var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]]; var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]]; var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]]; var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]]; googletag.cmd.push(function() { var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_top', div_336x280, 'div-336x280_top').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_1', div_650x333, 'div-336x280_1').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_2', div_336x280, 'div-336x280_2').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_3', div_336x280, 'div-336x280_3').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_btm', div_650x333, 'div-336x280_btm').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.pubads().collapseEmptyDivs(); googletag.enableServices(); }); googletag.cmd.push(function() { // not render hided ads according grid css var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build(); var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90', div_970x90, 'div-970x90').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90_btm', div_970x90, 'div-970x90_btm').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600', div_300x600, 'div-300x600').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600_sticky', div_300x600, 'div-300x600_sticky').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_rich', [1, 1], 'div-rich').addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.enableServices(); });

Когнитивная лингвистика

План:

  • 1. История возникновения и современное состояние
  • 2. Основные понятия когнитивной лингвистики
  • 3. Языковая и концептуальная картины мира

Термины «когнитология», «когнитивная наука» появились в середине 1970-х гг. в связи с формированием области науки, которая изучала процессы усвоения, накопления и использования информации человеком. Когнитивная лингвистика является междисциплинарной наукой: она использует самые разные сведения (из философии, логики, математики, психологии, антропологии, теории информации и др.).

Когнитивная лингвистика - направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира. Язык представляет собой средство для мыслительного процесса. Язык - познавательный механизм, система знаков, которая кодирует информацию. Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.

Теория современной когнитивной лингвистики состоит из нескольких программ, которые отличаются между собой и образуют разные когнитивные течения:

  • 1. Описание и объяснение ментального механизма, которые объясняют взаимодействие стимула и реакции;
  • 2. Главная роль в мыслительном процессе принадлежит субъекту;
  • 3. Исследование внутренней мыслительной природы человека;
  • 4. Изучение когнитивных процессов в отношении с аффектами.

Главной задачей, которая стоит перед лингвистами, является изучение и описание концептов, образующих картину мира. Под концептом понимается древнейшая единица знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.

Модель мира в каждой культуре строится из целого ряда универсальных концептов. К ним относятся пространство, время, количество, число, причина, судьба, правда, закон, любовь, огонь, вода и др. При одинаковом наборе универсальных концептов у каждого народа есть свои специфические концепты. Так, русской культуре присущи такие концепты, как душа, дом, поле, даль, воля, тоска, зимняя ночь, туманное утро и др. Совокупность концептов образуют концептуальную картину мира.

В настоящее время в когнитивной лингвистике активно используются термины «фрейм», «сценарий», «скрипт».

Приведем пример, показывающий, что такое «фрейм». Каждый из нас видел множество самых разных стульев. Каждый из нас имеет у себя в уме фрейм стула (то есть обобщённую схему этого объекта), в соответствии с которым у стула имеются обычно четыре ножки и спинка. Видя кого-то, кто сидит на стуле, который видим не полностью, мы знаем, что невидимые части стула - это либо спинка, либо какие-то или же все его ножки.

Фрейм помогает нам «дорисовывать» в уме то, что мы не видим, но что должно иметь место. Обращение к фреймам помогает человеку при интерпретации высказываний, содержащих недомолвки, намёки и т. д.

Концепты и фреймы составляют языковую картину мира. Языковая картина мира - это организованное множество отдельных элементов опыта (концептов) и множество схем типовых ситуаций (фреймов). Языковая картина мира организует знания человека. Картина мира постоянно пополняется и уточняется, так как общество развивается, происходит обмен опытом между людьми. Картина мира является общей, коллективной и принадлежит всему обществу, управляет поведением человека. Овладение чужим языком предполагает понимание языковой картины мира, знание культурных традиций и социальных норм, владение концептами.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >