Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политология

Основные парадигмы и школы политологии

Политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигматических дисциплин, т.е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.

Понятие парадигмы введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 60-е годы нашего столетия. С точки зрения куновской концепции, парадигма как бы задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы,

Логическая модель развития научного познания политики по Куну представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, ведущих между собой борьбу за лидерство, которая заканчивается победой одной из них, превращающейся в новую парадигму. В этом плане можно сказать, что история политологии - это история постоянного обновления и обогащения парадигм.

С высот сегодняшнего дня выделяют следующие основные парадигмы политологии.

Теологическая парадигма исходит из сверхъестественного, божественного объяснения природы политики и политической власти. Такой подход к политике, как уже отмечалось, был характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Конечно, такое объяснение природы политики, строго говоря, вряд ли можно назвать научным. И все же эта форма интерпретации политических явлений существовала несколько веков, и забывать об этом нельзя.

Широкое распространение получили и так называемые нamуpaлиcmuчecкue парадигмы, суть которых сводится к попыткам объяснить политику преимущественно внесоциальными природными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями людей и т.д.

Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочинениях Гиппократа, Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж. Бодена (XVI в.), сформулировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье в сочинении "О духе законов", в котором сформулированы основные принципы "геополитического направления" в политике. Согласно Монтескье географическая среда и, в первую очередь, климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.

В XX веке идеи геополитики развил профессор Оксфордского университета Джон Маккиндер. Именно его работа "Географический стержень истории" (1904) легла в основу всех геополитических концепций XX века. С точки зрения Маккиндера, для современного геополитического анализа и практической внешней политики важнейшее значение имеет географический детерминизм, "размещение" политических сил в конкретной географической среде. Маккиндер исходил из постулата, впоследствии утвердившегося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к морю, существенно отстают в развитии. Он пришел к делению мира на сухопутную и морскую силы. Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой составной частью формирования политического курса любого государства.

Биополитическая парадигма своими корнями уходит в XIX век, в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни таким наблюдаемым фактором выступало поведение, которое, в свою очередь, определялось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополитики: "стимул - организм - реакция". При этом принципиальным для биополитики является отказ от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Отсюда сторонники данного направления делали вывод, что именно пол, возраст, генетические, врожденные качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.

Именно на этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) - одно из ведущих направлений в американской социологии и политологии конца XIX - начала XX веков. Классическая форма бихевиоризма достигла расцвета в 20-30-е годы. На этот период приходится пик влияния бихевиоризма на идеи и методы политологии. Значительный вклад в разработку методологических и теоретических основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэл. Сформировалась "Чикагская школа" в политической науке США.

Большую популярность среди американских политологов бихевиоризм завоевал благодаря, прежде всего, четко выраженной установке на эмпирическое исследование поведения людей в сфере политики. Этим он выгодно отличается от доктрин, разработанных в рамках европейских социально-философских и государственно-правовых традиций, характеризовавшихся поверхностным описательством и узким юридическим формализмом. Второе дыхание в своем развитии бихевиоризм в США получил после второй мировой войны.

В настоящее время идеи биополитики находят свое воплощение также в феминистских теориях, прежде всего в политологии феминизма, занимающейся исследованием особенностей политического поведения женщин, влияния пола, возраста, темперамента на область политики. На сходных с биологическим подходом методологических позициях находятся и представители психологизаторского направления, получившего распространение в политологии в 50-60-е годы XX века. Суть его сводится к абсолютизации психологических качеств человека, к попыткам объяснить политическое явление, политическое поведение исключительно психологическими качествами индивида либо малой группы.

Данный подход получил свое воплощение, в частности, в концепции власти Б. Рассела. Раскрытие психологии власти, по мнению Рассела, включает в себя анализ таких индивидуальных явлений, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти качества личности чаще всего используются тем или иным лидером для утверждения себя в качестве диктатора. Поэтому важнейшим условием сохранения демократии и недопущения диктаторского режима являются, по утверждению Рассела, предотвращение условий, порождающих социальное возбуждение, воспитание людей в духе, исключающем появление склонностей к подобным настроениям. Нетрудно видеть, что данный подход расширяет спектр аргументов бихевиористского направления через изучение и анализ скрытых мотивов поведения.

Рассмотренные выше натуралистические парадигмы в политологии - это лишь одно направление. Другое не менее значимое направление представляет социальная парадигма. Она объединяет весьма разнообразные теории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, и прежде всего через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, или же через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социального действия.

Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Наряду с марксистской концепцией, существует довольно распространенная точка зрения на политику, политическую жизнь как относительно автономную сферу жизни. Такой подход нашел свое воплощение в теории рациональности М. Вебера, концепции элит В. Парето и Г. Моска и в ряде других школ и направлений.

В западной политологии довольно широко распространена концепция "господства права", в соответствии с которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что именно право, а не политические деятели, в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе, которым должны руководствоваться как государство, так и индивиды. С их точки зрения процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов. Отсюда основная цель политологов при анализе политической жизни якобы должна сводиться исключительно к исследованию правовых норм.

К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Сторонники данного подхода рассматривают содержание политических процессов под ценностно-нормативным углом зрения. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, форму политического поведения, называют следующие виды: идеологические, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидов механизму и нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидов в личные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следовательно, и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками, свойствами человека, которые всегда индивидуализированы.

Итак, рассмотренные нами наиболее существенные подходы к описанию природы и сущности политики показывают сложность и многоплановость политической жизни и ввиду этого невозможность в полной мере объяснить ее лишь в рамках одного, подчас упрощенного подхода, одной парадигмы. С другой стороны, рассмотренные парадигмы позволяют увидеть то, как менялись представления о политике в контексте общего представления о законах общественного развития.

В современной политологии определились следующие направления в исследовании природы и сущности политической жизни:

  • 1) социологическое направление, делающее упор на теоретико-методологическое осмысление природы и сущности политики, политических явлений и процессов;
  • 2) нормативно-институциональный подход, в основе которого находится анализ политических, конституционных норм и институтов, партийных и избирательных систем, их сравнительный анализ;
  • 3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента, результатов конкретно-социологических исследований.

В настоящее время сложились национальные политологические школы.

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали традиционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса. Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. В американской политологической науке отсутствует господствующее направление. Наиболее распространенными и значительными являются: 1) социологическое направление: 2) бихевиористское (поведенческое) направление; 3) психологический подход.

Центральной задачей американской политологии традиционно остается разработка проблем политической власти. При этом выделяют два уровня исследования: 1) анализ конституционных основ и принципов политической власти (Конгресс, система президентства и административно-управленческого аппарата и т.п.); 2) анализ политической власти и политического поведения (механизм функционирования общественного мнения, поведения избирателей, деятельность политических партий).

В последнее время в американской политологии бурное развитие получили новые направления (теории политического управления, международной политики, политической модернизации, сравнительной политологии).

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: 1) теория конфликта; 2) теория согласия; 3)теория плюралистической демократии.

В отличие от англо-американской политологии современная политология ФРГ носит преимущественно теоретико-философский характер и сочетается с политико-социологическими исследованиями. В центре внимания политологов ФРГ являются: теории политических систем; сравнительное и историческое изучение типов господства и их идеологического оформления, т.е. политических учений; социология политических институтов, партий, политического поведения; анализ общественного мнения и политической роли средств массовой информации.

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Она, по существу, оформилась как самостоятельная отрасль знаний только после второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются теоретические, государствоведческие аспекты, исследование политических процессов в рамках конституционного права.

В России, как уже отмечалось, лишь в последние годы политология как наука и учебная дисциплина получила официальное признание и гражданство. В центре внимания исследователей находятся следующие проблемы: политическая жизнь и ее основные характеристики; теория власти и властных отношений; политические системы и режимы современности; политическая культура и политическая идеология; личность и политика; политическая модернизация общества; геополитика; международные политические отношения.

Литература

  • 1. Политология: Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекции 1-3.
  • 2. Политология /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1996. Тема 1.
  • 3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 1,2.
  • 4. Ильин М.В. Политика как предмет изучения, состав политологии и методы основных политологических дисциплин. М., 1994.
  • 5. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995.
  • 6. Компьютерное моделирование социально-политических процессов /Под общ. ред. О.Ф. Шаброва. М., 1994.
  • 7. Макарычев А.С., Сергунин А.А. Постмодернизм и западная политическая наука //Социально-политический журнал. 1996. № 3.
  • 8. Кулик А.Н. Тенденции развития политической науки в России //Общественные науки и современность. 1996. № 2.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Политология
I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА1. Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки2. Методологические основы и функции политологии3. Основные парадигмы и школы политологииЛитератураII. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Методология изучения истории политической мысли2. Рождение политико-правовой мысли на Древнем Востоке3. Этатизм - доминанта политической мысли Древней Греции и Рима4. Политическая мысль европейского средневековья5. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации6. Индивидуализм и демократизм в западных учениях XVII-XVIII вв.7. Либеральные теории XIX в.8. Социалистическая мысль XIX в.9. Политическая мысль в XX в.ЛитератураIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ 1. Начала политической мысли в России (от зарождения до XVII в.)2. Российская политическая мысль XVIII в.3. Характер политических учений в России XIX в.4. Политическая мысль в России в XX в.ЛитератураIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ )1. Сущность и содержание власти