Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Религия как социокультурный феномен

Основные формы верований

Принято считать, что человеческое общество, наделенное первыми социальными признаками начало свое формирование в позднем палеолите и достигло своего апогея в неолите (примерно 10 тыс. лет до н.э.). В этот период происходит движение от родовой общины к соседской. Эту эпоху характеризуют понятием «первобытный синкретизм» - отождествление бытия человека и окружающего мира в представлении древних людей. Человек воспринимал себя неотъемлемой частью природы.

Перенос внутриобщинных отношений на явления природы и наоборот, природных свойств в жизнь людей стал предпосылкой к формированию первых ранних верований.

Однако не все явления могли быть объяснены человеком. Сознание людей создавало картину двойного мира, например, сон и реальность. Так стала зарождаться вера в иной мир духов - анимизм (дух, душа). Большая часть актов, совершаемых повседневно общиной, учитывали благосклонность духов. Неудачи же списывались на существование злых духов. Для того, чтобы уберечь себя от их воздействия, как отдельные люди, так и целые общины стали избирать для себя своеобразных покровителей из окружающего мира. Так появляется понятие оберега - предмета, наделенного особой силой.

Появление оберегов привело к развитию двух других форм верований: тотемизма и фетишизма.

Тотемы («totem» - род) были общими оберегами, причем зачастую живыми - дикие звери, птицы. Именно при тотемизме начинают развиваться системы запретов - табу, воспрещавших определенные действия, направленные на тотем. В ходе развития общества эта система могла переноситься на другие сферы жизни людей, тем самым усиливая, к примеру, социальную дифференциацию. В этот же период появляются и специальные ритуалы, необходимость которых была обусловлена верой в то, что тотем живет теми же эмоциями, что и человек. Постепенно люди начали отказываться от живых тотемов вследствие неудобства содержания животных и стали изготовлять их аналоги из дерева, камня. Так появляются всевозможные идолы, истуканы.

Поскольку перемещение с тотемами было затруднительным делом, люди начали выбирать меньшие по размеру и неживые предметы, которые каждый отдельный человек мог носить с собой - зубы животных, камни и т.п., что уже является переходом к фетишизму («фетиш» - искусственный). Формируется особая группа людей, занимающихся исключительно ритуалами - жрецы, маги, колдуны.

Особое место в жизни общин занимали именно маги и колдуны, которые утверждали, что могут воздействовать на людей и явления природы. На самом деле, это были люди, достигшие определенного уровня мастерства в диалоге с природой, уделявшие большое внимание ее изучению, а потому и поражавшие людей своими сверхъестественными способностями.

Выделяют следующие виды магии:

  • 1) Черная магия
  • 2) Белая магия
  • 3) Лечебная магия
  • 4) Военная магия
  • 5) Вредоносная магия или порча
  • 6) Промысловая магия
  • 7) Любовная магия
  • 8) Аграрная магия

Именно от магии в современном мире остаются суеверия и обряды.

Вместе с магией появляются гадания - предсказания будущего и попытки объяснения прошлого. В Древних Греции и Риме гадания получат название «мантика» - искусство прорицания.

Основные виды гаданий:

  • 1) Ониромантия - толкование снов
  • 2) Ауспиция - гадание по полету птиц
  • 3) Пиромантия - гадание по огню
  • 4) Некромантия - гадание по покойным
  • 5) Хиромантия - гадание по строению руки
  • 6) Астрология - гадание по небесным светилам.

Неразрывно со всеми из перечисленных форм древних верований связан шаманизм - вера в общение шамана с духами в состоянии транса (камлание). Появление шаманизма объясняется необходимостью объяснения протекающих в окружающем мире событий. А главное отличие шаманов от жрецов и магов - погружение в состояние транса посредством определенных заклинаний, танцев, музыкальных инструментов. В таком состоянии шаман якобы мог воздействовать на духов, изучать их.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Религия как социокультурный феномен