Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политическая наука

Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным, - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

Консервативная идеология негативно относится к тенденции политизации людей, которая особенно отчетливо проявилась в XX веке. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Политика - это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности. Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов, а ориентировано на общее, целое, на "мы". Оно сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, общине, приходе, ремесленной корпорации, местных институтах власти. Социальное "мы" на местном уровне есть естественный источник стабильности, воспитания, сохранения традиций, формирования патриотизма.

Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь - политические. Буржуазная, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.

В XX веке консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как "дорогу к рабству" и тоталитаризму.

До 70-х годов XX века консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х годов и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политическая наука
1. Сущность и предмет политической науки§1. Возникновение политической наукиЗарождение политической наукиПолитология как самостоятельная дисциплинаПолитология в СССР и СНГ§2. Объект и предмет политологииПонятие и сущность политикиПолитика как наука и искусствоПредмет политологии§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществеВзаимосвязь политологии с другими общественными наукамиФункции политологии2. Политическая система общества§1. Категория "политическая система" в политологииПодходы к пониманию политической системыКомпоненты политической системыМодель политической системы§2. Функции политической системыОбщая характеристика функций политической системыФункции политической системы на "входе"Функции политической системы на "выходе"Политическая система и государственная политика3. Политические режимы§1. Понятие и факторы дифференциации политического режимаПонятие политического режимаФакторы дифференциации политических режимов§2. Классификация политических режимовТоталитарный режимАвторитарный режимДемократический режимИзменения в политической системе общества.Исторические формы и модели демократии.4. Политическая власть§1. Основные характеристики властиОпределения властиСоотношение политики и властиСубъект и объект властиФункции властиКонцепции властиРазделение властиРесурсы власти§2. Легитимность властиТрадиционная легитимностьХаризматическая легитимностьЛегальная или рационально-правовая легитимностьСредства легитимации власти5. Государство§1. Генезис; сущность и функции государстваПричины возникновения государстваСущность государстваПризнаки государстваФункции государстваГосударственный механизм§2. Типы и формы государстваИсторические типы государствФорма государстваМонархияПрезидентская республикаПарламентская республикаФорма государственного устройства. Унитарное государствоФедерация и конфедерация§3. Правовое государство и гражданское обществоПонятие правового государстваОтличительные признаки правового государстваСоциальное государствоГражданское общество6. Политический процесс§1. Сущность и основные характеристики политического процессаПонятие политического процессаСтруктура политического процессаРежимы существования политического процессаСтадии (фазы) политического процессаРиск принятия политических решенийТипология политического процессаУтопии в политическом процессе§2. Политическое участиеПонятие политического участияПрямое и опосредованное участиеТипы политического участияПричины неучастия в политической жизни7. Элиты в политической системе§1. Теория элитКлассическая теория элитЭлитистский подход к управлению социумомПлюралистический подходИнструментально-функциональный подход§2. Рекрутирование элит§3. Классификация элитОсновные типологии элитЭлиты в трансформирующемся государстве8. Политические партии; общественные организации и движения§1. Партия как политический институтПонятие "общественного объединения"Происхождение и сущность политических партийТипы политических партийФункции политических партийПонятие и типы партийных системМногопартийная системаДвухпартийная системаОднопартийная система§2. Общественные организации и движенияПонятие и отличительные признаки общественных организаций и движенийПолитическая роль общественных организаций и движенийФункции общественных организаций и движенийСоциальные движения9. Представительство и выборы§1. Избирательное правоСущность выборовОсновные принципы избирательного праваАктивное избирательное правоПассивное избирательное правоПорядок выдвижения кандидатовТип голосованияАбсентеизм§2. Виды избирательных системПонятие избирательной системыМажоритарная система абсолютного большинстваМажоритарная система относительного большинстваДостоинства и недостатки мажоритарных системПропорциональная системаДостоинства и недостатки пропорциональной системыСмешанные избирательные системыКонцепции роли депутата10. Политические идеологии§1. Сущность и функции политической идеологииПолитическое сознание и политическая идеологияСущность политической идеологииФункции политической идеологии§2. Современные политические идеологииЛиберализмЛиберальный реформизмСоциалистическая идеологияМарксизм как идеология пролетариатаДемократический социализмКонсерватизмНеоконсерватизм11. Политическая культура и политическая социализация§1. Понятие политической культуры и ее структураФункции политической культуры