Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политическая наука

Форма государственного устройства. Унитарное государство

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире - это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство - это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения - Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобритании).

Федерация и конфедерация

Федерация - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования - члены федерации - имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и др. особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация).

Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т.е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее один из важнейших принципов федеративного устройства - это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).

Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенций между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что и произошло с СССР, Югославией и Чехословакией.

Конфедерация - союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства - члены конфедерации - сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.

Конфедерация - неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено, что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего развития СНГ.

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы - протектораты, унии, империи. Империи - государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, - достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.

Протекторат - формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии - объединения двух монархических государств под властью одного монарха, при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политическая наука
1. Сущность и предмет политической науки§1. Возникновение политической наукиЗарождение политической наукиПолитология как самостоятельная дисциплинаПолитология в СССР и СНГ§2. Объект и предмет политологииПонятие и сущность политикиПолитика как наука и искусствоПредмет политологии§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществеВзаимосвязь политологии с другими общественными наукамиФункции политологии2. Политическая система общества§1. Категория "политическая система" в политологииПодходы к пониманию политической системыКомпоненты политической системыМодель политической системы§2. Функции политической системыОбщая характеристика функций политической системыФункции политической системы на "входе"Функции политической системы на "выходе"Политическая система и государственная политика3. Политические режимы§1. Понятие и факторы дифференциации политического режимаПонятие политического режимаФакторы дифференциации политических режимов§2. Классификация политических режимовТоталитарный режимАвторитарный режимДемократический режимИзменения в политической системе общества.Исторические формы и модели демократии.4. Политическая власть§1. Основные характеристики властиОпределения властиСоотношение политики и властиСубъект и объект властиФункции властиКонцепции властиРазделение властиРесурсы власти§2. Легитимность властиТрадиционная легитимностьХаризматическая легитимностьЛегальная или рационально-правовая легитимностьСредства легитимации власти5. Государство§1. Генезис; сущность и функции государстваПричины возникновения государстваСущность государстваПризнаки государстваФункции государстваГосударственный механизм§2. Типы и формы государстваИсторические типы государствФорма государстваМонархияПрезидентская республикаПарламентская республикаФорма государственного устройства. Унитарное государствоФедерация и конфедерация§3. Правовое государство и гражданское обществоПонятие правового государстваОтличительные признаки правового государстваСоциальное государствоГражданское общество6. Политический процесс§1. Сущность и основные характеристики политического процессаПонятие политического процессаСтруктура политического процессаРежимы существования политического процессаСтадии (фазы) политического процессаРиск принятия политических решенийТипология политического процессаУтопии в политическом процессе§2. Политическое участиеПонятие политического участияПрямое и опосредованное участиеТипы политического участияПричины неучастия в политической жизни7. Элиты в политической системе§1. Теория элитКлассическая теория элитЭлитистский подход к управлению социумомПлюралистический подходИнструментально-функциональный подход§2. Рекрутирование элит§3. Классификация элитОсновные типологии элитЭлиты в трансформирующемся государстве8. Политические партии; общественные организации и движения§1. Партия как политический институтПонятие "общественного объединения"Происхождение и сущность политических партийТипы политических партийФункции политических партийПонятие и типы партийных системМногопартийная системаДвухпартийная системаОднопартийная система§2. Общественные организации и движенияПонятие и отличительные признаки общественных организаций и движенийПолитическая роль общественных организаций и движенийФункции общественных организаций и движенийСоциальные движения9. Представительство и выборы§1. Избирательное правоСущность выборовОсновные принципы избирательного праваАктивное избирательное правоПассивное избирательное правоПорядок выдвижения кандидатовТип голосованияАбсентеизм§2. Виды избирательных системПонятие избирательной системыМажоритарная система абсолютного большинстваМажоритарная система относительного большинстваДостоинства и недостатки мажоритарных системПропорциональная системаДостоинства и недостатки пропорциональной системыСмешанные избирательные системыКонцепции роли депутата10. Политические идеологии§1. Сущность и функции политической идеологииПолитическое сознание и политическая идеологияСущность политической идеологииФункции политической идеологии§2. Современные политические идеологииЛиберализмЛиберальный реформизмСоциалистическая идеологияМарксизм как идеология пролетариатаДемократический социализмКонсерватизмНеоконсерватизм11. Политическая культура и политическая социализация§1. Понятие политической культуры и ее структураФункции политической культуры