Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Жостовские букеты

Жостовские букеты


Жостовские букеты

План-конспект урока

по предмету: Изобразительное искусство в 5 классе по программе Б.М. Неменского

на тему: Жостовские букеты

Цели урока:

- закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

- знакомство с историей художественного промысла Жостово;

- знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

- развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи: изобразительный художественный букет жостовский

1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

Оборудование и материалы:

Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос с жостовской росписью, магнитофон, музыкальный фрагмент (народная музыка), бумага, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, цв.мел.

Для учащихся: картон черного цвета, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, палитра, тряпочка, образец с изображением различных видов и форм цветов.

План урока:

1. Орг.момент

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

5. Физкультминутка

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

Ход урока:

1. Орг.момент:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа об истории художественного промысла:

Ребята, обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все они сделаны народными умельцами.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.

Каких только подносов не изготавливали те мастера.

Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки.

Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (показать репродукции). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков,

И трепет трав в сиянии тонком.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название.

3. Решение кроссворда:

А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).

Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово.

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи:

Присмотритесь к росписи подносов. На черном, синем, красном или палевом фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты - плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части - самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев. Свободная манера письма, кистевая живописная импровизация - основной принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название:

1) Замалевок. На заранее подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места растений. Появляется объем.

3) Бликовка. Художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь».

4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек.

5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое.

6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами.

5. Физкультминутка «На ярмарке»:

А теперь, ребята, перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку.

Мы на ярмарку пошли,

Много деревень прошли (шаги на месте)

Как на ярмарку попали

Скомороха увидали (руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы).

Он все бегает, резвится

И зазвать народ стремится (бег на месте).

То присядет, то привстанет (движения по тексту).

Руки кверху поднимает, а потом их отпускает.

И кричит на всю страну: «Покупайте Хохлому!».

6. Постановка художественной задачи:

Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить один крупный цветок с листьями. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

7. Практическое выполнение задания:

Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.

8. Подведение итогов и просмотр работ:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.

Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.

Заканчиваю урок стихами:

Как удивительно тепло

И хмурый день наполнен светом,

Когда в руках ожившим летом

Горит такое мастерство.

Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу - завершить работу дома. На следующий урок приносим акварельные краски или гуашь, кисти, альбом. Уборка рабочих мест.

Урок окончен. До свидания.

Список литературы

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы /Под ред. Б.М. Неменского [Текст]: учебное издание М.: Просвещение, 2005. 141с.

2. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. - №8. - 1978.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8кл.: В 4 ч.Ч.3 Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2004. - 80с.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее