Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политическая наука

Модель политической системы

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "вход" и "выход". Современный политический анализ пытается изучить обмены политической системы со средой и объяснить, каким образом она справляется с общественными проблемами, конфликтами и обеспечивает динамизм и постоянство самой системы и общества в целом.

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

"Выход" - это ответная реакция на воздействие, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее специализированными институтами.

Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи", отражающая в представленной модели политический процесс.

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Д.Истон пришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает, в конечном счете, государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения "поощрений" за лояльное поведение и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.

Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но не нем нельзя сидеть, говорил Талейран. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на голую власть, на силу, но невозможно спокойно управлять. Поддержка как раз и обеспечивает необходимые условия для правления, нормального функционирования политического сообщества.

Политические системы различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они гармонично дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у граждан. Отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе и обречена на гибель.

На "выходе" из политической системы в среду проявляются результаты ее работы - обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно-властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи". В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.

Процесс поступления и регистрации требований на "входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход с последующим контролем за реализацией - это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политическая наука
1. Сущность и предмет политической науки§1. Возникновение политической наукиЗарождение политической наукиПолитология как самостоятельная дисциплинаПолитология в СССР и СНГ§2. Объект и предмет политологииПонятие и сущность политикиПолитика как наука и искусствоПредмет политологии§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществеВзаимосвязь политологии с другими общественными наукамиФункции политологии2. Политическая система общества§1. Категория "политическая система" в политологииПодходы к пониманию политической системыКомпоненты политической системыМодель политической системы§2. Функции политической системыОбщая характеристика функций политической системыФункции политической системы на "входе"Функции политической системы на "выходе"Политическая система и государственная политика3. Политические режимы§1. Понятие и факторы дифференциации политического режимаПонятие политического режимаФакторы дифференциации политических режимов§2. Классификация политических режимовТоталитарный режимАвторитарный режимДемократический режимИзменения в политической системе общества.Исторические формы и модели демократии.4. Политическая власть§1. Основные характеристики властиОпределения властиСоотношение политики и властиСубъект и объект властиФункции властиКонцепции властиРазделение властиРесурсы власти§2. Легитимность властиТрадиционная легитимностьХаризматическая легитимностьЛегальная или рационально-правовая легитимностьСредства легитимации власти5. Государство§1. Генезис; сущность и функции государстваПричины возникновения государстваСущность государстваПризнаки государстваФункции государстваГосударственный механизм§2. Типы и формы государстваИсторические типы государствФорма государстваМонархияПрезидентская республикаПарламентская республикаФорма государственного устройства. Унитарное государствоФедерация и конфедерация§3. Правовое государство и гражданское обществоПонятие правового государстваОтличительные признаки правового государстваСоциальное государствоГражданское общество6. Политический процесс§1. Сущность и основные характеристики политического процессаПонятие политического процессаСтруктура политического процессаРежимы существования политического процессаСтадии (фазы) политического процессаРиск принятия политических решенийТипология политического процессаУтопии в политическом процессе§2. Политическое участиеПонятие политического участияПрямое и опосредованное участиеТипы политического участияПричины неучастия в политической жизни7. Элиты в политической системе§1. Теория элитКлассическая теория элитЭлитистский подход к управлению социумомПлюралистический подходИнструментально-функциональный подход§2. Рекрутирование элит§3. Классификация элитОсновные типологии элитЭлиты в трансформирующемся государстве8. Политические партии; общественные организации и движения§1. Партия как политический институтПонятие "общественного объединения"Происхождение и сущность политических партийТипы политических партийФункции политических партийПонятие и типы партийных системМногопартийная системаДвухпартийная системаОднопартийная система§2. Общественные организации и движенияПонятие и отличительные признаки общественных организаций и движенийПолитическая роль общественных организаций и движенийФункции общественных организаций и движенийСоциальные движения9. Представительство и выборы§1. Избирательное правоСущность выборовОсновные принципы избирательного праваАктивное избирательное правоПассивное избирательное правоПорядок выдвижения кандидатовТип голосованияАбсентеизм§2. Виды избирательных системПонятие избирательной системыМажоритарная система абсолютного большинстваМажоритарная система относительного большинстваДостоинства и недостатки мажоритарных системПропорциональная системаДостоинства и недостатки пропорциональной системыСмешанные избирательные системыКонцепции роли депутата10. Политические идеологии§1. Сущность и функции политической идеологииПолитическое сознание и политическая идеологияСущность политической идеологииФункции политической идеологии§2. Современные политические идеологииЛиберализмЛиберальный реформизмСоциалистическая идеологияМарксизм как идеология пролетариатаДемократический социализмКонсерватизмНеоконсерватизм11. Политическая культура и политическая социализация§1. Понятие политической культуры и ее структураФункции политической культуры