Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Жизнь и творчество Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)

Жизнь и творчество Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)


Тема урока: Жизнь и творчество Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)

Цели:

1. Образовательные:

– Познакомить с жизнь и творчеством певца.

– Вызвать интерес к его музыкальным ролям.

– Показать разносторонность творческого амплуа Шаляпина.

2. Развивающие:

– Развивать эстетические чувства учеников.

– Развивать способность сопоставлять музыкальные образы.

3. Воспитательные:

- Воспитывать «культуру слушателя».

- Воспитывать чувство патриотизма.

Культурологические понятия: частная опера.

Оборудование и наглядность:

Портреты Шаляпина в разных образах, выставка книг, посвященных певцу, аудиозапись отрывка из оперы «Демон» и из оперы «Русалка» (ария Мельника), фрагмент из фильма «Дон Кихот».

Литература:

1. Константин Коровин вспоминает.../ Вступ. ст. И. Зильберштейна и В. Самкова.- М., 1971.

2. Летопись жизни и творчества Ф.И.Шаляпина в 2-х т. / под ред. Котлярова Ю., Гармаша В.

3. Кудрявцев Э. «Тайна феномена Шаляпина» // Нева, 2005 № 6.

Эпиграф: Федор Шаляпин - лицо символическое, в русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин... Максим Горький

шаляпин театр певец творчество

План урока

1. Оргмомент (1 мин.).

2. Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).

3. Слово о Шаляпине (20 мин).

4. Прослушивание музыкальных фрагментов и беседа (15 мин.)

5. Итог урока (5 мин.).

6. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

I. Оргмомент

II Психологическая подготовка:

Не так давно отмечалось 135-летие со дня рождения Ф.И. Шаляпина. По мнению Д.С. Лихачева русская культура держится на двух столпах - Андрей Рублев и А.С. Пушкин. Но если обратить внимание на слова Горького, ставшие эпиграфом к нашему занятию, то можно утверждать, что третьим столпом нашей культуры является Шаляпин.

III Слово о Шаляпине:

Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное -- закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец -- в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не держался. К тому же писарское дело ему не нравилось. Призвание свое он шел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос же вернулся, но только не дискант, а баритон).

Первой вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия комической опере «Певец из Палермо». Затем он с удивительной быстротой стал овладевать репертуаром. Помимо хоровых ему стали поручать сольные партии. Когда сезон кончился, Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача. Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю Азию, потом в Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля, но успел выступить только в нескольких спектаклях. Труппа распалась. Оставшись без денег, Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь некоторое время случайными заработками. Потом устроился писцом в управление Закавказской железной дороги. Вскоре им заинтересовался знаменитый тифлисский учитель пения Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно.

Учение его шло успешно. Через несколько месяцев он уже публично выступал в концертах, организуемых тифлисским Музыкальным кружком. Его имя стало известно, и он получил приглашение в тифлисский оперный театр. Таким образом, в 1893 г. Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Репертуар театра был огромен. За один сезон Шаляпину пришлось разучить двенадцать партий из различных опер. Справиться с этим он смог лишь благодаря своему исключительному таланту. Публика оценила его сразу и по достоинству. В 1894 г. Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в Большой театр, как он предполагал сначала, ему не удалось, но его взяли в оперную труппу Петросьяна. Шаляпин поехал в столицу. Через два месяца театр Петросьяна прогорел. Шаляпин не хотел уезжать из Петербурга и вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция Мариинского театра. После прослушивания в феврале был заключен контракт на три года.

Первый год он выступал на вторых ролях. Только под конец сезона, в апреле 1896 г., заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил на себя внимание исполнением партии Мельника в «Русалке». Огромный успех у публики и благоприятные отзывы прессы сразу сделали Шаляпина известным. Летом он получил приглашение поехать в Нижний Новгород, чтобы выступать во время Нижегородской ярмарки в частной оперной труппе Саввы Мамонтова. В эту пору Мамонтов приступил к воплощению своей давней мечты: он хотел создать чисто русский оперный театр.

Все предприятие было организовано с исключительным размахом, так что затмило даже постановки императорских театров. Шаляпин согласился без колебаний. Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного. Опера эта прежде почти не ставилась, предшественников в исполнении своей роли Шаляпин не имел. Он работал над ней с редким воодушевлением.

Сезон 1897/98 гг. был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифая в «Хованщине» Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова. В следующем сезоне его популярность была подкреплена блестящим исполнением роли Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери». Подлинно шекспировских высот достиг Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского.

Осенью 1899 г. Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром.

Первое же появление Шаляпина на сцене Большого было встречено бесконечными громовыми аплодисментами. Очарованная успехом Шаляпина дирекция стала одно за другим вводить в репертуар те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха. В 1901 г. Большой театр поставил «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и Сальери» -- все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой.

В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина. В 1900 г. он получил приглашение от Миланского театра La Scala исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото. Признание итальянской публики стоило многого -- на следующий день Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. После этого он почти каждый год отправлялся в зарубежные гастроли, выступал в Монте-Карло и Ницце.

В мае 1907 г. Дягилев в первый раз организовал в Париже выступление русских артистов под названием «Русские сезоны за границей». Дягилев привез в Париж целый оперный спектакль -- «Бориса Годунова» с Шаляпиным в заглавной партии.

В те же годы Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе. Специально для Шаляпина французский композитор Массне пишет в 1910 г. оперу «Дон Кихот». Шаляпин, вдохновленный Сервантесом, сумел внести в свою роль огромный внутренний трагизм. И в дальнейшем Дон Кихот оставался одной из лучших его ролей.

С началом Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились. Вплоть до 1920 г. он безвыездно прожил в России. Но и в эти годы его артистическая деятельность была очень интенсивной. В 1916 г. он окончательно ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе Аксарина и Частной опере Зимина. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых.

В апреле 1918 г. он вернулся в Мариинский театр, который перестал быть императорским. В это время театр переживал тяжелый кризис. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав дирекции театра и фактически стал его художественным руководителем.

С 1920 г. возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. После многолетнего отсутствия его концерты в Европе и Америке имели триумфальный успех. В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое время приехал в Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь отправился на гастроли, из которых в Россию уже не вернулся.

Шаляпин осел во Франции. Последние шестнадцать лет его жизни прошли в непрерывных гастролях по всем частям света. Он находил абсолютное признание на всех континентах и во всех странах, куда его забрасывала судьба. Только в СССР он не приезжал никогда.

Русская опера имела репутацию одного из лучших оперных театров Европы. В 1932 г. Шаляпин снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который обошел затем экраны кинотеатров многих стран и стал заметным явлением киноискусства (показывается фрагмент из фильма). Начиная с 1936 г. здоровье Шаляпина стало быстро разрушаться. Летом 1937 г. врачи определили у него болезнь сердца и легких. В апреле Шаляпин скончался от лейкемии.

V Прослушивание музыкальных фрагментов и беседа:

Какие картины вы себе представили, слушая эти фрагменты?

Какими эпитетами можно охарактеризовать первый и второй музыкальные фрагменты?

В чем проявляется многогранность таланта Шаляпина?

Как вы думаете, почему о Шаляпине говорили, что он остался истинно русским оперным певцом, даже уехав за границу?

VI Итог урока: О таких людях как Шаляпин обычно говорят, что уехав в эмиграцию, они увезли с собой Россию: в своих воспоминаниях, в своих сердцах… и, находясь в дали от Родины предельно искренне и трепетно продолжали любить ее.

VII Домашнее задание:

Подготовить доклад об одной из оперных постановок с участием Ф.И. Шаляпина.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее