Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Информатика arrow Автоматизация работ уполномоченных органов в области гражданской авиации по инспекции летной годности воздушных судов

Анализ изучаемой проблемы на предприятии НИИ ГА

Общая характеристика НИИ ГА

Информационно-аналитический центр (ИАЦ) ГосНИИ ГА образован 29 декабря 2006 года с целью решения проблем информационно-аналитического сопровождения процессов эксплуатации авиационной техники, в том числе, оценки аутентичности компонентов воздушных судов, сертификации объектов гражданской авиации, обеспечения координации и интеграции информационных ресурсов в гражданской авиации, ведения центральной нормативно-методической библиотеки гражданской авиации и подготовки специалистов ГА.

Информационно-аналитический центр является уникальным и единственным в стране подразделением ГосНИИ ГА, осуществляющим мониторинг летной годности и оценку аутентичности компонентов воздушных судов.

В результате внедрения собственных разработок в области информационных технологий и современных методов эксплуатации авиационной техники была разработана и внедрена Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГВС). На ее основе удалось обеспечить решение важных научных и государственных задач, направленных на совершенствование системы государственного контроля и регулирования процессов эксплуатации авиационной техники в том числе, оценки аутентичности, разработки цифровых технологий идентификации компонентов воздушных судов, оптимизации процедур и технологий инспекторского контроля гражданских воздушных судов и авторского сопровождения авиационной техники.

В настоящее время ИАС МЛГВС обеспечивает проведение работ по мониторингу более 2500 воздушных судов и более 2 млн. компонентов воздушных судов. Ведутся работы по мониторингу летной годности воздушных судов иностранного производства.

В рамках единого информационного пространства интегрировано более 300 предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности.

По вопросам оценки аутентичности компонентов воздушных судов и регулирования поставок авиационно-технического в гражданской авиации ИАЦ находится в постоянном взаимодействии с Росавиацией, Ространснадзором, Минтрансом России, МВД России и другими органами исполнительной власти.

Созданная в составе ИАЦ Центральная нормативно-методическая библиотека гражданской авиации (ЦНМБ ГА) на основе современных технологий, новых форм и методов комплектования библиотечных фондов гражданской авиации позволяет обеспечить авиапредприятия и организации гражданской авиации актуализированной информацией.

В рамках разработанной и поддерживаемой ИАЦ Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации проводятся работы по сертификации авторизованных центров технического обслуживания и ремонта, организаций-поставщиков авиационно-технического имущества, сертификации экземпляра воздушного судна и других объектов гражданской авиации.

Значительная роль ИАЦ в разработке авиационных нормативных документов. Специалисты ИАЦ участвовали в разработке ряда документов по технической эксплуатации авиационной техники и федеральных авиационных правил, подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы ««Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России» на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.

В настоящее время в рамках, созданного при непосредственном участии ИАЦ, технического комитета по стандартизации ТК034 «Воздушный транспорт» ведется разработка серии Стандартов «Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов».

Важное место в деятельности ИАЦ занимает разработка, в содружестве с предприятиями авиационной промышленности, систем послепродажного обеспечения новых самолетов типа Ан-140, Ан-148, SSJ 100, Ту-204/214 и других.

Работа ИАЦ в области мониторинга летной годности, оценки аутентичности компонентов воздушных судов и информационного сопровождения процессов эксплуатации авиационной техники известна не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира (США, Франция, Куба, Словакия, Афганистане, Пакистане и другие).

По результатам разработок, выполненных в ИАЦ, выпущены издано более 60-ти научных статей в различных изданиях и три монографии:

  • 1. Кирпичев И.Г., Шапкин В.С. «Вопросы государственного контроля и регулирования процессов сервисного сопровождения эксплуатации авиационной техники в задачах поддержания летной годности». 2005 г., 448 с. с ил. М, издание ГосНИИ ГА.
  • 2. Рассмотрены вопросы сервисного сопровождения эксплуатации АТ (ССЭАТ), дан анализ организации госконтроля и разработана методология оценки аутентичности компонентов ВС.
  • 3. Кирпичев И.Г., Кулешов А.А., Шапкин В.С. «Основы стратегии формирования конкурентных преимуществ российской авиационной техники на современном этапе». 2008 г., 288 с. с ил. М, издание ГосНИИ ГА.
  • 4. Рассмотрены новые подходы развития и совершенствования процессов сопровождения эксплуатации АТ с применением информационно-аналитической системы мониторинга жизненного цикла ВС и их компонентов.
  • 5. Кирпичев И.Г., Кулешов А.А., Шапкин В.С. «Основы построения и функционального развития информационно-аналитической системы мониторинга жизненного цикла компонентов воздушных судов». 2007 г., 336 с. с ил. М, издание Воздушный транспорт.
  • 6. Предложены методы повышения конкурентоспособности отечественной АТ с использованием системы послепродажного сопровождения эксплуатации АТ по минимизации стоимости жизненного цикла ВС.

ИАЦ располагает:

  • · Информационно-аналитической системой мониторинга летной годности воздушных судов, включающей в себя семь пользовательских модулей: «Эксплуатант», «Разработчик», «Изготовитель», «Организация по ТОиР», «Надзор», «Лизинг», «Поставщик», которые эксплуатируются в более, чем 100 предприятиях;
  • · штатом высококвалифицированных и профессионально подготовленных инженеров и ученых;
  • · фондом нормативно-технической и общей распорядительной документации;
  • · современной научно-технической базой, включающей в себя лабораторный комплекс с современным серверным оборудованием, программный комплекс баз данных, активные каналы связи, высокоскоростной Интернет.

Система подготовки специалистов для собственных нужд и обучения, переподготовки и повышению квалификации кадров гражданской авиации включает в себя современный оборудованный учебный класс, преподавателей, программы обучения, разработанные по тематике гражданской авиации и авиационной промышленности.

Огромное значение в центре уделяется подготовке молодых специалистов. ИАЦ является самым молодым научным подразделением ГосНИИ ГА. Ежегодно в авиационных ВУЗах ИАЦ среди выпускников отбирает молодых перспективных выпускников.

Результаты работы ИАЦ постоянно освещаются на веб-сайте, а также в различных специализированных авиационных изданиях и научно-технических конференциях. Пользователями сайта являются организации более чем 60 регионов Российской Федерации и около 50 в зарубежных странах.

ИАЦ является постоянным участником международных авиационных салонов «МАКС», «Гидроавиасалон» и др.

В настоящее время институт представляет собой крупную научно-исследовательскую организацию, включающую в себя девять научных центров.

С начала своей деятельности институт участвует в создании и внедрении гражданских летательных аппаратов и авиационных двигателей.

За время своего существования им совместно с предприятиями авиационной промышленности проведены испытания и внедрены в эксплуатацию более ста воздушных судов ,начиная от первого цельнометаллического самолета «Сталь-2» до новых современных самолетов -Ту-204-300,Ту-334,Бе-200 и др.

Госниига, являясь головной научно-исследовательской организацией воздушного транспорта, имеет тесные связи со всеми эксплуатирующими, ремонтными, научными и проектными организациями отрасли, с большинством организаций авиационной промышленности.

Сотрудниками ГосНИИГА разработаны рекомендации по cовершенствованию их эксплуатации, разработаны и внедрены отраслевые программы по повышению эффективности и безопасности эксплуатации на российском воздушном транспорте. В том числе, на основе результатов исследований института была создана подпрограмма “Гражданская авиация” Федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России”, определяющая развитие гражданской авиации России на многие годы.

Внешняя стратегическая цель института - в рамках инновационного развития гражданской авиации с более высокой степенью вовлечь институт в контур отраслевого управления. Внутренняя - реализация новой модели ГосНИИГА, обеспечивающей высокую конкурентоспособность и рост научного авторитета, расширение возможностей научной работы его сотрудников.

Основными направлениями деятельности и исследований института являются:

  • *Проведение сертификационных и специальных испытаний и внедрение новых воздушных судов и силовых установок;
  • *Поддержание летной годности воздушных судов и силовых установок в процессе эксплуатации;
  • *Обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности;
  • *Развитие авиационного рынка, формирование требований к новой авиатехнике и разработка программ развития гражданской авиации;
  • *Совершенствование лётной и технической эксплуатации;
  • *Создание и внедрение новых информационных технологий в гражданской авиации;
  • *Решение проблем экономии энергоресурсов;
  • *Проведение исследований в области экологической безопасности;
  • *Создание и внедрение систем спасания авиапассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
  • *Обеспечение сертификации и совершенствование эксплуатации авиаГСМ и спецжидкостей;
  • *Участие в создании (совершенствовании) нормативно-правовой базы гражданской авиации;
  • *Участие в совместных работах в области гражданской авиации с международными организациями (ICAO, IATA ,SAE и др.)

