Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Вальдорфская педагогика

Общее понятие о вальдорфской педагогике

Характерные особенности

Вальдорфская школа, и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), всвязи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Рудольф Штайнер (1861-1925), - основатель вальдорфской педагогики, был личностью разносторонней и весьма неоднозначной. Редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, автор трудов в области философии и теории науки; основатель антропософии, и связанного с ней нового искусства движения - эвритмии. Трудился он так же над идеями экологического сельского хозяйства, над идеями в области социальной жизни, лечебной педагогики и медицины. Однако, наибольшую известность его имя получило всвязи с распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики.

Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея "общечеловеческого" образования. То есть школа, которая не будет ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Ведущим понятием всего педагогического процесса является понятие "целостности", "намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам" Р. Штайнер. В этой школе задачи воспитания никак не отстают от задач образования. А в детстве и юности признаются особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности.

Особенно ярко это выражено в отношении возраста начальной и средней школы. Согласно вальдорфской концепции, "в этот период в человеке формируются глубокие пласты и уровни личности, психологическое здоровье, и на передний план должны выступать не формальные требования к знаниям - это будет позже, в старшем звене, - а человеческие отношения с учителем, закладка глубинных нравственных ценностей, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в ней, а также особая организация преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья. ” И в целом для вальдорфской педагогики характерна специфическая возрастная ориентация учебного плана и методов обучения. Забегая вперед скажем, что опирается она не на научную возрастную периодизацию, а на воззрения Р. Штайнера.

Преподавание в вальдофских школах основано на принципах личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с детьми работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт и обладает значительной степенью педагогической свободы. Хотя при такой организации обучения есть свои "но”, о которых будет сказано ниже.

Еще одной особенностью является междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов. Он позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Так же отличает вальдорфскую педагогику и цикличность подачи информации. "Главные" учебные предметы (математика, физика, история, биология, география, окружающий мир, русский язык и т.д.) подаются "эпохами”, длящимися от пары недель до месяца. Это позволяет ребенку глубже вникнуть в учебный материал, чтобы он некоторое время "жил" изучаемой темой. В то же время присутствуют и регулярные занятия, помогающие не забыть пройденный материал от эпохи до эпохи. Цикличность присутствует и в организации дня. Изучению эпохи посвящается несколько утренних часов. Послеобеденное время рекомендуется для рукоделий, труда, подвижных занятий и дисциплин, связанных с искусством. Для примера практической реализации такого подхода в приложениях даны расписание эпох и расписание уроков одной из питерских вальдорфских школ.

Большая роль отводится художественно-эстетическому элементу образования, а также рукоделию, ремеслам; живописи, музыке, эвритмии и садоводству.

Отсутствуют система отметок в баллах и второгодничества. Это призвано дать возможность каждому развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Практикуется коллегиальное самоуправление школы учительским коллективом. Уделяется много внимания совместной работе родителей и учителей, направленной на выработку общего понимания задач образования.

В штайнеровских школах существует традиция устного рассказывания, материалом для которого учителю служат сказки, легенды, басни, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч. В младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время главного урока.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Вальдорфская педагогика