Лисса (1994-95, 2000) , А.И. Галагана (2001-2003), а также переведенная на русский статья Мартина Троу (1989). В них раскрываются вопросы устройства, эволюции и специфики американской системы высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки научных кадров и исследовательской деятельности университетов США, при этом в качестве примера рассматриваются лучшие исследовательские университеты, в том числе Гарвардский.

Справочный, поверхностный, характер носят многочисленные публицистические статьи (Гаков В., Калишевский М., Карлов Н.В., Романова М. и др.). Отдельную группу составляют исследования американской системы высшего образования сравнительно-прикладного назначения: материалы научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова (2005, 2006) и материалы круглых столов и конференций по проблемам современного высшего образования.

Кроме того, отдельные аспекты деятельности высшей школы США: некоторые тенденции развития (Дельбланко Э., Джонсон Г., Джонстоун Д., Лесли Л., Юдкевич М.М.); проблемы финансирования (Гуриев С.М., Каратеев А.Ю.), образовательные программы и их содержание (Дельбланко Э., Кузьминов Я.Ю., Никандров Н.Д., Фетисов Э.Н., Сигнатуллин И.Н., Степанова О.Ю., Юдкевич М.М.),, государственная политика в области образования (Васильев В.С.), социально-экономическая роль высшего образования (Супян В.Б.) нашли отражение в отечественной и переведенной на русский язык научной литературе.

Если российская наука рассматривает американскую образовательную систему как эффективную модель и при изучении делает акцент преимущественно на её сильные стороны, то американские исследователи с большим критицизмом оценивают состояние системы высшей школы США. Они уделяют большое внимание реформам и изменениям в ней, указывают на негативные тенденции и кризисные явления, рассматривают перспективы развития высшей школы, прогнозируют тенденции функционирования ее в XXI в.

Один из крупнейших экспертов в области американского элитного высшего образования Кларк Керр, бывший ректор Университета Беркли, в 1960-х гг. разработал модель современного исследовательского университета, которая получила название "мультиверситета". Концепция Керра будет изложена в разделе о методологии и методике исследования. Отметим лишь, что всё сказанное Керром целиком характерно для Гарварда, который он рассматривает как типичный пример, образец мультиверситета.

Наиболее многочисленна литература по конкретным проблемам функционирования современного американского элитного высшего образования и Гарварда в частности. Характерной чертой работ американских авторов является их оценочная окраска: в силу высокой актуальности проблемы в высшей школе представляются как системные, как проявления глубокого кризиса, а перспективы их разрешения маловероятными. Наиболее эмоциональны и полемичны работы M. Синотт (1979), Р. Дуса (2005), Дж. Карабель (2005), В. Боуэн (2006), Д. Голден (2007), издаваемые в последние годы и посвященные проблемам допуска студентов в элитные вузы: системе отбора студентов, высокой стоимости обучения, неравенству и дискриминации при приеме.

Другой острой проблемой высшего образования, и элитного в частности, в американской литературе является коммерциализация вузов. В работах этой тематики (Д. Бок (2003), К. Ньюфилд (2003), С. Слотер (2004)) исследуются взаимоотношения вузов со спонсорами (будь то федеральное правительство, бизнес или частные лица), проблемы зависимости университетов от последних, накопления громадных капиталов и негативные последствия этого.

Отдельную группу составляют работы, посвященные проблемам содержания и качества обучения. На протяжении последнего десятилетия ведущими специалистами США (Д. Бок, Д. Левайн, С. Катц) дискутируется проблема разработки новой модели программы так называемого либерального образования (на уровне колледжей). Вопросы содержания элитного профессионального образования в современной литературе (Д. Бок, Н. Руденстайн, оба - бывшие ректоры Гарварда) носят менее радикальный характер: предполагается не пересмотр, а совершенствование и доработка существующей программы в направлении повышения качества преподавания, практической значимости, "осовременивания" содержания обучения.

Эти и другие проблемы современных элитных университетов (финансирование, конкуренция вузов) активно освещаются в прессе, позволяющей не только отслеживать новейший фактический материал, но и учитывать мнения экспертов в области образования.

Методология и методика исследования

Основой для анализа состояния и развития Гарварда в истории и на современном этапе стали общие положения теории систем. Мы исходим из того, высшее образование и отдельный вуз как его составная часть представляют собой системы с рядом базовых признаков.

  • 1. Целенаправленность - функциональная направленность на решение общих социальных задач, поставленных обществом перед соответствующей системой. Высшая школа ориентирована на реализацию всех составляющих культурогенного процесса, а именно: производства, хранения и трансляции потребления социально значимых знаний (информации). Результирующей функцией высшей школы, в конечном итоге, является весь культурогенный комплекс, включая как производство, хранение и трансляции знаний (информации), так и формирование социально заданного типа личности.
  • 2. Наличие собственного материального тела -- специфических учреждений, реализующих в своей деятельности целевые функции системы. Таковыми являются научные, разработочные, информационные, образовательные структуры конкретных вузов. Вуз является той элементарной ячейкой, которая реализует в полном объеме или частично цели и задачи системы высшей школы; и сам является системой.
  • 3. Формализация и унификация учреждений - функциональных ячеек системы по особенностям их организации и функционирования (организационной структуре, целям и содержанию деятельности). В силу направленности и содержанию своей генеральной деятельности, вузы имеют собственные подразделения, которые формализованы и унифицированы в соответствии с императивами (установками, ценностями, нормами, предписаниями) этой деятельности. Деятельность вуза формализуется и унифицируется как на уровне их аккредитации и лицензирования, государственным законодательством, так и внутренними актами (уставы, приказы, распоряжения) и этической традицией (этос исследователей, хранителей информации, учащих и учащихся).
  • 4. Взаимодействие учреждений между собой в процессе функционирования - формально или традиционно закрепленное разделение труда между ними, обмен результатами деятельности, функциональная взаимосвязь и взаимозависимость. На уровне всего высшего образования такое взаимодействие выражается в отношениях вузов между собой, с бизнесом, обществом и государством; на уровне отдельного вуза как системы - в координации деятельности между всеми его подразделениями (административными, научными, образовательными, вспомогательными и др.), персоналом, преподавателями, студентами.
  • 5. Внутрисистемные управление и контроль организуют единство функционирования входящих в систему учреждений вплоть до создания специализированных внутрисистемных управленческих и контрольных структур. Это реализуется в специальных государственных и общественных учреждениях на уровне всего высшего образования, и в административном аппарате отдельного учебного заведения.
  • 6. Внутрисистемная рефлексия - самопознание системы вплоть до развертывания специальных исследовательских подразделений. Исследования различных аспектов деятельности высшей школы, ее социальных позиций и особенностей функционирования в качестве целостной социальной системы интенсивно развиваются в рамках педагогических, психологических, науковедческих, социологических, экономических, исторических, юридических, философских исканий как в отдельных вузах, так и на межвузовской и международной основе.
  • 7. Относительная замкнутость системы как по своим функциям, так и по их исполнению - приоритет системы в решении соответствующих ее функциям задач и в признании со стороны полученных результатов; наличие внутри системы учреждений, работающих только на исполнение потребностей самой системы.
  • 8. Консерватизм как способ самосохранения системы: любая система сопротивляется изменениям, воспринимая их как опасность для своего существования в качестве системы. Вузовский консерватизм проявляется, прежде всего, в сохранении некоторых традиционных моментов (зачастую носящих символический характер) исторического развития сообщества учащих и учащихся (вузовский корпоративизм, например), в традиционном отстаивании им своего права на тот или иной вариант академической свободы, без которой немыслимы как образовательная, так и исследовательская деятельности.

Хотя, как отмечено выше, система высшего образования характеризуется относительной замкнутостью, в целом она принадлежит к так называемым открытым системам, т. е. находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой как ближнего (территориального, регионального), так и отдаленного (национально-государственного, глобального) характера. Из внешнего мира она получает ресурсы для своего существования, запросы на продукцию своей деятельности. Результаты последней в виде нового научного знания, всего комплекса накопленной информации, квалифицированных кадров специалистов она передает во внешний мир.