Основные направления деятельности Научного центра исследований авиационных двигателей и систем силовых установок воздушных судов (НЦ ИАД и ССУ).

  • *Комплексные исследования основных направлений и задач совершенствования эксплуатации и ремонта авиационных двигателей ВС ГА, систем силовых установок, воздушных винтов, вспомогательных силовых установок и главных редукторов вертолетов и с целью обеспечения их надежной и безопасной эксплуатации.
  • *Организация и проведение работ по исследованию возможности установления и увеличения в условиях эксплуатации ресурсов и сроков службы маршевых и вспомогательных двигателей, главных редукторов и систем силовых установок.
  • *Разработка требований и мероприятий по обеспечению поддержания летной годности силовых установок и их систем в составе ВС ГА
  • *Проведение анализа ресурсного и технического состояния парка маршевых и вспомогательных авиадвигателей (по типам, по наработке, по состоянию и др. показателям).
  • *Исследование возможности повторного использования авиационных подшипников и увеличения их назначенных ресурсов.
  • *Разработка и внедрение новых методов и технологий восстановления деталей авиационных двигателей.
  • *Создание методических и организационных основ комплексной диагностики и прогнозирования технического состояния авиадвигателей, выбора и внедрение новых методов и средств диагностики.
  • *Организация и проведение оценки соответствия лабораторий технической диагностики и неразрушающего контроля установленным требованиям с подготовкой заключения о выдаче Сертификата соответствия.
  • *Организация и проведение эксплуатационных испытаний и экспертизы новых технических средств диагностирования, а также вспомогательных специальных средств контроля состояния авиадвигателей для внедрения в технологические процессы ТО и Р, новых типов технических эндоскопов, видеосистем и средств документирования результатов контроля.
  • *Разработка требований и мероприятий по обеспечению защищенности двигателей от попадания посторонних предметов.
  • *Исследование проблем использования альтернативных топлив для авиадвигателей ВС.
  • *Разработка проектов нормативно-технической и эксплуатационной документации, относящейся к области научных разработок центра и организация ее внедрения в практическую деятельность авиапредприятий ГА.
  • *Оценка соответствия каждого авиадвигателя типовой конструкции в составе сертификации экземпляра воздушного судна. победа на поприще создания уникальных ускорительных установок -- в Институте физики высоких энергий (ИФВЭ) под Серпуховым (г. Протвино) был введен в строй крупнейший в мире по тем временам кольцевой ускоритель протонов (синхротрон) на энергию 76 ГэВ с длиной орбиты 1,5 км.

Одним из основных направлений деятельности института является изучение вопросов поддержания летной годности воздушных судов гражданской авиации. В январе 1997 года в рамках института был создан Научный Центр поддержания летной годности ВС ГосНИИ ГА, который в настоящее время осуществляет весь спектр работ, связанных с поддержанием и продлением летной годности экземпляров воздушных судов на основе современных научных и технических решений.

Основными направлениями деятельности в этой области являются:

  • * исследование технической эксплуатации функциональных систем ВС
  • * исследование технической эксплуатации и ремонта электротехнического оборудования ВС
  • * исследование долговечности и совершенствования системы ТО и Р вертолетов и их агрегатов
  • * исследование долговечности и коррозионной стойкости ВС
  • * исследование и совершенствование режимов и методов технического обслуживания и ремонта воздушных судов и КИ
  • * исследование средств механизации технического обслуживания ВС
  • * разработка нормативной документации по технической эксплуатации ВС отечественного и зарубежного производства
  • * исследование методов и средств неразрушающего контроля авиационной техники
  • * исследование аэродинамических и летно-технических характеристик ВС в процессе эксплуатации
  • * проблемы управления ремонтом изделий АТ
  • * исследования в области метрологического обеспечения на воздушном транспорте

Специалисты института готовы оказать весь спектр услуг по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов

В проблеме поддержания летной годности ВС вопрос мониторинга жизненного цикла компонентов ВС, на решение которого направлена работа Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, занимает одно из ключевых мест. Действительно, принятие эффективных и оптимальных решений о летной годности ВС требует наличия объективной и актуальной информации о техническом состоянии ВС и его компонентах.

Комплекс работ, проводимых специалистами ИАЦ ГосНИИ ГА, ставит своей целью оказание помощи авиапредприятиям, организациям ГА и организациям-поставщикам авиационно-технического имущества (АТИ), в вопросах оценки аутентичности и установлении жизненного цикла используемых ими компонентов ВС.

Мониторинг жизненного цикла ВС и его компонентов проводится в случаях, предусмотренных руководящими документами авиационных властей Российской Федерации в рамках работ по оценке технического состояния ВС, в том числе:

  • *при сертификации экземпляра ВС;
  • *при сертификации эксплуатантов ВС;
  • *при ремонте ВС и компонентов ВС;
  • *при переводе компонентов ВС на эксплуатацию по техническому состоянию;
  • *при продлении ресурсов и сроков службы ВС;
  • *а также других случаях, предусмотренных руководящими документами авиационных властей.

Информационно-аналитическая система мониторинга жизненного цикла ВС - это системное решение данного вопроса на основе единого информационного пространства, с участием всех заинтересованных организаций, вовлеченных в этот процесс (авиационные власти ГА и авиационной промышленности, Разработчики и Изготовители авиационной техники, предприятия и организации ГА и организации-поставщики АТИ).

Институт проводит комплексные работы в области сертификации горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, используемых при эксплуатации гражданских воздушных судов. Эти работы выполняет Центр сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, который имеет современную лабораторную базу и обладает высококлассными специалистами в этой области. Центр ведет деятельность по следующим направлениям:

  • *Сертификация организаций авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
  • *Сертификация организаций контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (лаборатории ГСМ ТЗК, аэропортов ГА, авиакомпаний, АРЗ, предприятий промышленности).
  • *Оценка уровня качества и чистоты авиакеросина в системе авиатопливообеспечения авиапредприятий.
  • *Сертификация авиаГСМ и спецжидкостей в системе ГОС Р.
  • *Научно-методическое сопровождение производства авиаГСМ отечественного и зарубежного производства.
  • *Методическое сопровождение подконтрольной эксплуатации (эксплуатации под наблюдением) авиаГСМ российского и зарубежного производства.
  • *Методическое сопровождение поставок и применения авиаГСМ отечественного и иностранного производства в предприятиях ГА.
  • *Квалификационные испытания опытных и опытно-промышленных партий авиаГСМ.
  • *Сертификационные и эксплуатационные испытания оборудования авиатопливообеспечения.
  • *Исследования влияния компонентов топливостойких противокоррозионных покрытий (ТПП), на качество авиакеросина.
  • *Консультационно-информационные услуги персоналу лабораторий ГСМ авиапредприятий на базе лаборатории ЦС авиаГСМ.
  • *Исследования качества авиаГСМ (в объеме ГОСТ, ОСТ, ТУ, ASTM и по отдельным показателям.

Институт проводит летно-испытательные работы. Это направление деятельности института выполняет Летно-испытательный центр, в дальнейшем именуемый ЛИЦ, который является структурным обособленным подразделением. ЛИЦ создан в июне 2003 года.

ЛИЦ проводит научные исследования, испытания и разработки, выполняет летные, производственно-технические работы и оказывает услуги в рамках следующих видов и направлений деятельности:

  • *Развитие парка воздушных судов (ВС) гражданской авиации. Внедрение в эксплуатацию новых типов воздушных судов, двигателей, воздушных судов, систем и оборудования. Нормы летной годности воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, систем и оборудования.
  • *Прогрессивные методы и средства летной эксплуатации воздушных судов (ВС), расширение условий их эксплуатации. Совершенствование конструкции ихарактеристик воздушных судов в процессе эксплуатации.
  • *Разработка и формирование научных принципов сертификации и подтверждения соответствия установленным требованиям авиатехники и других объектов воздушного транспорта.
  • *Наземные и летные испытания, исследования и сертификация по следующим направлениям:
  • *5.Лабораторные, стендовые, натурные и летные испытания воздушных судов (ВС), двигателей, воздушных винтов, систем и оборудования ВС, средств измерения, регистрации и обработки данных, форменной и специальной одежды, средств индивидуальной защиты, аварийно-спасательных средств, авиационных тренажеров и т.п., такие как:
  • -государственные,
  • -сертификационные,
  • -специальные,
  • -контрольные,
  • -заводские,
  • *эксплуатационные и др.
  • *Разработка программ и методов испытаний.
  • *Сертификация типа и единичных экземпляров воздушных судов (ВС), систем и оборудования воздушных судов.
  • *Сертификация экземпляра воздушного судна, системы, образца оборудования воздушного судна.
  • *Сертификация авиационных тренажеров и технических средств профессионального обучения авиационных специалистов.
  • *Сертификация испытательного состава, включая испытателей АРЗ ГА, ведущих инженеров-испытателей и инженеров-испытателей совместно с Авиационным сертификационным центром (АСЦ) ГосНИИ ГА, летного и инженерно-технического состава гражданской авиации совместно с Центром по сертификации эксплуатантов (ЦСЭ) ГосНИИ ГА, предприятий по поиску и спасанию совместно с АСЦ ГосНИИ ГА.
  • *Сертификация и испытания других объектов в системе сертификации в гражданской авиации.
  • *Участие в разработке нормативных и нормативно-технических документов Системы сертификации на воздушном транспорте и системы правового обеспечения деятельности гражданской авиации, в том числе по поручениям Уполномоченного органа в области ГА, включая:
  • *определение соответствия вновь разрабатываемых нормативно - правовых и организационно - распорядительных документов требованиям Правил Системы сертификации на воздушном транспорте, Федеральных авиационных Правил;
  • *участие в разработке и приведению в соответствие действующих нормативных документов Воздушному кодексу РФ, Федеральным авиационным Правилам и Правилам по сертификации.
  • *Выполнение летных испытаний ВС на:
    • -базе и ВС ГосНИИ ГА, закрепленных или переданных на испытания в ГосНИИ ГА;
    • -авиаремонтных заводах (АРЗ) ГА по заявкам АРЗ и на предприятиях где отсутствует летно-испытательный состав;
    • -предприятиях авиационной промышленности;
    • -на базе и ВС эксплуатантов;
  • *Выполнение исследовательских, специальных и контрольных испытательных полетов по определению летной годности экземпляра ВС и (или) соответствия характеристик типовым в целях:
  • *продления срока службы (ресурса);
  • *получения сертификата летной годности;
  • *перегонки ВС, имеющих просроченный ресурс, календарь, отказы, выходящие за пределы Перечня допустимых отказов РЛЭ ВС;
  • *расследования авиационных событий, выработки новых приемов, методов пилотирования и (или) новых видов полетов по поручению Уполномоченного органа в области ГА, или заявкам заинтересованных юридических и физических лиц.
  • *Перспективы развития гражданской авиации в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов, а также Содружества независимых государств. Научно-технические прогнозы. Программы научно-технического развития ГА.
  • *Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук по следующим направлениям:
  • *Аэросъемка, специальные и дистанционные исследования Земли и Океана, воздушная ледовая и рыбная разведка.
  • *Методическая документация по летной и технической эксплуатации новых типов ВС, приемов техники пилотирования, методов и видов полетов, включая аэросъемочные самолеты, аэросъемочную и фотолабораторную аппаратуру.
  • *Организация и выполнение аэрофотосъемочных полетов.
  • *Авиационная медицина. Методы и средства контроля, наблюдений и профилактики нарушений состояния физического и психического здоровья летного состава, методы реабилитации состояния здоровья. Автоматизация медицинского и психологического обследования. Нормы рабочего времени и времени отдыха авиационных специалистов. Методы и технические средства медицинского и профессионально - психологического отбора авиационных специалистов, их профессиональной подготовки к выполнению и обеспечению полетов в обычных и экстремальных условиях. Медицинские требования к производственной среде кабин воздушных судов, разработка нормативной гигиенической и методической документации. Методы оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
  • *Выполнение летно-методического сопровождения, оказание помощи в теоретическом и практическом освоении новых:
  • *ВС, включая новые ВС для завода ГА и (или) эксплуатанта;
  • *программ испытаний (облетов) ВС;
  • *приемов техники пилотирования, методов и видов полетов в интересах ГА и других отраслей экономики.
  • *Переучивание, в том числе первоначальное, тренировки и проверки первых экипажей, командно-летного и летного состава заводов ГА и (или) эксплуатантов специалистами ЛИЦ.
  • *Тренировки и проверки специалистов-испытателей заводов ГА, в том числе квалификационные, по методикам летных испытаний и в особых случаях полета.
  • *Периодические тренировки и проверки командно-летного, инструкторского, инспекторского и летного состава Специально уполномоченного органа в области ГА, РУ ВТ МТ РФ, учебных заведений ГА, эксплуатантов, в том числе в особых случаях полета по поручению Уполномоченного органа в области ГА.
  • *Выдача экспертных заключений о готовности эксплуатантов (авиакомпаний, юридических и физических лиц) к безопасной эксплуатации новой для эксплуатанта авиатехники по поручению Уполномоченного органа в области ГА.

