Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политология

ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Методология изучения истории политической мысли

Прежде чем перейти к изложению истории политических учений, представляется необходимым высказать несколько общих предварительных замечания.

1. О способе изложения. К. Манхейм (1893-1947), видный мыслитель XX в., один из основателей социологии знания, отмечал, что существуют два основных способа изложения истории идей. Первый способ -- «повествовательный», на основе которого показывается «переход» идей от одного мыслителя к другому и ведется эпический рассказ об истории их развития. Второй способ рассматривает историю мысли через анализ различных стилей мышления, ключом к пониманию изменений мысли служит меняющийся «общественный фон», прежде всего судьба классов и общественных групп (См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 572).

В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что название известного двухтомного труда Б. Рассела (1872-1970), переведенное в русском издании как «История западной философии» в английском оригинале имеет продолжение: «и ее связь с политическими и социальными условиями с древнейших времен до настоящего дня». И действительно, историю философских идей и учений Запада Б. Рассел рассматривает в тесной взаимосвязи их с политическими и социальными условиями разных исторических эпох. Так, рассмотрение греческой философии он начинает с возникновения греческой цивилизации вообще.

Такой способ изложения истории идей тем более необходим при изложении истории политических и правовых идей и учений, ибо последние в гораздо большей степени, чем собственно философские как самые абстрактные, связаны с политическими и социальными условиями своего времени, с судьбами государств, классов и общественных групп.

2. Две «осевых эпохи» в истории идей и учений. История развития любых идей и учений, в том числе политических и правовых, не равномерный прямолинейный процесс, предполагающий постепенное накапливание знаний. Как в истории вообще бывают свои взрывные, революционные эпохи, так и в истории идей и учений бывают периоды в несколько столетий, когда наблюдается удивительный феномен настоящего фейерверка человеческого духа, человеческого интеллекта. Это своего рода «духовные революции», во многом определяющие дальнейший ход человеческой цивилизации.

К. Ясперс (1883-1969) в своей работе «Смысл и назначение истории» выделяет два «осевых времени», две «осевых эпохи» в развитии идей и учений. Первая «осевая эпоха» -- это период примерно между 800 и 200 г. до н.э. Именно тогда почти одновременно и независимо друг от друга на Востоке - в Китае, Индии, Персии, Палестине и на Западе -- в Греции образовалось несколько, внутренне родственных друг другу, духовных центров. В Китае тогда жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы и другие философы. В Индии возникли Упанишады (санскр. -- сокровенное знание) - основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем, подчиненных практическим идеям достижения духовного «освобождения». В Иране пророк Заратустра говорил о мире, в котором идет борьба добра со злом. В Греции -- это время эпического поэта Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи», великих философов Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других, историка Фукидида и ученого Архимеда.

Они не только осуществили прорыв мифологического мировоззрения. Они совершили нечто несравненно большее. В результате их деятельности появился человек рационально мыслящий, способный к самосознанию, т.е. к процессу, когда сознание, мышление (человека) делает предметом исследования само сознание, само мышление. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. В эпоху первого «осевого времени» были разработаны основные философские и политические категории, которыми пользуются люди XX в., были заложены основы современных мировых религий.

Вторая «осевая эпоха» -- 1500-1800 гг. -- имела место в основном в Европе. Восток она затронула меньше, хотя еще около 1400 г. жизнь Европы, Индии и Китая протекала примерно на одном уровне цивилизации. Но в Европе зародился и получил развитие капитализм, произошли промышленная, научная, политические, религиозные революции. Все это вызвало новый могучий взлет человеческой мысли. Характеризуя замечательные духовные творения европейцев этой эпохи, Ясперс называет имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Шекспира, Рембрандта, Гете, Спинозы, Канта, Баха, Моцарта. И хотя в этом списке названы имена только двух философов, занимавшихся политическими, правовыми и морально-этическими проблемами -- Спинозы и Канта, второе «осевое время» характеризуется взлетом политико-правовой мысли и деятельности, равно как мысли и деятельности художественно-творческой и музыкальной. Преимущество второй «осевой эпохи» Ясперс видел в том, что она, возвышаясь над тем, что уже было создано в период первой «осевой эпохи», обладала большим горизонтом и достигала большей широты и глубины. Окончательно шаги, отделяющие все историческое прошлое от еще скрытого от нас будущего, были сделаны лишь в XIX в.См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33, 96-97.

3. О связи политических и правовых учений с философией. Политические и правовые идеи и учения долгое время развивались в лоне философии, которая, отделившись от мифологии и религии, включала в себя все знания и представления людей об окружающем их мире -- Земле и Вселенной и о самом себе -- о Человеке. Фактически вплоть до эпохи Возрождения и начала Нового времени, т.е. до XV--XVII вв., политическая и правовая мысль развивались главным образом благодаря усилиям философов. Великие философы Древней Греции Платон и Аристотель были и великими политическими мыслителями: их наследие содержит в себе важные положения относительно законов и правопорядка в обществе.

Даже когда политическая и правовая мысль обрела самостоятельный статус, ее связи с философией и прежде всего политической философией сохранились. Весьма показательно, что в России в начале XX столетия общая теория государства и права называлась «философией права», а история политических и правовых учений была частью общей теории государства и права и называлась историей философии и права.

Теперь и понятие, и учебный курс «философии права» восстановлены в своих правах. В вышедших в последние годы учебниках и учебных пособиях по «философии права» См: Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992; Нерсесянц В.С. Филосо-фия права. Учебник для вузов. М., 1997; Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. содержится немало материала, представляющего интерес для политической науки.

4. О связи истории политических и правовых учений с современностью. Изучение политических и правовых учений прошлого (а каждый прожитый нами день с позиций наступающего дня становится прошлым) помогает лучше понять не только прошлое, но и настоящее. Связь прошлого и настоящего настолько велика, что и сегодня, в самом конце XX в., мы продолжаем анализировать тексты сочинений выдающихся мыслителей прошлого, даже ведем с ними полемику как с нашими современниками.

Свидетельством тому может служить книга одного из самых видных современных западных философов К. Поппера (1902) «Открытое общество и его враги», первый том которой «Чары Платона» целиком посвящен критическому анализу «политической программы» Платона. Автор подчеркивает, что, когда он обращается к прошлому, проблемы, рассматриваемые им, являются проблемами современности.

Бывает и так, что идеи, высказанные мыслителями, значительно опережают свою эпоху и потому не встречают особого понимания у современников. И только спустя века к новым поколениям людей приходит прозрение того, что эти идеи не просто из разряда великих, а действительно судьбоносные.

5. О «вечных» проблемах истории политической и правовой мысли. Четыре с лишним тысячелетия насчитывает история политической и правовой мысли людей. За это время сменяющие друг друга поколения людей многое пережили, многое осмыслили и переосмыслили. Изменились формы политической организации общества, представления людей о нормах их отношений с властью, о праве. И тем не менее есть социально-политические проблемы, которые люди пытались разрешить два с половиной тысячелетия тому назад и пути их решения которых ищут и сегодня.

Возьмем, например, вопрос об «идеальном» государстве». В древности его мысленно проектировали Конфуций в Китае и Платон в Греции. Поиски «идеального» государства идут через всю историю политических и правовых учений, вплоть до наших дней. И поиски не окончены, они будут продолжаться -- может быть, до тех пор, пока будет существовать человеческое общество.

Нередко старые понятия или высказывания наполняются новым содержанием, соответствующим изменившимся условиям общественной жизни. Так, Аристотель говорил о существовании идеи, согласно которой все люди от природы равны. Эта идея значительно опередила свое время и пришлась явно не «ко двору» в рабовладельческой Греции. Великая идея о том, что все люди равны не только по природе, а в силу всеобщего правового равенства, получила признание лишь в эпоху буржуазно-демократических революций в Европе в период XVII--XIX вв., особенно в выступлениях теоретиков и политических лидеров, а также в документах Великой французской революции конца XIII в. Позже идея всеобщего правового равенства людей легла в основу понимания прав и свобод человека.

