Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Религия как социокультурный феномен

Конфуцианство и даосизм

Перед появлением конфуцианства и даосизма можно отметить китайскую традиционную мифологию. Согласно ней, мир произошел из расколовшегося яйца. Из него появился творец, после смерти которого на нем стали появляться все стихии и люди.

В Китае существовал культ почитания предков, который обосновывается страхом перед смертью. Захоронение умерших обусловливается страхом перед возможным вредительством духов умерших. Распространена «память сорока поколений» - на специальных табличках нанесены имена предков, поминаемых в молитвах.

Поскольку своего пантеона богов в Китае не было, обожествлялись мудрецы и философы.

Конфуций (Кун Фу-цзы, учитель Кун) - 551-479 гг. до н.э. - первый китайский философ, много путешествовавший по государствам Китая. Жизнь Конфуция приходилась на период перехода китайского общества от рабовладельческой к феодальной формации. Поэтому целью Конфуция было недопущение развала общества, сохранения традиционных устоев.

Главный труд Конфуция - трактат «Лунь-Юй» («Суждения и беседы»).

  • 1) Конфуций считал, что достичь счастья государство и люди могут путем развития нравственности, а не законов. Каждый должен, помимо того, заниматься делом по своим способностям.
  • 2) Человек - лишь часть общества. Важнее общее благо. Люди делятся на благородных мужей и ничтожных людей.
  • 3) Разделение на две группы людей обусловлено Дао (путь), включающим знания и поведение.
  • 4) Нравственный идеал Конфуция - благородный муж. Ему присущи гуманность, справедливость, верность долгу, следование ритуалу.
  • 5) Ничтожный человек не следует Дао.
  • 6) Важнейший регулятор отношений - «не делай другим того, чего не желаешь себе».
  • 7) Принцип построения отношений в обществе и государстве - «почитание отца сыном» (культ Сяо). Государь - отец нации.

Священные писания Конфуцианства:

  • 1) Пятикнижие
  • а) «Книга перемен» - заклинания
  • б) «Книга песен» - поэзия древнего Китая
  • в) «Книга историй» - легенды об образовании китайского народа
  • г) «Правила благого» - религиозные обряды
  • д) «Книга весны и осени» - история одного царства
  • 2) Четверокнижие
  • а) «Лунь-Юй» - трактат Конфуция
  • б) «Мэнцзы» - размышления Мэн-цзы о политике, этике, философии.
  • в) «Книга о середине» - о достижении гармонии
  • г) «Великое учение» - книга о самосовершенствовании человека.

Лао-цзы - «старый учитель», старший современник Конфуция. Его главный труд - трактат «Дао-дэ-цзин».

Даосизм - учение о Дао, о пути. Развивается он с той же целью, что и конфуцианство. Согласно нему, все изменяется, движется, все непостоянно и конечно. Дао трактуется как первооснова всех вещей, не имеющая воплощения. В отличие от конфуцианства, в котором делается акцент на активную деятельность на благо государства, даосизм призывает к «недеянию».

Основные понятия даосизма:

  • 1) «Дао» - путь, воля вселенной.
  • 2) «Дэ» - добродетель, мораль
  • 3) «У-вэй» - «недеяние», осознание, когда нужно действовать, а когда нет.
  • 4) «Пу» - простота души.

Основные принципы даосизма:

  • 1) Нравственный идеал - отшельник, который с помощью медитации прикасается к Дао.
  • 2) Правитель должен служить дао, следовательно покорение других народов и ведение войн запрещалось.
  • 3) Даосизм перенял из китайской мифологии особую роль неба. Потому во главе даосистского пантеона расположен бог Неба, Яшмовый владыка Шанди. Он повелевает многочисленными богами и духами. В пантеоне существуют боги, которые наполовину люди, наполовину звери. Здесь отражается связь человека с природой и элементы тотемизма.
  • 4) Почитались пять священных гор
  • 5) В даосизме присутствует культ инь-янь, используемый при гаданиях.
  • 6) Большую роль играют обряды изгнания злых духов.
  • 7) Присутствовала вера в бессмертие и обретение его с помощью Эликсира, который либо изготавливается, вырабатывается в самом человеке, который живет в гармонии с дао. Таким образом, в Китае стала появляться алхимия (внутренняя и внешняя).

Даосизм испытал сильное влияние буддизма. В мирской жизни последователи дао должны воздерживаться от зла, лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Даосизм имел свои монастыри, почетом пользовались жрецы. Однако в конечном счете он был вытеснен буддизмом и конфуцианством.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Религия как социокультурный феномен