Институт проводит специальные и научные работы в области обеспечения безопасности полетов. Это направление деятельности института осуществляет Научно-исследовательский центр «Авиационная безопасность». Работы центра ведутся по нескольким направлениям, среди которых:

  • *исследование аварийных объектов;
  • *восстановление данных бортовой регистрирующей аппаратуры;
  • *моделирование динамики полета и взаимодействия комплекса « экипаж-воздушное судно -внешняя среда» в аварийных полетах;
  • *исследование проблем выживаемости при авиационных происшествиях;
  • *формирование отраслевого банка данных по надежности авиационной техники и использование банка данных по безопасности полетов;
  • *Систематизация данных по безопасности полетов:
  • *профилактика аварийности путем использования полетной информации;
  • *международная деятельность в области полетной информации;
  • *методическая и практическая деятельность по подготовке государственных инспекторов гражданской авиации в соответствии с Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО ;
  • *нормотворчество в области сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники и проведение практической работы ;
  • *сертификационная деятельность.

Приоритет в обеспечении авиационной безопасности - реализация нового подхода, соответствующего международным требованиям, защита воздушных судов и объектов инфраструктуры. Это очень серьезный и большой комплекс научных исследований.

Институт проводит работы в направлении совершенствования систем поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. Это направление деятельности проводят отдельное структурное подразделение института - НПО АБ и ПАСОП ГА, которое имеет развитую производственную базу и высококлассных специалистов в данной области. Основными направлениями в деятельности подразделения являются:

  • *Разработка и согласование доказательной документации для целей сертификации гражданских аэродромов.
  • *Оценка соответствия организаций, осуществляющих поисково-спасательную и аварийно-спасательную деятельность, а в том числе аэропортов гражданской авиации, региональных поисково-спасательных баз гражданской авиации.
  • *Разработка технических заданий на выполнение НИР, в том числе в рамках выполнения плана согласованных мер, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
  • *Научное сопровождение и разработка рекомендаций по эвакуации аварийных воздушных судов с летного поля аэродромов, требований к комплексу оборудования для эвакуации аварийных ВС, а также сертификации эвакуационного оборудования.
  • *Ведение реестра и научно-методического сопровождения разработки схем аварийно-спасательной маркировки воздушных судов и инструкций для пассажиров.
  • *Оценка и техническая экспертиза эксплуатационных характеристик стикеров для маркировки багажа и грузов службами авиационной безопасности аэропортов.
  • *Подготовка, повышение квалификации руководителей, специалистов и работников служб противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропортов ГА.

Основными задачами в плане проведения научно-исследовательских работ в ближайший период являются:

  • *Разработка систем и единых программ профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований предприятий гражданской авиации.
  • *Разработка системы нормативных технических требований к аэродромной спасательной и противопожарной технике нового поколения и подготовка предложений по ее внедрению на предприятиях ГА.
  • *Анализ и подготовка предложений по разработке правил и норм, направленных на обеспечение и контроль пожарной безопасности при эксплуатации воздушных судов.
  • *Подготовка предложений по организации объективного контроля готовности аварийно-спасательных формирований предприятий гражданской авиации.
  • *Научное сопровождение и разработка федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение на гражданских аэродромах».

Институт проводит работы в области в области исследования и разработки экологических и экономических механизмов регламентации воздействия гражданской авиации на окружающую среду. Эти работы производит Авиационный Экологический центр (НЦ-16), являющийся структурным подразделением института. Центр разрабатывает предложения по экологическим и экономическим механизмам регламентации воздействия гражданской авиации на окружающую среду и проводит научные исследования, испытания и разработки, выполняет производственно-технические, сертификационные работы и оказывает услуги по следующим видам деятельности:

  • *разработка предложений по проведению отраслевой политики экологической безопасности в ГА с учетом требований законодательства РФ и рекомендаций ИКАО (Международная организация гражданской авиации)
  • *проведение работ по оценке состояния экологической безопасности и осуществление координации природоохранной политики в отрасли с уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды.
  • *разработка обоснованных предложений в законодательные акты РФ по вопросам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ГА.
  • *разработка и согласование с уполномоченными органами нормативно-методической документации регламентирующей экологическую деятельность авиапредприятий.
  • *проведение работ по разработке новых и уточнению действующих Федеральных авиационных правил в части обеспечения экологической безопасности деятельности авиапредприятий для различных объектов сертификации.
  • *проведение работ по разработке новых и уточнению действующих ГОСТов (Регламентов) в части введения научно обоснованных критериев оценки воздействия авиационного шума, выбросов загрязняющих веществ т и других негативных воздействий при эксплуатации воздушных судов на территорию авиапредприятия и прилегающую селитебную территорию, в соответствии с действующим ей законодательной базой и современным отечественным и международным опытом.
  • *проведение экспериментальных работ по лабораторному контролю за состоянием окружающей среды, разработка и внедрение систем наблюдений (мониторинга) за акустическим воздействием и выбросами в атмосферу загрязняющих веществ от воздушных судов на селитебной территории и при полетах в воздушном пространстве России(по регионам) на базе системы наблюдений за потоками воздушного движения.

Оценочная деятельность для целей проведения различных юридических сделок с объектами и структурами гражданской авиации (купля-продажа, залог, внесение в уставный капитал, сдача в аренду, отражение в бухучете и др.) с учетом действующей в области оценки нормативной базы и отраслевой специфики:

  • *оценка рыночной стоимости воздушных судов, планеров, авиационных двигателей;
  • *оценка рыночной стоимости бизнеса структур гражданской авиации (производственно-имущественных комплексов) - авиакомпаний, аэропортов, летно-технических комплексов, аэропортовых комплексов, аэровокзальных комплексов, топливозаправочных комплексов, авиационно-технических баз и др.;
  • *оценка рыночной стоимости объектов имущественных комплексов предприятий ГА - недвижимости (здания, сооружения, передаточные устройства), машин, оборудования и т.п.;
  • *оценка рыночной стоимости акций или пакетов акций;
  • *обоснование арендной платы за предоставление в аренду федерального приватизируемого и не приватизируемого имущества (воздушные суда, аэродромы, здания, сооружения и др.).

Моделирование, прогнозирование и обоснование эффективности внедрения в парк и/или эксплуатации на сети авиалиний различных типов воздушных судов в условиях развивающегося конкурентного авиатранспортного рынка в интересах:

  • *инвесторов;
  • *эксплуатантов авиационной техники;
  • *авиапроизводителей;
  • *госорганов, принимающих решения в области производства или эксплуатации парка ВС.
  • *Сопровождение процедур сертификации и лицензирования, создания новых и реорганизации действующих организаций ГА в части финансово-экономической аналитики и экспертизы:
  • *бизнес-планы создания новых и развития действующих либо реорганизуемых авиационных предприятий (для инвесторов, акционеров, руководителей предприятий, лизингодателей);
  • *анализ и экспертиза финансово-экономического состояния эксплуатантов в рамках действующих процедур сертификации, а также в отношении любых других видов предприятий ГА;
  • *мониторинг финансово-экономического состояния эксплуатантов и других организаций ГА на отраслевом уровне;
  • *разработка и экспертиза бизнес-планов эксплуатантов при получении, продлении, внесении изменений в Свидетельства эксплуатантов (для представления в органы сертификации в соответствии с ФАП-11). Сопровождение процедур управления государственным имуществом в части финансово-экономической аналитики и экспертизы:
  • *анализ и экспертные заключения по эффективности деятельности и финансово-экономическому состоянию федеральных государственных унитарных предприятий ГА в рамках поддержки функций ФАВТ по управлению госимуществом (в т.ч. анализ ежеквартальных отчетов руководителей ФГУП, анализ хода выполнения утвержденных текущих программ деятельности ФГУП, анализ проектов программ деятельности ФГУП при обосновании решения об их утверждении на очередной календарный период.

