Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политическая наука

Концепции власти

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили" (Власть. - М. - 1989. - С. 85).

Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть - производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф. Бэкона, для коммунистических утопий от Т. Мора до Э. Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек - это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика - сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность - в политическую власть. По Мерриаму, бизнес - диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира - человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политическая наука
1. Сущность и предмет политической науки§1. Возникновение политической наукиЗарождение политической наукиПолитология как самостоятельная дисциплинаПолитология в СССР и СНГ§2. Объект и предмет политологииПонятие и сущность политикиПолитика как наука и искусствоПредмет политологии§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществеВзаимосвязь политологии с другими общественными наукамиФункции политологии2. Политическая система общества§1. Категория "политическая система" в политологииПодходы к пониманию политической системыКомпоненты политической системыМодель политической системы§2. Функции политической системыОбщая характеристика функций политической системыФункции политической системы на "входе"Функции политической системы на "выходе"Политическая система и государственная политика3. Политические режимы§1. Понятие и факторы дифференциации политического режимаПонятие политического режимаФакторы дифференциации политических режимов§2. Классификация политических режимовТоталитарный режимАвторитарный режимДемократический режимИзменения в политической системе общества.Исторические формы и модели демократии.4. Политическая власть§1. Основные характеристики властиОпределения властиСоотношение политики и властиСубъект и объект властиФункции властиКонцепции властиРазделение властиРесурсы власти§2. Легитимность властиТрадиционная легитимностьХаризматическая легитимностьЛегальная или рационально-правовая легитимностьСредства легитимации власти5. Государство§1. Генезис; сущность и функции государстваПричины возникновения государстваСущность государстваПризнаки государстваФункции государстваГосударственный механизм§2. Типы и формы государстваИсторические типы государствФорма государстваМонархияПрезидентская республикаПарламентская республикаФорма государственного устройства. Унитарное государствоФедерация и конфедерация§3. Правовое государство и гражданское обществоПонятие правового государстваОтличительные признаки правового государстваСоциальное государствоГражданское общество6. Политический процесс§1. Сущность и основные характеристики политического процессаПонятие политического процессаСтруктура политического процессаРежимы существования политического процессаСтадии (фазы) политического процессаРиск принятия политических решенийТипология политического процессаУтопии в политическом процессе§2. Политическое участиеПонятие политического участияПрямое и опосредованное участиеТипы политического участияПричины неучастия в политической жизни7. Элиты в политической системе§1. Теория элитКлассическая теория элитЭлитистский подход к управлению социумомПлюралистический подходИнструментально-функциональный подход§2. Рекрутирование элит§3. Классификация элитОсновные типологии элитЭлиты в трансформирующемся государстве8. Политические партии; общественные организации и движения§1. Партия как политический институтПонятие "общественного объединения"Происхождение и сущность политических партийТипы политических партийФункции политических партийПонятие и типы партийных системМногопартийная системаДвухпартийная системаОднопартийная система§2. Общественные организации и движенияПонятие и отличительные признаки общественных организаций и движенийПолитическая роль общественных организаций и движенийФункции общественных организаций и движенийСоциальные движения9. Представительство и выборы§1. Избирательное правоСущность выборовОсновные принципы избирательного праваАктивное избирательное правоПассивное избирательное правоПорядок выдвижения кандидатовТип голосованияАбсентеизм§2. Виды избирательных системПонятие избирательной системыМажоритарная система абсолютного большинстваМажоритарная система относительного большинстваДостоинства и недостатки мажоритарных системПропорциональная системаДостоинства и недостатки пропорциональной системыСмешанные избирательные системыКонцепции роли депутата10. Политические идеологии§1. Сущность и функции политической идеологииПолитическое сознание и политическая идеологияСущность политической идеологииФункции политической идеологии§2. Современные политические идеологииЛиберализмЛиберальный реформизмСоциалистическая идеологияМарксизм как идеология пролетариатаДемократический социализмКонсерватизмНеоконсерватизм11. Политическая культура и политическая социализация§1. Понятие политической культуры и ее структураФункции политической культуры