Кроме того, высшая школа в целом и отдельный вуз могут исследоваться с точки зрения функционализма. Главные функции высшей школы задаются ее принадлежностью к соответствующим социальным институтам. Исходя из этого главные социальные функции современной высшей школы могут быть охарактеризованы как общесоциальные и сформулированы следующим образом.

  • 1. Образовательно-социализаторская функция (ОСФ), задаваемая социальным институтом образования, - трансляция социально значимой информации и формирование на этой основе социально заданного типа личности.
  • 2. Исследовательско-разработочная функция (ИРФ), задаваемая социальным институтом науки, - производство научных знаний, их включение в существующий корпус науки как системы знаний, их преобразование к возможному практическому потреблению.
  • 3. Информационная функция (ИнФ), задаваемая социальным институтом информации, -- аккумулирование, хранение и преобразование в удобный для потребления вид уже функционирующей в обществе информации.

В системе высшей школы эти три функции всегда присутствуют и находятся в постоянном взаимодействии. Что же касается конкретного вуза, то в этом случае возможны некоторые вариации. Поэтому возможно существование двух групп вузов по наличию в них общесоциальных функций:

  • - исследовательско-образовательные (какими являются ведущие вузы США), осуществляющие все три функции: образовательно-социализаторскую, исследовательско-разработочную, информационную;
  • - образовательные, сосредоточенные на педагогической деятельности и осуществляющие поэтому лишь две функции: образовательно-социализаторскую и информационную.

Дальнейшее структурирование функций предопределяется спецификой их потребителей. Сферы социальной жизни могут быть приняты за аккумулятор всего разнообразия бытующего в современном мире социального запроса на продукцию высшей школы. Через сферы социальной жизни общество создает, формулирует свой запрос на продукцию высшей школы. Тем самым последней задается серия функций, которые могут быть обозначены как политическая, экономическая, культурная.

Кроме того, нами применен метод моделирования. В данной работе Гарвардский университет представлен как модель американского исследовательского университета. Модель исследуемого объекта (элитное высшее образование) представляет собой систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Модель может иметь несколько функций: 1) измерительную (измерение социальных характеристик); 2) описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); 3) объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), 4) критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), 5) предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Нами в большей степени решались измерительная, описательная и объяснительная задачи и частично - критериальная и предсказательная.

Необходимо учитывать несколько нюансов моделирования:

  • - модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии;
  • - в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования;
  • - модель служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

Метод моделирования в рамках системного подхода позволяет рассматривать Гарвард и выстроить его детальное описание как отдельной системы, так и на основании его устройства и функционирования судить о других элитных вузах США и высшей школе в целом.

Наряду с системным и функциональным подходами и методом моделирования в работе применяются статистические методы, специально-исторические методы анализа: историко-сравнительный и историко-генетический.

Понятийный аппарат

Многие принятые в США термины, связанные с высшим образованием, практически не используются в русском языке или не имеют точных аналогов и в ходе работы потребуют специального объяснения. Кроме того, необходимо раскрывать некоторые термины экономики и бизнеса. Используемые понятия разбираются в соответствующих главах.

Здесь мы рассмотрим важнейшие для исследования понятия "элитное высшее образование", "элитный университет" и "исследовательский университет".

Слово "элита" через французское "elite" восходит к латинскому "electus" и означает отборную, лучшую часть чего-то. Под "высшим образованием" в США понимаются все заведения послесреднего общекультурного и профессионального обучения.

Применительно к западной системе высшего образования, исследователи не склонны разделять термины "университет", "элитный университет" и "исследовательский университет", подразумевая, что они одинаково соответствуют некоторой группе вузов, обладающих определенными общими признаками.

Как указывают В.Н. Врагов, В.Е. Ильин и Л.Ф. Лисс, "Под термином "элитарный университет", или "классический университет", понимаются высшие учебные заведения разных стран, независимо от их конкретных наименований ("университет", "институт", "академия" и т.д.), которые могут предоставить учащимся университетское образование в полном его объеме. Определение такого вуза как "элитарного" представляется предпочтительным, ибо оно точнее определяет тот неоспоримый факт, что если высшее образование может быть относительно массовым, то университетское таковым быть не может".

Рассмотрим, как трактуется понятие исследовательского университета в Соединенных штатах.

Один из крупнейших экспертов в области американского элитного высшего образования Кларк Керр, бывший ректор Университета Беркли, в 1960-х гг. сформулировал модель современного исследовательского университета, которая получила название "мультиверситета". В своей работе "Назначение университета" он указывает на отличие мультиверситета от предыдущих высших учебных заведений. Мультиверситет - это сложная саморегулирующаяся совокупность относительно автономных систем с обучающей, исследовательской, проектной, коммерческой и другими составными частями, которая предполагает наличие сильного координирующего центра общеуниверситетского управления. Мультиверситеты ориентированы на приоритетные направления федеральной научной политики, имеющей целью обеспечение воспроизводства высокого уровня специалистов, первоочередную поддержку фундаментальной науки. Кроме того, мультиверситеты, как правило, сосредотачивают у себя специалистов по всему спектру научного знания или значительной части его.

По классификации Фонда Карнеги по содействию прогрессу в преподавании (The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching) - наиболее авторитетной аттестующей организации в области высшего образования в США - все американские послесредние учебные заведения (всего их было 4392 в 2005 г.) составляют несколько групп, отобранных по определенным критериям. По классификации Карнеги 2005 г. , это следующие группы:

I. Университеты, присуждающие докторские степени, - это все исследовательские университеты. Это университеты, присуждающие не менее 20 докторских степеней в год и лидирующие по следующим критериям интенсивности научной деятельности: расходы на исследования и разработки, исследовательский персонал (численность постодокторантов, занятых в исследованиях). Такие университеты, в зависимости от соотношения этих критериев, составляют 3 подгруппы:

  • - Исследовательские университеты c очень высокой исследовательской активностью (Doctorate-granting Universities: very high research activity). 96 вузов (2,2 % от всех послесредних учебных заведений). В эту группу входят лучшие исследовательские университеты (в том числе Гарвард), с самыми высокими показателями выпуска докторов, затрат на исследования, численности постдокторантуры.
  • - Исследовательские университеты с высокой исследовательской активностью (Research Universities: high research activity), их насчитывается 103 (2,3 %).
  • - Исследовательские университеты с докторантурой (Doctoral/Research Universities), 83 (1,9 %).

II. Колледжи и Университеты, присуждающие магистерские степени (Master's Colleges and Universities). Присуждают по меньшей мере 50 степеней магистра в год и менее чем 20 - доктора. Они также состоят из 3 подгрупп (Магистерские колледжи и университеты с "обширной" (larger programs), "средней" (medium programs) и "небольшой" (smaller programs) программами.

III. Бакалаврские колледжи (Baccalaureate Colleges). Количество присуждаемых степеней бакалавра составляет не менее 10 % от всех степеней колледжа, а также менее чем 50 магистерских или 20 докторских степеней. 3 подгруппы: Колледжи свободных искусств (предоставляющие общее либеральное образование), Колледжи по определенным областям (Diverse Fields), Профессионально-бакалаврские колледжи (Baccalaureate/Associate's).

IV. Профессиональные колледжи (Associate's Colleges). Многочисленные профессиональные вузы, присуждающие менее чем 10 % бакалаврских степеней от общего количества.

V. Специализированные институты (Special Focus Institutions). Вузы, сконцентрированные на одной области знаний: юридические, медицинские, религиозные и т.п.

VI. Этнические колледжи (Tribal Colleges). Вузы для этнических индейцев.

Если американцы ищут минимальный круг критериев исследовательского университета, то российские исследователи формулируют понятие "исследовательского университета" на основании обширного набора его характерных признаков, формулируя тем самым модель такого университета.

В.Н. Врагов, В.Е. Ильин и Л.Ф. Лисс выделяют следующие основные принципы функционирования элитных университетов: 1) полифункциональность, 2) ориентированность на науку, 3) ориентированность на подготовку и переподготовку специалистов высшей квалификации, 4) ориентированность на сферу высоких технологий, 5) универсализм (многопрофильность), 6) квалифицированность и фундаментальность, 7) фондовооруженность, 8) открытость и кооперированность, 9) целенаправленность, 10) активность и инициативность, 11) отзывчивость, 12) гибкость, 13) селективность, 14) интеллектуальность, 15) коммуникативность, 16) корпоративность, 17) структурность, 18) академическая свобода, 19) лидерство. Подобный подход характерен для А.И. Галагана, Е.Водичева, Я.Б. Коверникова, К.К. Архиповой и Д.А. Хитяевой. Л. Карабущенко дополняет этот перечень следующими образующими компонентами элитного университета: 1) конкурсный отбор педагогических кадров; 2) использование в учебном процессе качественно новых методических средств обучения; 3) конечный продукт - "поштучный" выпуск Личностей с высоким коэффициентом образованности; 4) создание банка данных выпускников, с целью их рекламы на рынке труда.

Нетрудно заметить, что выделенные принципы неравнозначны: одни носят более широкий, обобщающий характер, другие -- более конкретны, ограничены. Все они справедливы для характеристики ведущих американских исследовательских университетов.

В подведение итога скажем, что, следуя общепринятому употреблению, мы рассматриваем и используем понятия элитного и исследовательского университета как равнозначные.

Место Гарвардского университета в рейтингах

В системе американского высшего образования Гарвард - один из элитных, наиболее престижных университетов. О месте, занимаемом Гарвардом в конкурентной среде вузов США, свидетельствуют рейтинги, которые разрабатываются аттестующими организациями, исследователями в области образования и публикуются в авторитетных изданиях. Конкуренцию Гарварду составляют университеты, входящие наряду с ним в так называемую Лигу Плюща (Ivy League) и традиционно считающиеся элитными: Дартмут, Йель, Принстон, Университет Брауна, Колумбийский, Корнельский, Пенсильванский, а также университеты, не входящие в Лигу, но не менее знаменитые - такие, как Стэнфорд и Беркли.

Издание The Times в ежегодных общемировых рейтингах "Higher Education Supplement" (THES) лучшим университетом всего мира в 2005-2008 гг. называет Гарвард (до этого он занимал 1 место в североамериканском рейтинге). В разработке этого рейтинга участвуют более тысячи ведущих ученых в области высшего образования из десятков стран мира, что делает "Higher Education Supplement" наиболее объективным и авторитетным рейтингом вузов во всем мире. Авторы рейтинга использовали методологию, основанную на процентном соотношении различных критериев. Чем больше сумма баллов, начисленных университету по всем показателям, тем выше его место в рейтинге.

Эти критерии оценки были следующие:

  • 1) Мнение специалистов в области высшего образования: ученых, ректоров, преподавателей, а также работодателей выпускников каждого из вузов - 40 %. Были учтены суждения каждого из 2 375 опрошенных экспертов в 2004-05 гг..
  • 2) Цитируемость научных работ, написанных преподавателями университетов в 1995-2005 гг. - показатель исследовательской активности преподавательского состава, а также того, насколько быстро в образовательный процесс внедряются новейшие достижение науки - 20 %.
  • 3) Коэффициент числа преподавателей от числа студентов - 20 % - важный, по мнению составителей, показатель качества обучения. Чем больше преподавательский состав вуза, тем больше внимания уделяется студенту, тем активнее он вовлечен в образовательный процесс и в исследовательскую деятельность,
  • 4) Процент иностранных преподавателей от общего числа - 5 %.
  • 5) Процент иностранных студентов - 5 %. Два последних критерия свидетельствуют об ориентации вуза на международное сотрудничество, что, по мнению авторов рейтинга, в контексте глобализации имеет немаловажное значение.

Другой мировой рейтинг вузов ежегодно готовит Институт высшего образования Шанхайского университета в Китае. В нём в последние годы (2005-2008 гг.) также лидирует Гарвардский университет. Он построен на базе четырех основных критериев, некоторые из которые включают в себя подкритерии. Вес критериев и подкритериев также выражен в количественном (процентном) показателе:

  • 1) Качество образования (количество выпускников заведения, получивших за свои достижения в течение карьеры наивысшие отличия в своей отрасли и Нобелевскую премию) -- 10%;
  • 2) качество преподающих профессоров -- 40%:
    • - количество профессоров, которые получили наивысшие отраслевые награды и Нобелевские премии и активно преподают студентам в университете - 20 %.
    • - широко цитируемые исследователи в двадцати одной расширенной категории исследований плюс искусство, гуманитарные и социальные науки (Highly cited researchers in 21 broad subject categories) - 20 % веса.
  • 3) результаты научных исследований -- 40%;
  • - количество публикаций в научных журналах Nature и Science - 20%.
  • - публикации оригинальных экспериментальных данных и прочие публикации в журналах, у которых высокий индекс цитирования, то есть в наилучших специализированных журналах - 20 %.
  • 4) академическая успеваемость в соответствии с размером заведения -- 10%.

Таким образом, даже при различной методологии (если количественной оценке научного потенциала вуза в THES придается 20 % веса, то в шанхайском - 80 %) Гарвард считается лучшим университетом мира.

По данным US News and World Report - самого популярного в США гида по вузам для абитуриентов, - с начала 1990-х гг. и по сегодняшний день Гарвард входит в тройку лучших университетов, то выдвигаясь на первое место, то уступая его Принстонскому или Йельскому университетам.

Авторы этого рейтинга используют сходную с предыдущими методологию, основанные на процентном соотношении различных критериев.

Применительно к элитным университетам авторами US News выделено 6 категорий критериев, каждая из которых имеет свой удельный вес в оценке качества вуза, выраженный в процентах:

  • 1) Оценка руководством вузов (ректоры, проректоры и деканы - те, кто в состоянии и компетентны судить об академической репутации учебного заведения) - 25 %. US News, как видно, доверяет, в первую очередь, мнению специалистов в области высшего образования. Из 4 089 человек, к которым обратились исследователи, откликнулись 58 % (2 372 чел.). Они оценивали вузы и их образовательные программы по пятибалльной шкале.
  • 2) Удержание студента в процессе обучения - 25 %. Чем выше процент студентов, поступивших и вернувшихся в вуз следующей осенью, а также тех, кто его окончил, тем большей оценки, по мнению авторов рейтинга, заслуживает учебное заведение.
  • а) 80 % отводилось показателям удержания студента в течение всего срока обучения (с 1996 г.),
  • б) доля вернувшихся в вуз осенью второкурсников имеет вес в 20 %.
  • 3) Преподавательский состав - 20 %. Авторы рейтинга ссылаются на тот факт, что чем лучше отношения и активнее контакты студентов с преподавателями, тем интенсивнее будут учиться студенты и более вероятно, что они окончат вуз. Здесь учитывались такие показатели, как:
    • а) численность студентов в учебной группе. В 30 % оценивался процент групп с 20 и менее студентами и в 10 % - с 50 или более. Авторы считают, что вуз тем лучше, чем больше в нем доля небольших учебных групп и меньше - больших.
    • б) средняя заработная плата преподавателей - 35 %,
    • в) 15 % отведено распределению научных степеней среди преподавательского состава,
    • г) коэффициент численности преподавателей относительно числа студентов - 5 %,
    • д) количество штатных преподавателей - 5 %.
  • 4) Отбор студентов (при поступлении в вуз) - 15 %. Способности и амбиции абитуриентов во многом предопределяют будущую академическую успеваемость и исследовательскую активность студентов вуза. Учитывались, таким образом:
    • а) средний балл вступительного экзамена SAT или АСT, которым определяются требования вуза к студентам - 50 %,
    • б) соотношение поступивших в вузс теми, кто вошел в 25 % лучших выпускников средних школ 2005 г. - 40 %,
    • в) коэффициент поступивших от общего числа абитуриентов имел вес в 10 %. Эта величина свидетельствует о вступительном конкурсе.
  • 5) Финансовые затраты - 10 %. Учитывались: расход средств на одного студента, на исследования, на образовательный процесс, службы сервиса.
  • 6) Пожертвования выпускников (показатель удовлетворения полученным образованием) - 5 %

В итоговом рейтинге лучший в каждой из категорий вуз оценивался в 100 баллов, показатели остальных вычислялись пропорционально и округлялись до целого числа. Далее, с учетом удельного веса каждого показателя, определялся итоговый балл вуза, на основании чего в конечном счете они ранжировались.

Центр измерения качества исследовательских университетов (The Center of measuring of research universities' performance) Университета Флориды, затем Университета Аризоны не признает пропорциональных систем оценки качества вуза по всем критериям сразу.

Авторы утверждают, что в зависимости от выбранного показателя можно составлять разнообразные рейтинги и сведение их единый список потеряет всякий смысл.

Ежегодные исследования Центра в последнее десятилетие выдвигают Гарвард на первое по ряду показателей. Это прежде всего финансовое положение: объемы частных субсидий; и качество преподавательского состава: число членов Национальной Академии среди преподавателей вуза; количество научных наград среди профессорско-преподавательского состава вуза и др.

Таким образом, Гарвард является лидером среди других университетов в трех основных "категориях":

1. Финансовое состояние. Оно определяется преимущественно объемами частных пожертвований: состоятельных выпускников и различных организаций. Сумма частных субсидий Гарварду составила 25,5 млрд. долларов в 2005 г.. Для сравнения Йель, который по этому показателю занимает второе место, получил от пожертвователей 15, 2 млрд. долларов.

Практическая неограниченность Гарварда в средствах позволяет обеспечить наилучшие условия для образовательной и исследовательской деятельности, принимать наиболее способных студентов независимо от их финансового положения (что способствует, в свою очередь, высочайшему уровню профессиональной подготовки), привлекать к разработкам ведущих ученых со всего мира, создавать и развивать новейшие научные направления.

  • 2. "Избирательность" (selectivity). Конкурс в университет - показатель его популярности и престижа. До конца 1990-х гг. самый высокий показатель конкурса удерживал Йель. Но в результате кампаний по расширению финансовой помощи студентам Гарварда в XXI в. число абитуриентов из малообеспеченных семей резко возросло, вследствие чего политика приема стала более избирательной, доля принятых среди общего числа абитуриентов еще более сократилась. Пройдя тщательный отбор, в Гарварде остаются и продолжают учебу наиболее способные и талантливые студенты, что также обеспечивает реализацию наиболее эффективной образовательной программы и, как следствие, высокое качество выпускников.
  • 3. Качество профессорско-преподавательского состава. Среди сотрудников Гарварда наибольшее число членов Национальной Академии США, лауреатов Нобелевской премии и других научных наград - в сравнении не только с американскими, но и всеми университетами мира. Возможность привлекать к работе в Гарварде лучших ученых со всего мира была достигнута во многом благодаря материально-финансовой обеспеченности и исключительно комфортным условиям для научных исследований.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гарвард как модель американского элитного исследовательского университета (начало XXI века)
ВведениеГлава I. История Гарвардского университета1. Пуританский период1.1 Возникновение и становление колледжа1.2 Образовательный процесс1.3 Источники и проблемы финансирования1.4 Студенты и преподаватели2. Трансформационный период2.1 Ключевые тенденции2.2 Кризис середины XIX века2.3 Преобразования Ч. Элиота3. Новейший период3.1 Политика приема и финансовой помощи студентам в ХХ веке3.2 Источники и динамика финансирования в ХХ веке3.3 Образовательная программаГлава II. Ресурсы университета1. Организационная структура Гарвардского университета2. Система управления университетом2.1 Ректор и проректор2.2 Корпорация2.3 Наблюдательный совет2.4 Система комитетов2.5 Управляющая компания Гарварда2.6 Вице-президенты2.7 Руководство факультетами3. Финансы3.1 Источники самофинансирования3.2 Частное финансирование3.3 Федеральное финансирование3.4 Структура расходов Гарварда3.5 Система финансового распределения4. Профессорско-преподавательский состав ГарвардаГлава III. Образовательная и научная деятельность Гарварда1. Система приема студентов1.1 Конкурс1.2 Политика и процедура отбора2. Проблема доступности обучения2.1 Стоимость обучения2.2 Финансовая помощь2.3 Развитие финансовой помощи в XXI в. и ее значение3. Образовательная деятельность3.1 Бакалавриат3.2 Магистратура и докторантура3.3 Обучение без получения степени4. Выпуск4.1 Система степеней4.2 Численность и состав выпуска4.3 Выпуск по специализациям5. Исследовательская деятельность ГарвардаЗаключениеСписок источников и литературы