Результаты поступления выпускников вальдорфской школы "В Дачном"
Вальдорфская школа "В Дачном" - Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 658 Кировского административного района города Санкт-Петербурга. Это школа с элементами вальдорфской педагогики Открытие школы состоялось 10 сентября 1994 г. В 2000 г. был выпущен первый 9-й класс, в 2004 г. - первый выпуск 11 - класса.
Школа имеет государственную лицензию и аккредитацию.
Результаты поступлений выпускников 2005 г.
Из 23 выпускников поступили
в ВУЗы 14 человека,
в колледжи 6 человек.
Не поступили - 3 человека.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Гуманитарно-педагогическое 3 человека,
Художественно-прикладное 4 человека,
Экономическое 2 человека,
Техническое 9 человек,
Медицинске 2 человека.
Результаты поступлений выпускников 2006 г.
Данными о количестве поступивших в ВУЗы и колледжи мы не располагаем.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Техническое - 3 человека,
ремесленно-художественное - 4 человека,
Гуманитарное, филологическое и журналистское - 7 человек,
Психологическое - 1 человек,
Экономическое - 1 человек,
МЧС - 1 человек.
Результаты поступлений выпускников 2007 г.
В ВУЗы поступили 13 человек,
в колледжи 2 человека.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Гуманитарное направление - 7 человек,
Техническое - 6 человек,
Психолого-педагогическое - 5 человека,
Финансы - 4 человека,
Искусство - 2 человека,
Медицина - 1 человек.
Результаты поступления 2008 г.
29 выпускников, из них 2 медалиста.
Вузы поступили 25 человек.
Училища - 2 человека.
Работают - 2 человека.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Художественно-театральное направление 9 человек,
Психолого-педагогическое направление 8 человек,
Экономическое, управленческое направление 4 человека,
Естественно-научное направление 2 человека,
Техническое направление 4 человека.
Результаты поступлений выпускников 2009 г.
Из 19 выпускников
ВУЗы поступили - 12 человек,
В среднеспециальные учебные заведения - 3 человек,
В армию пошли - 3 человека,
В немецкую вальдорфскую школу поступил - 1 человек.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Естествознание - 1 человек,
Искусство - 4 человека,
Ремесла - 2 человека,
Филология - 1 человек,
Педагогика - 1 человек,
Журналистика - 2 человека,
Сервис - 2 человека,
Техника - 2 человека,
Военная служба - 3 человека,
Учеба за границей - 1 человек.
Данные о поступлении в 2010 г.
Из 21 выпускника поступили в
ВУЗы - 11 человек,
В среднепециальные учебные заведения - 3 человека,
Никуда не поступили 7 человек.
Выбор направлений профессиональной деятельности:
Гуманитарное направление - 5 человек,
Искусство - 3 человека,
Естественнонаучное - 2 человека,
Медицинское - 2 человека,
Экономическое - 1 человек,
Компьютеры - 1 человек.
Данные о поступлении в 2011 г.
В ВУЗы поступили - 11 человек,
В среднеспециальные учебные заведения - 5 человек,
В немецкой вальдорфской школе продолжил образование - 1 человек,
Никуда не поступили - 2 человека.
Распределение по направлениям образования:
Педагогически-психологическое: 5 человек
Техническое: 3 человека
Художественное: 4 человека
Медицинское: 1 человек
Социологическое: 2 человека
Экономическое - 1 человек
Как видим, выпускники питерской школы продолжают общую гуманитарную направленность смоленских ребят. Очень много избравших творческое направление, а так же психолого-педагогическое. Следует отметить прекрасный процент поступления в ВУЗы. И сами ВУЗы тоже серьезные. Это РГПИ им. Герцена, Ветеринарная академия, СПбГУ культуры и искусств, Институт специальной психологии и педагогики им. Рауля Валленберга, СпбГУ им. Бонч-Бруевича, С-З институт печати, Институт технологии и дизайна, Театральная академия, ГУВШЭ, СПб ГУСЭ и др.
Свои "но”
Вот все вроде бы и красиво. Идеи гуманные, реализация интересная, да и к тому же поступают ребята в серьезные ВУЗы. Но есть и свои "но”.
Вот первый из них - это антропософия.
На одном из официальных анторопософских сайтов RUDOLF-STEINER.ru в статье Э.О. Скляренко "Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа? ” прямо говорится, что "Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров”.
"Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.) ”
Очень сомнительно, что задачи "достижения познаний высших миров" и "раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.) ” относятся в задачам современной педагогики. Нет ничего предосудительного в школах с религиозно-направленным образованием (существуют же православные гимназии). Но, во-первых, христианство - это одна из мировых религий, а антропософия - сомнительное оккультное учение. Во-вторых, если школа не позиционируют себя как религиозное образовательное учреждение, то связь ее доктрин с "высшими мирами” настораживает. Когда некое учение насаждается в детские головы исподволь и завуалировано - это не совместимо с нормальной педагогикой. Взять ту же эвритмию, которую автор статьи "назвал системой специальных упражнений”. А она ведь является обязательным предметом во всех вальдорфских школах. Исключение составляют некоторые "компромиссные" школы.
И еще одна цитата оттуда же: "Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка”. Трудно не согласиться с тем, что современные дети перегружены. Но возможно именно "дыхание детства" и ведет к такому непомерно-высокому проценту творческих специальностей среди выпускников штайнеровских школ? У ребят попросту искусственно переразвивают эмоциональную сферу.
И второе "но”. Почему школа, не заявленная как гуманитарно-направленная, выпускает такой процент гуманитариев? Ведь туда нет отбора детей с соответственными природными наклонностями. Значит преподавание строится так, что базы по точным наукам не достает.
И еще один момент. Преподавание очень ориентировано на личность учителя, который "ведет" класс все школьные годы. Тут палка о двух концах. Если педагог действительно оказался "на своем месте”, то все в порядке, а если - нет?
И возвращаясь к предположению, сформулированному во вступлении, о том, не ведет ли избыточная свобода и ориентация на себя к росту эгоизма, заметим следующее. Люди творческих профессий (а их так много среди выпускников), как правило, амбициозны и эгоистичны.