  • 6. О внутреннем содержании, смысле истории политических и правовых учений. Известно, что философы всегда стремились найти «причинную связь вещей», найти истину всеобщего бытия и сознания. Что же ищут политологи в истории политических и правовых учений, какую истину они хотели бы найти или хотя бы определить подход к ней? Основное содержание истории политико-правовой идеологии следует видеть в возрастании гуманистических начал в самой идеологии и, особенно, в государственной политико-правовой практике. Взрыв Ренессанса в Европе (в Италии -- в XIV-XVI вв., в других странах -- в конце XV- XVI в.), называемого иначе Возрождением, принес обществу совершенно новое, необходимое для дальнейшего развития цивилизации понятие -- гуманизм.
  • 7. Периодизацию истории политических учений нельзя рассматривать в отрыве от периодизации истории вообще. Существует несколько подходов к периодизации истории человечества.

Первый подход был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи:

древний мир -- с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 г. н.э., средневековье -- с V до XV в. Возрождение -- XV-XVI вв., Новое время -- XVII--XIX вв. и, соответственно, Новейшее время -- XX век. Возрождение нередко трактовалось и трактуется не как самостоятельная эпоха, а как поздний этан средневековья, или ранний, подготовительный этап Нового времени, что свидетельствует об известной условности любой другой периодизации, в том числе и этой.

Второй подход был предложен марксизмом в середине XIX в. В основе Марксовой периодизации истории лежит классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности. К. Маркс рассматривал историю как естественно-исторический процесс перехода от низшей общественно-экономической формации к более высокой -- от первобытно-общинной (доклассовой) формации к рабовладельческой, от нее к феодальной, от нее к капиталистической, или буржуазной, формации и от буржуазной формации к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм. Маркс считал, что коренной перелом в истории человечества произойдет при переходе от последней антагонистической формации -- буржуазной к коммунистической формации. Образно он эту мысль выражал как переход от предыстории человечества к его подлинной истории.

Что касается идей и учений -- философских, политических, экономических, правовых и прочих, то в СССР, а затем в других социалистических странах в учебниках по обществоведению было принято различать два основных этапа в их развитии -- домарксистский и марксистский. Получалось так, что подобно тому, как коммунизм представлял собой высший этап в развитии человеческого общества, так и марксизм (марксизм-ленинизм) представлял собой высший этап развития общественной мысли. А вся история развития домарксистской мысли была ценна лишь постольку, поскольку вела и привела к возникновению марксизма в 40-е гг. XIX в.

Третий подход, предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает феномен индустриального производства, возникший как раз в XVII-XVIII вв. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, соответственно, три общества -- доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (информационное), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX в.

Какой из этих подходов более применим к истории политических и правовых учений? Мы полагаем, что первый: древний мир, средневековье, Новое и Новейшее время. Он общепризнан, широко используется в науке. В то же время можно использовать и синтезированные подходы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политология
I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА1. Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки2. Методологические основы и функции политологии3. Основные парадигмы и школы политологииЛитератураII. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Методология изучения истории политической мысли2. Рождение политико-правовой мысли на Древнем Востоке3. Этатизм - доминанта политической мысли Древней Греции и Рима4. Политическая мысль европейского средневековья5. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации6. Индивидуализм и демократизм в западных учениях XVII-XVIII вв.7. Либеральные теории XIX в.8. Социалистическая мысль XIX в.9. Политическая мысль в XX в.ЛитератураIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ 1. Начала политической мысли в России (от зарождения до XVII в.)2. Российская политическая мысль XVIII в.3. Характер политических учений в России XIX в.4. Политическая мысль в России в XX в.ЛитератураIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ )1. Сущность и содержание власти