ТЭО эффективности сделок госпредприятий или экспертные заключения по ним (при кредитовании, аренде/лизинге, продаже/покупке крупного имущества, залоге и т.п.) для представления в органы управления госимуществом (Росимущество, в т.ч. его региональные подразделения, Росавиация, Минтранс);

*Разработка, внедрение и сопровождение эксплуатации программных средств учета и анализа финансово-экономического состояния и эффективности деятельности предприятий ГА;

учета и анализа использования федерального имущества предприятий ГА;

анализа ежеквартальных отчетов руководителей ФГУП и хода выполнения утвержденных текущих программ деятельности, анализа проектов программ деятельности ФГУП при подготовке их утверждения на очередной календарный период.

  • *ТЭО, бизнес-планы, планы внешнего управления для федеральных и региональных государственных органов при обосновании юридических действий в области реформирования, реорганизации госпредприятий, управления или приватизации госимущества, предоставления госинвестиций и субсидий, привлечения негосударственных инвестиций (государственно-частные партнерства), а также для руководителей и Советов директоров предприятий, собственников, органов власти, арбитражных судов и т.п., в том числе:
  • *ТЭО юридических сделок в рамках привлечения негосударственных инвесторов к инвестпроектам с вложениями в федеральные имущественные комплексы, в т.ч. в рамках схем государственно-частного партнерства (строительство или достройка каких-либо федеральных объектов за счет частного финансирования с передачей инвестору определенных прав или имущества либо участия в бизнесе и т.п.);
  • *ТЭО создания федеральных казенных предприятий (для представления по согласованию с субъектом РФ в федеральные органы исполнительной власти);
  • *ТЭО передачи федерального имущества аэропортовых (аэродромных) комплексов субъектам Российской Федерации (для представления по согласованию с субъектом РФ в федеральные органы исполнительной власти);
  • *планы внешнего управления предприятиями (в рамках процедур банкротства);
  • *ТЭО разделения имущества и служб предприятий при выделении аэропортов из объединенных предприятий;
  • *подготовка разделительных балансов предприятий при реформировании, реорганизации ФГУП.

Организационная структура предприятия

Организационная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных единиц, как правило, связанных иерархическими и процессными отношениями. Под организационной единицей подразумевается подразделение (отдел или департамент), который объединяет группу людей, выполняющих общие функции или осуществляющие определенный бизнес-процесс. ФГУП "ГосНИИ ГА" возглавляет генеральный директор, под руководством которого находятся заместитель генерального директора и другие заместители генерального директора, осуществляющие контроль и регулирование работы подчиненных им отделов, управлений и департаментов.

Бизнес-процесс выполнения заказа на проектирование и конструирование РЭКа

Рисунок 2.1.1 Бизнес-процесс выполнения заказа на проектирование и конструирование РЭКа

Ниже приведена диаграмма одного из основных бизнес-процессов на предприятии ФГУП “ГосНИИ ГА” - выполнение заказа на проектирование и конструирование радиоэлектронного комплекса (РЭКа).

Радиоэлектронный комплекс - это Радиоэлектронное средство, представляющее собой функционально законченную совокупность радиоэлектронных устройств, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, выполненное с использованием интерфейсов и обладающее свойством перестроения своей структуры для сохранения работоспособности при решении тактических и/или технических задач в различных условиях эксплуатации.

Употребляется в документе: ГОСТ Р 52003-2003.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Автоматизация работ уполномоченных органов в области гражданской авиации по инспекции летной годности воздушных судов