Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политическая наука

Сущность политической идеологии

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии". В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

К. Маркс и Ф. Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

К. Маркс и Ф. Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. В.И. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке, Английская (1642-1649 гг.) и Французская (1789-1794 гг.) буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац-религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герцен писал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали.

Положение, что идеология - это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Но важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разница между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных проблем, другие - на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политическая наука
1. Сущность и предмет политической науки§1. Возникновение политической наукиЗарождение политической наукиПолитология как самостоятельная дисциплинаПолитология в СССР и СНГ§2. Объект и предмет политологииПонятие и сущность политикиПолитика как наука и искусствоПредмет политологии§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществеВзаимосвязь политологии с другими общественными наукамиФункции политологии2. Политическая система общества§1. Категория "политическая система" в политологииПодходы к пониманию политической системыКомпоненты политической системыМодель политической системы§2. Функции политической системыОбщая характеристика функций политической системыФункции политической системы на "входе"Функции политической системы на "выходе"Политическая система и государственная политика3. Политические режимы§1. Понятие и факторы дифференциации политического режимаПонятие политического режимаФакторы дифференциации политических режимов§2. Классификация политических режимовТоталитарный режимАвторитарный режимДемократический режимИзменения в политической системе общества.Исторические формы и модели демократии.4. Политическая власть§1. Основные характеристики властиОпределения властиСоотношение политики и властиСубъект и объект властиФункции властиКонцепции властиРазделение властиРесурсы власти§2. Легитимность властиТрадиционная легитимностьХаризматическая легитимностьЛегальная или рационально-правовая легитимностьСредства легитимации власти5. Государство§1. Генезис; сущность и функции государстваПричины возникновения государстваСущность государстваПризнаки государстваФункции государстваГосударственный механизм§2. Типы и формы государстваИсторические типы государствФорма государстваМонархияПрезидентская республикаПарламентская республикаФорма государственного устройства. Унитарное государствоФедерация и конфедерация§3. Правовое государство и гражданское обществоПонятие правового государстваОтличительные признаки правового государстваСоциальное государствоГражданское общество6. Политический процесс§1. Сущность и основные характеристики политического процессаПонятие политического процессаСтруктура политического процессаРежимы существования политического процессаСтадии (фазы) политического процессаРиск принятия политических решенийТипология политического процессаУтопии в политическом процессе§2. Политическое участиеПонятие политического участияПрямое и опосредованное участиеТипы политического участияПричины неучастия в политической жизни7. Элиты в политической системе§1. Теория элитКлассическая теория элитЭлитистский подход к управлению социумомПлюралистический подходИнструментально-функциональный подход§2. Рекрутирование элит§3. Классификация элитОсновные типологии элитЭлиты в трансформирующемся государстве8. Политические партии; общественные организации и движения§1. Партия как политический институтПонятие "общественного объединения"Происхождение и сущность политических партийТипы политических партийФункции политических партийПонятие и типы партийных системМногопартийная системаДвухпартийная системаОднопартийная система§2. Общественные организации и движенияПонятие и отличительные признаки общественных организаций и движенийПолитическая роль общественных организаций и движенийФункции общественных организаций и движенийСоциальные движения9. Представительство и выборы§1. Избирательное правоСущность выборовОсновные принципы избирательного праваАктивное избирательное правоПассивное избирательное правоПорядок выдвижения кандидатовТип голосованияАбсентеизм§2. Виды избирательных системПонятие избирательной системыМажоритарная система абсолютного большинстваМажоритарная система относительного большинстваДостоинства и недостатки мажоритарных системПропорциональная системаДостоинства и недостатки пропорциональной системыСмешанные избирательные системыКонцепции роли депутата10. Политические идеологии§1. Сущность и функции политической идеологииПолитическое сознание и политическая идеологияСущность политической идеологииФункции политической идеологии§2. Современные политические идеологииЛиберализмЛиберальный реформизмСоциалистическая идеологияМарксизм как идеология пролетариатаДемократический социализмКонсерватизмНеоконсерватизм11. Политическая культура и политическая социализация§1. Понятие политической культуры и ее структураФункции политической культуры